СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения-стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения-стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории  и обществознания.

Научить  учиться – лозунг стандартов II поколения. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

А в практическом преподавании это означает реализациюю технологии деятельностного обучения, которая  должна обеспечиваться через систему дидактических принципов:

1) Принцип деятельности  -  ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

 4) Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечить при этом его усвоение на уровне  государственного стандарта знаний.

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

 7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные

                                                        2.

действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Системно-деятельностный подход может осуществляться на различных этапах урока. На этапе самоопределения и актуализации знаний возможно создание проблемной ситуации, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем . На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания возможны поиск, анализ, структурирование информации, проведение  виртуального исследования. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся осуществляется , например,в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. На этапе включения нового знания в систему и повторения могут использоваться такие формы работы, как индивидуальная работа при решении  задач, организация ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. Здесь присутствует использование таких приемов обучения, как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.  

Задача  учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Чтобы суметь реализовать  требований ФГОС  учителю необходимо:

  • -принять цели нового образовательного стандарта, изменения, связанные с введением ФГОС;

  • овладеть способами проектирования и достижениями учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

  • включить обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

  • владеть способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

  • владеть и использовать средства и ресурсы информационно-образовательной среды школы;

  • отслеживать и оценивать уровень сформированности предметных результатов, выделять компетентностный уровень;

  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценкиуровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

  • отказаться от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

  • предоставить школьникам возможности проявления учебной инициативы;

  • выстраивать уроки, исходя из учебной ситуации, поощрять учебную самостоятельность школьников.

     

                                                            

     

     

                                                             3.

     

Просмотр содержимого документа
«Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения-стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Лебедянь Липецкой области













Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения-стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания.















Подготовила: учитель истории и

обществознания

Левина И. А.







Лебедянь, 2016г.



1 .

Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

А в практическом преподавании это означает реализациюю технологии деятельностного обучения, которая должна обеспечиваться через систему дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний.

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные

2.

действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Системно-деятельностный подход может осуществляться на различных этапах урока. На этапе самоопределения и актуализации знаний возможно создание проблемной ситуации, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем . На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания возможны поиск, анализ, структурирование информации, проведение виртуального исследования. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся осуществляется , например,в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. На этапе включения нового знания в систему и повторения могут использоваться такие формы работы, как индивидуальная работа при решении задач, организация ликвидации индивидуальных пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. Здесь присутствует использование таких приемов обучения, как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.

Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Чтобы суметь реализовать требований ФГОС учителю необходимо:

  • -принять цели нового образовательного стандарта, изменения, связанные с введением ФГОС;

  • овладеть способами проектирования и достижениями учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

  • включить обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

  • владеть способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

  • владеть и использовать средства и ресурсы информационно-образовательной среды школы;

  • отслеживать и оценивать уровень сформированности предметных результатов, выделять компетентностный уровень;

  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

  • отказаться от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

  • предоставить школьникам возможности проявления учебной инициативы;

  • выстраивать уроки, исходя из учебной ситуации, поощрять учебную самостоятельность школьников.






3.

На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС? На:

  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

  • владение информационными технологиями;

  • умение работать с нормативной документацией;

  • опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

  • креативный тип мышления;

  • активная социальная позиция;

  • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;

  • обобщению способов действия;

  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения



Каковы же требования сегодня предъявляются к современному уроку?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

  • урок , содержащий разные виды деятельности;

  • урок , на котором ученику должно быть комфортно;

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

  • современный урок развивает у детей креативное мышление;

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • в центре внимания урока – дети;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Основные типы уроков.

  • Урок открытия нового знания– это комбинированный урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

  • урок рефлексии- формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной

6.

  • нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Урок комплексного применения знаний

  • Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях

  • Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

  • Урок комплексного применения знаний – это практикум, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

  • Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Методы, технологии и формы современного урока:

Метод проектов - развивает индивидуальные творческие способности учащихся.

Возможны следующие виды проектов: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках Научно-практической конференции, на “Фестиваль школьных проектов”.

Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.

Информационно-коммуникационные технологии

. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;

  • работа с ресурсами Интернет;

  • использование готовых обучающих программ;

  • разработка и использование собственных авторских программ.

  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

  • создание текстовых работ;

  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

7.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его интенсификации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.

Интерактивные методы-они предполагают проведение занятий в режиме взаимодействия, беседы, диалога как в связке «учитель– ученик», так и учащихся между собой. Интерактивные методы ориентированы на активную, доминирующую позицию учащихся в процессе обучения, роль учителя сводится к направляющей и сопровождающей деятельности, он регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.Интерактивные формы обучения: деловые и ролевые игры, тренинги, групповая, научная дискуссия, диспут, дебаты, Кейс-метод, мозговой штурм, семинар в диалоговом режиме (семинар – диалог),метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся), круглые столы, презентации на основе современных мультимедийных средств.

Здоровьесберегающие технологии ;

Портфолио;



Технология разноуровневого обучения – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка

  • Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.

Возможно использование следующих форм деятельности учащихся на уроке:

  • составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка;

  • заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;

  • составление биографических справок – характеристик исторических личностей;

  • работа с исторической картой;

  • анализ исторических источников (документов);

  • подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;

  • рецензия на ответ товарища;

  • задания на образную реконструкцию исторических фактов:

изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

  • изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки;

  • презентация творческих работ;

  • защита исследовательских проектов;

  • ролевые и интеллектуальные игры;

  • викторины и конкурсы;

  • решение и составление познавательных задач;

8.

  • репортаж с места событий;

  • домашнее задание исследовательского характера

Формы контроля: самостоятельная работа, практическая работа, тестовые задания, презентация исследовательского материала, устный опрос, диктанты, эссе.

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а учителю – подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия.

В учебном процессе истории и обществознания следует придерживаться следующих ориентиров:

По истории:

- не ослаблять внимания к знаниевому компоненту курса истории (усвоению базовых знаний - основных дат, фактов, событий, понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причинно-следственым связям в истории и другим вопросам);

- считать приоритетным усвоение программного материала ХХ- начала ХХ1 вв., совершенствование тематического планирования, форм и методов урочной деятельности; - определить важнейшим направлением в работе систематическое формирование учебных умений и навыков (умение работать с историческим документом, обобщать и систематизировать исторический материал, соотносить ряды представленной информации между собой, анализировать научные версии, оценки, исторические ситуации, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических явлений, процессов);

- ориентироваться на переход от знаниевого к деятельностному образованию, на обновление методики и технологии обучения, на применение практико-ориентированных заданий в учебном процессе, на формирование у выпускников школ тех учебных умений и навыков, которые позволят успешно выполнять задания повышенного и высокого уровня сложности.

По обществознанию:

- сместить акценты с традиционной подачи материала школьного курса в направлении

использования продуктивных методов;

- повысить роль в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений, а также заданий практико-ориентированных; усилить межпредметную и внутрипредметную интеграцию в процессе обучения;

- опираясь на внутрикурсовые связи и используя различные формы и способы проверки

знаний и умений, обеспечить систематическое повторение пройденного в целях более прочного овладения выпускниками основными элементами содержания курса.


9.

В ходе практических занятий по работе с различными источниками учителю целесообразно рекомендовать учащимся:


  • обращать внимание на формулировку заданий, на имеющиеся в них ключевые слова, определяющие характер работы (слова «укажите», «назовите», «раскройте» требуют разного характера деятельности и, как правило, четких кратких ответов);

рекомендовать проведение первичного чтения документа для получения общего представления о времени его написания и происходящих событиях;


  • организовывать более целесообразный поиск той информации в источнике, которая точно соответствует поставленному заданию;


  • предлагать такого рода задания (как это предусмотрено в заданиях на экзамене), которые требуют применения контекстных знаний, т.е., тех, которые близки источнику по содержанию и получены при изучении соответствующих разделов курса;


  • не требовать при использовании контекстных знаний излишне развернутых ответов; они должны быть краткими и точно соответствовать содержанию заданий;


  • следить за тем, чтобы ответ не состоял из цитируемых фраз документа: поскольку задания, как правило, требуют обобщенного заключения на основе анализа текста.


Реализация этих целей предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:


  • вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;


  • свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;


  • постоянного испытания своих интеллектуальных сил для определения возникающих проблем и умения их решать совместными усилиями.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!