СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие способностей учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей истории и обществознания. 

Просмотр содержимого документа
«"Развитие способностей учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы".»

                              « Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей у учащихся на уроках истории и обществознания»

« Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей у учащихся на уроках истории и обществознания»

Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад.  Стефани Дезибур Проблема одаренности всегда была и является в современном образовании актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.  В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию. Это есть важный критерий совершенствования системы образования.  Актуальность

Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда могут внести в общество свой собственный вклад. Стефани Дезибур

Проблема одаренности всегда была и является в современном образовании актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию. Это есть важный критерий совершенствования системы образования.

Актуальность

Национальная  образовательная инициатива  «Наша новая школа»  В РАЗДЕЛЕ «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ» НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ГОВОРИТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ: « В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ В РОССИИ БУДЕТ ВЫСТРОЕНА РАЗВЕТВЛЕННАЯ СИСТЕМА ПОИСКА, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ. НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ СРЕДУ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБО ОДАРЕННЫХ РЕБЯТ В КАЖДОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТРЕБУЕТСЯ РАЗВИВАТЬ И ОТРАБОТАТЬ МЕХАНИЗМЫ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ. ОДНОВРЕМЕННО СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ СИСТЕМУ ПОДДЕРЖКИ СФОРМИРОВАВШИХСЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

В РАЗДЕЛЕ «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ» НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ГОВОРИТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ: « В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ В РОССИИ БУДЕТ ВЫСТРОЕНА РАЗВЕТВЛЕННАЯ СИСТЕМА ПОИСКА, ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ СРЕДУ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБО ОДАРЕННЫХ РЕБЯТ В КАЖДОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ТРЕБУЕТСЯ РАЗВИВАТЬ И ОТРАБОТАТЬ МЕХАНИЗМЫ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

ОДНОВРЕМЕННО СЛЕДУЕТ РАЗВИВАТЬ СИСТЕМУ ПОДДЕРЖКИ СФОРМИРОВАВШИХСЯ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ.

СПОСОБНОСТИ  - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ  - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ  - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность!!!!!

СПОСОБНОСТИ  - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

ТАЛАНТ  - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ  - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность!!!!!

 Принципы обучения творческому саморазвитию учащихся

Принципы обучения творческому саморазвитию учащихся

Задачи в работе с интеллектуально одаренными детьми

Задачи в работе с интеллектуально одаренными детьми

Требования к личности учителя, сопровождающего творческое саморазвитие ученика. нравственность желание работать нестандартно мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися увлечённость своим делом знание психологии одарённых учащихся поисковая активность любознательность эрудированность знание всех областей человеческой жизни

Требования к личности учителя, сопровождающего творческое саморазвитие ученика.

нравственность

желание работать нестандартно

мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися

увлечённость своим делом

знание психологии одарённых учащихся

поисковая активность

любознательность

эрудированность

знание всех областей человеческой жизни

Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников: Дисциплинированный. Неровно успевающий. Организованный. Выбивающийся из общего темпа. Эрудированный. Странный в поведении, непонятный. Умеющий поддержать общее дело. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Стабильно успевающий. Занятый исключительно своими делами. Быстро, “на лету” схватывающий. Не умеющий общаться, конфликтный. Общающийся легко, приятный в общении. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

Личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников:

  • Дисциплинированный.
  • Неровно успевающий.
  • Организованный.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Эрудированный.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Умеющий поддержать общее дело.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Стабильно успевающий.
  • Занятый исключительно своими делами.
  • Быстро, “на лету” схватывающий.
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Общающийся легко, приятный в общении.
  • Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  • Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  • Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
Качества, чаще всего характеризующие   одарённых детей:  Неровно успевающий. Выбивающийся из общего темпа. Странный в поведении, непонятный. Занятый своими делами (индивидуалист). Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.  Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Качества, чаще всего характеризующие   одарённых детей:

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Это в большей мере относится к творчески одарённым. Творческая

одарённость - большое счастье и испытание для обладателей этого дара, и для учителей и родителей.

Талантливым детям свойственны следующие черты: •   Сильно развитое чувство справедливости. •  Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.  • Не могут четко развести реальность и фантазию.  • Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. •  Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». •  Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить множество опасных последствий

Талантливым детям свойственны следующие черты:

  Сильно развитое чувство справедливости.

•  Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. 

• Не могут четко развести реальность и фантазию. 

• Хорошее чувство юмора. Талантливые люди обожают игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают.

•  Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока

«не по зубам».

•  Преувеличенные страхи, поскольку одаренные дети способны вообразить

множество опасных последствий

Организация учебного процесса: а) создание в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;   б) вычленение противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;   в) формулирование задач творческого типа, вытекающих из этой проблемы. Формы реализации: групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Организация учебного процесса:

а) создание в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;   б) вычленение противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;   в) формулирование задач творческого типа, вытекающих из этой проблемы.

Формы реализации:

групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Знания не даются в готовом виде. Широко используем: блоки, составление схем, составление слов, творческое письмо, несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление. Задания на развитие мышления Например: Распределите данные слова по группам. Найдите «третий лишний» . Задания на развитие воображения Например: Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской. Нарисуйте портрет героя. Составьте маршрутный лист «Путь странствий…» Задания на развитие памяти Диктант по датам. Диктант по определениям. Задания на развитие внимания например Назовите деталь в историческом событии и объясните её роль. Задания на развитие познавательной сферы Например: Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

Знания не даются в готовом виде.

Широко используем:

  • блоки,
  • составление схем,
  • составление слов,
  • творческое письмо,
  • несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

Задания на развитие мышления

Например:

Распределите данные слова по группам.

Найдите «третий лишний» .

Задания на развитие воображения

Например:

Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

Нарисуйте портрет героя.

Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

Диктант по датам.

Диктант по определениям.

Задания на развитие внимания

например

Назовите деталь в историческом событии и объясните её роль.

Задания на развитие познавательной сферы

Например:

Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

Задания на развитие мышления Например: Распределите данные слова по группам.  Найдите «третий лишний» . Задания на развитие воображения Например: Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.  Нарисуйте портрет героя.  Составьте маршрутный лист «Путь странствий…» Задания на развитие памяти  Диктант по датам.  Диктант по определениям. Задания на развитие внимания Например: Назовите деталь в историческом событии и объясните её роль. Задания на развитие познавательной сферы Например: Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).  Одной из часто используемых нами технологий является  игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями.

Задания на развитие мышления

Например: Распределите данные слова по группам.

Найдите «третий лишний» .

Задания на развитие воображения

Например: Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

Нарисуйте портрет героя.

Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

Диктант по датам.

Диктант по определениям.

Задания на развитие внимания

Например: Назовите деталь в историческом событии и объясните её роль.

Задания на развитие познавательной сферы

Например: Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

Одной из часто используемых нами технологий является  игровая технология.

Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями.

Виды внеклассной работы: Участие в конкурсах. Предметные недели. Школьный интеллектуальный марафон. «Старт в науку», «День в науку». «Портфолио» - фестиваль творческих работ учащихся. Предметные олимпиады. Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах. Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, иллюстраций, кроссвордов.  Кроме информационных технологий,   учебный проект . Как вариант, мини – проекты.  

Виды внеклассной работы:

  • Участие в конкурсах.
  • Предметные недели.
  • Школьный интеллектуальный марафон.
  • «Старт в науку», «День в науку».
  • «Портфолио» - фестиваль творческих работ учащихся.
  • Предметные олимпиады.
  • Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
  • Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, иллюстраций, кроссвордов.

Кроме информационных технологий,   учебный проект .

Как вариант, мини – проекты.

 

Из записок генерала-майора Н.А. Саблукова В своих записках Саблуков так говорит о внешности Аракчеева:  По наружности Аракчеев похож на большую обезьяну в мундире. Он был высок ростом, худощав и жилист; в его складе не было ничего стройного; так как он был очень сутуловат и имел длинную тонкую шею, на которой можно было бы изучать анатомию жил, мышц и т. п. Сверх того, он как-то судорожно морщил подбородок. У него были большие, мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная в сторону; цвет лица его был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, ноздри вздутые, рот большой, лоб нависший. Чтобы дорисовать его портрет — у него были впалые серые глаза, и всё выражение его лица представляло странную смесь ума и злости.

Из записок генерала-майора Н.А. Саблукова

  • В своих записках Саблуков так говорит о внешности Аракчеева: По наружности Аракчеев похож на большую обезьяну в мундире. Он был высок ростом, худощав и жилист; в его складе не было ничего стройного; так как он был очень сутуловат и имел длинную тонкую шею, на которой можно было бы изучать анатомию жил, мышц и т. п. Сверх того, он как-то судорожно морщил подбородок. У него были большие, мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная в сторону; цвет лица его был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, ноздри вздутые, рот большой, лоб нависший. Чтобы дорисовать его портрет — у него были впалые серые глаза, и всё выражение его лица представляло странную смесь ума и злости.
Синтетический анализ персоналии.   Проанализировав описание внешних данных, определите, качества Аракчеева как государственного деятеля? Дайте оценку ему как политику.

Синтетический анализ персоналии.

Проанализировав описание внешних данных, определите, качества Аракчеева как государственного деятеля? Дайте оценку ему как политику.

Технология проблемного диалога

О Петре I : "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов

  • О Петре I : "Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации".В.Татищев / "Петр - разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были "блестящей ошибкой". М.Щербатов
  • Предоставить учащимся два противоречивых факта:

Например, различные точки зрения при оценке исторической личности :

О Николае I : «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)

  • О Николае I : «Вряд ли найдется в российской истории более одиозная фигура, чем Николай I. Историки единодушно считают его царствование периодом самой мрачной реакции» (Т. Капустина)./ Неверным «представлять Николая как тупого солдафона, бесчувственного и жестокого гонителя и реакционера» (А. Б. Каменский)
 Различные точки зрения при оценке исторических событий.  Точки зрения при оценке исторических событий   В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»  «Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»  «Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»

Различные точки зрения при оценке исторических событий. Точки зрения при оценке исторических событий

  • В начале ХХ века русская культура переживала упадок»/ «В России в начале ХХ века был самый настоящий культурный ренессанс»
  • «Не будь проигрыша в Русско-японской войне, то царский режим, существовавший до 1905 года, сохранился бы еще на многие годы»/ «Революция 1905 года была вызвана внутренними причинами»
  • «Столыпинская аграрная реформа полностью провалилась»/ «Столыпинская аграрная реформа достигла своих целей, произошло повышение производительности и товарности крестьянских хозяйств»
Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты: -Кто пытался безуспешно завоевать Грецию -Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство  - Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? - В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию. - Какой возникает вопрос? -Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?

Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:

-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию

-Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство

- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране?

- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.

- Какой возникает вопрос?

-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?

“ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!