СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опытом. "Развитие способностей учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО учителей истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом. "Развитие способностей учащихся на уроках истории и обществознания. Из опыта работы".»

РМО учителей истории и обществознания.

А.Т. Олейникова, учитель истории и обществознания,

МКОУ Старомеловатская СОШ.


Развитие способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

Обмен опытом.


На современном этапе в России реализуется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Современная школа в рамках модернизации образования, призвана обеспечить возможности для удовлетворения потребностей учащихся с разным уровнем способностей, разными психофизическими особенностями, ориентирована на достижение высокого личностного развития и успешной социализации школьников, сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного процесса.

Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут в информационном обществе, в век новых открытий и динамичного прогресса. Сегодняшняя школа требует от нас планировать и организовывать учебный процесс так, чтобы главное место отводилось активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности учащихся под нашим чутким контролем. Поэтому мы свою педагогическую деятельность ориентируем на формирование знаний, умений, навыков, которые будут востребованы не только на едином государственном экзамене, но и в жизни. А в качестве результата учебно-воспитательного процесса наши ученики должны получить сформированные способности к самообучению, достижению личностных целей, правильной морально-нравственной ориентации, успешной социализации в обществе, активной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда. И наша задача – вовремя выявлять индивидуальные способности детей, поддерживать и развивать эти уникальные качества и навыки.

Существует известное крылатое выражение «Исключительное счастье человека - быть при своём постоянном любимом деле». Действительно, если работа любима, если получаешь от нее удовольствие, удовлетворение от ее результатов, то это здорово учить детей, учить качественно, прививать любовь к своему предмету. Готовясь к сегодняшнему выступлению, немного проанализировала свою педагогическую деятельность – в своей повседневной работе я стараюсь повышать эффективность каждого урока, организовывать работу детей на доступном уровне, развивать интерес и мотивацию. Использую разнообразные формы организации обучения (викторины, деловые игры, повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах), стараюсь обучить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребенка, прививая интерес к предмету, создать положительную психологическую атмосферу, прекрасно понимаю, что дети к нам приходят из семей, с совершенно разным психологическим климатом, как положительным, так и не всегда положительным, стараюсь активизировать учебную работу, работаю над повышением качества знаний, создавая условия для самореализации школьника.

Для повышения эффективности образовательного процесса необходимо изучать и применять различные педагогические технологии. Однако при этом всегда стараюсь взаимодействовать с классом на основе принципов педагогики сотрудничества. Не допускаю, чтобы отдельные ученики на уроке остались без внимания, урок продумываю так, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость своих знаний.

В среднем звене более эффективно идёт парная, групповая форма работы, приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. Полноценно работают группы, если они правильно составлены. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, где все понимают друг друга, ориентируя их на взаимовыручку и поддержку. Познавательную активность учащихся значительно повышают приемы и способы технологии критического мышления.

Изучение истории и обществознания учащимися старших классов, на мой взгляд, происходит более эффективно при использовании следующих технологий: интерактивное обучение, проектно-исследовательское обучение, использование ИКТ, кейс-технология, лекционно-семинарская система. Конечно, технологии варьируются, в зависимости от содержания обучения, уровня обучаемости подростков. По-прежнему очень положительно отношусь к традиционным способам, но сочетаю их с нетрадиционными, это дает неплохих результаты. Поэтому чаще на уроках используются конкретные приемы и методы. Например, при изучении тем по Петру I в 8 классе, использую метод дискуссии, мы обсуждали вопросы «Отрицательные и положительные последствия преобразований Петра I», «Роль личности в истории», тема ПОУ называлась «Петр I – «Великое чудо России» или «Чудовище»? Урок сочетал в себе и элементы игры и проблемного диалога. В такой форме дети подачу принимают мгновенно. Не новая форма, урок-суд. Приглашаю ответчика, не подготовленного заранее ученика, прошу назвать себя, и он тут же: Петр Алексеевич Романов. Родился 9 июня 1672 г., в Москве. Родители: Алексей Михайлович Романов, Наталья Кирилловна Нарышкина.

При изучении темы «Семья в современном мире» тоже с разделением мнений и обсуждаем вопрос «Брак по расчёту: за и против». На мой взгляд, дискуссия или обсуждение всегда лучше «заводятся» с конкретной проблемной ситуации, поэтому я подумываю начать коллекционировать проблемные задачи. Также началу дискуссии может способствовать использование крылатых выражений, притч и афоризмов, как источников мудрости и вариантов мнений. Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли. Но!! Одной из проблем реализации интерактивной технологии и использования метода дискуссии, на мой взгляд, является недостаточная информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире. Подростки не читают газет, не смотрят новости и документальные передачи, а высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, не опираясь на конкретные факты, а используя лишь свой небольшой субъективный опыт, очень трудно.

Своеобразным продолжением урока считаю внеклассные и внеурочные мероприятия по предмету, которые позволяют на уровне эмоций усвоить, прочувствовать и запомнить информацию. Стараюсь разнообразить внеклассную работу так, чтобы в первую очередь было интересно детям, а для себя определить, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся. Опыт позволяет сделать выводы о том, что на всех ступенях школьного обучения детям интересны театрализованные постановки, или мероприятия с элементами театрализации. Старшеклассники также проявляют склонность к мероприятиям, где можно познакомиться с интересными людьми. Именно в таких мероприятиях зачастую раскрываются творческие способности, казалось бы, заурядных, незаметных учащихся. За последние годы мною и моими учащимися проведены такие мероприятия: «Подвиг любви бескорыстной», посвященное женам декабристов (8 класс), «Праздник Великих Дионисий», (5 класс), «Помните, ребята...», посвященное празднованию годовщины Великой Отечественной войны (6 класс).

Важную роль в преподавании истории и обществознания играет проектная и исследовательская деятельность учащихся - это достаточно сложные, но увлекательные приемы работы с детьми. Организация исследовательской деятельности не простой процесс, здесь основная проблема заключается не только в том, что желающих заниматься таким видом деятельности немного, так как небольшое число ребят способны вести длительную кропотливую работу, но и существуют определенные трудности у учащихся с пониманием основ научной обработки собранных материалов, с их обобщением и систематизацией. Учащихся пугает также страх публичных выступлений. Именно на этом этапе нужно дать учащимся понять, что себя всегда можно перебороть, воспитать себя, пересилить страх.

Несколько слов хотелось бы сказать об использовании информационно-компьютерных технологий - как о факторе оптимизации времени учителя и обучающихся, как о средстве, решающем проблему наглядности обучения, развития познавательного интереса, развитие у обучающихся информационно - коммуникативных компетенций. На современном этапе ИКТ позволило нам организовать ДО в период пандемии, мы многому научились из того, чего не умели раньше.

Как же сегодня современный учитель может развивать аналитические способности учащихся? На практике оказывается это та же ежедневная работа, которую каждый педагог осуществляет день за днем. Это работа над написанием эссе по обществознанию и сочинения по истории. Помимо обучения умению понять проблему, доказать свою точку зрения, подобрать аргументы, «набить руку», необходимо, чтобы школьник познакомился с трудами ученых социологов, экономистов, историков (хотя бы в кратком изложении). Накопленный багаж собственных знаний, позволит их эффективно использовать и в работе с текстом, составление сложных планов, решении специальных задач, чтении карт, графиков, диаграмм и т.д.

Развитию аналитического мышления способствует проектная деятельность. Учащийся должен отработать навык поиска информации, работы с историческим источником, понять отличие источника от монографии, составить и прочитать список литературы, по выбранной им проблематике, систематизировать полученные им знания, публично презентовать их, ответить на поставленные вопросы. По большому счету, методика работы далеко не нова, но она позволяет учащемуся развить необходимые аналитические навыки, которые помогут ему успешно пройти итоговую аттестацию, пригодятся во время обучения в ВУЗе.

Аналитические способности учащихся развивает и участие в различных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, вузовских олимпиадах требует объемной и тщательной подготовки, позволяют понять собственные возможности, сравнить себя с другими в конкурентной среде, определить задачи на будущее.

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!