Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Лебедянь Липецкой области
Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения-стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания.
Подготовила: учитель истории и
обществознания
Левина И. А.
Лебедянь, 2016г.
1 .
Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
А в практическом преподавании это означает реализациюю технологии деятельностного обучения, которая должна обеспечиваться через систему дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
4) Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.
5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные
2.
действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Системно-деятельностный подход может осуществляться на различных этапах урока. На этапе самоопределения и актуализации знаний возможно создание проблемной ситуации, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем . На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания возможны поиск, анализ, структурирование информации, проведение виртуального исследования. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся осуществляется , например,в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. На этапе включения нового знания в систему и повторения могут использоваться такие формы работы, как индивидуальная работа при решении задач, организация ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. Здесь присутствует использование таких приемов обучения, как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Чтобы суметь реализовать требований ФГОС учителю необходимо:
-принять цели нового образовательного стандарта, изменения, связанные с введением ФГОС;
овладеть способами проектирования и достижениями учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
включить обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
владеть способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
владеть и использовать средства и ресурсы информационно-образовательной среды школы;
отслеживать и оценивать уровень сформированности предметных результатов, выделять компетентностный уровень;
владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
отказаться от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
предоставить школьникам возможности проявления учебной инициативы;
выстраивать уроки, исходя из учебной ситуации, поощрять учебную самостоятельность школьников.
3.
На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС? На:
достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
владение информационными технологиями;
умение работать с нормативной документацией;
опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
креативный тип мышления;
активная социальная позиция;
обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы. |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Каковы же требования сегодня предъявляются к современному уроку?
Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
урок , содержащий разные виды деятельности;
урок , на котором ученику должно быть комфортно;
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
современный урок развивает у детей креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
в центре внимания урока – дети;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Основные типы уроков.
Урок открытия нового знания– это комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
урок рефлексии- формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной
6.
Урок комплексного применения знаний
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Методы, технологии и формы современного урока:
Метод проектов - развивает индивидуальные творческие способности учащихся.
Возможны следующие виды проектов: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.
Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках Научно-практической конференции, на “Фестиваль школьных проектов”.
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
Информационно-коммуникационные технологии
. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
7.
Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.
Интерактивные методы-они предполагают проведение занятий в режиме взаимодействия, беседы, диалога как в связке «учитель– ученик», так и учащихся между собой. Интерактивные методы ориентированы на активную, доминирующую позицию учащихся в процессе обучения, роль учителя сводится к направляющей и сопровождающей деятельности, он регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.Интерактивные формы обучения: деловые и ролевые игры, тренинги, групповая, научная дискуссия, диспут, дебаты, Кейс-метод, мозговой штурм, семинар в диалоговом режиме (семинар – диалог),метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся), круглые столы, презентации на основе современных мультимедийных средств.
Здоровьесберегающие технологии ;
Портфолио;
Технология разноуровневого обучения – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.
Возможно использование следующих форм деятельности учащихся на уроке:
составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка;
заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;
составление биографических справок – характеристик исторических личностей;
работа с исторической картой;
анализ исторических источников (документов);
подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;
рецензия на ответ товарища;
задания на образную реконструкцию исторических фактов:
изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки;
презентация творческих работ;
защита исследовательских проектов;
ролевые и интеллектуальные игры;
викторины и конкурсы;
решение и составление познавательных задач;
8.
Формы контроля: самостоятельная работа, практическая работа, тестовые задания, презентация исследовательского материала, устный опрос, диктанты, эссе.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а учителю – подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия.
В учебном процессе истории и обществознания следует придерживаться следующих ориентиров:
По истории:
- не ослаблять внимания к знаниевому компоненту курса истории (усвоению базовых знаний - основных дат, фактов, событий, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причинно-следственым связям в истории и другим вопросам);
- считать приоритетным усвоение программного материала ХХ- начала ХХ1 вв., совершенствование тематического планирования, форм и методов урочной деятельности; - определить важнейшим направлением в работе систематическое формирование учебных умений и навыков (умение работать с историческим документом, обобщать и систематизировать исторический материал, соотносить ряды представленной информации между собой, анализировать научные версии, оценки, исторические ситуации, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических явлений, процессов);
- ориентироваться на переход от знаниевого к деятельностному образованию, на обновление методики и технологии обучения, на применение практико-ориентированных заданий в учебном процессе, на формирование у выпускников школ тех учебных умений и навыков, которые позволят успешно выполнять задания повышенного и высокого уровня сложности.
По обществознанию:
- сместить акценты с традиционной подачи материала школьного курса в направлении
использования продуктивных методов;
- повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных; усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию в процессе обучения;
- опираясь на внутрикурсовые связи и используя различные формы и способы проверки
знаний и умений, обеспечить систематическое повторение пройденного в целях более прочного овладения выпускниками основными элементами содержания курса.
9.
В ходе практических занятий по работе с различными источниками учителю целесообразно рекомендовать учащимся:
обращать внимание на формулировку заданий, на имеющиеся в них ключевые слова, определяющие характер работы (слова «укажите», «назовите», «раскройте» требуют разного характера деятельности и, как правило, четких кратких ответов);
рекомендовать проведение первичного чтения документа для получения общего представления о времени его написания и происходящих событиях;
организовывать более целесообразный поиск той информации в источнике, которая точно соответствует поставленному заданию;
предлагать такого рода задания (как это предусмотрено в заданиях на экзамене), которые требуют применения контекстных знаний, т.е., тех, которые близки источнику по содержанию и получены при изучении соответствующих разделов курса;
не требовать при использовании контекстных знаний излишне развернутых ответов; они должны быть краткими и точно соответствовать содержанию заданий;
следить за тем, чтобы ответ не состоял из цитируемых фраз документа: поскольку задания, как правило, требуют обобщенного заключения на основе анализа текста.
Реализация этих целей предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:
вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
постоянного испытания своих интеллектуальных сил для определения возникающих проблем и умения их решать совместными усилиями.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.