СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.»

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста  Выполнила: воспитатель  МБДОУ ЦРР«детский сад  «Марьино»  Панфилова Е.В.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

МБДОУ ЦРР«детский сад

«Марьино»

Панфилова Е.В.

 «Прекрасная сама по себе детская речь   имеет, кроме того, научную ценность,  так как, исследуя ее, мы тем самым   открываем причудливые закономерности   детского мышления».   К. И. Чуковский.

«Прекрасная сама по себе детская речь  имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым  открываем причудливые закономерности  детского мышления».  К. И. Чуковский.

 Основная цель речевого  развития в условиях реализации  ФГОС ДО –  формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО –

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

 Цели развития речи:    1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; 2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем; 3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Цели развития речи:  

1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; 2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем; 3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

 Задачи:  -овладение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; -развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха

Задачи:

-овладение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; -развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха

 Направления образовательной области «Речевое развитие»:   1)Развитие речи 2)Приобщение к художественной литературе

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

1)Развитие речи

2)Приобщение к художественной литературе

  Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:   1) Развитие речи: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. 2) Приобщение к художественной литературе: Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:

1) Развитие речи:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2) Приобщение к художественной литературе:

  • Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
  • Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
 Для развития речи используются  разнообразные средства :  • общение взрослых и детей; • культурная языковая среда, речь воспитателя; • обучение родной речи и языку на занятиях; • художественная литература; • различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).  Важнейшим средством развития речи является общение.

Для развития речи используются разнообразные средства :

• общение взрослых и детей; • культурная языковая среда, речь воспитателя; • обучение родной речи и языку на занятиях; • художественная литература; • различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Важнейшим средством развития речи является общение.

   Методы развития речи:   Наглядные:  непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам). Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические:  дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи:

  • Наглядные:  непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).
  • Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Практические:  дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
 Методы развития связной речи:  Беседа Пересказ:  1)Вводная беседа; 2) Чтение произведения;  3) Беседа по содержанию;4) Повторное чтение;  5) Пересказ произведения детьми  Рассказ

Методы развития связной речи:

Беседа Пересказ:  1)Вводная беседа; 2) Чтение произведения;

3) Беседа по содержанию;4) Повторное чтение;

5) Пересказ произведения детьми

Рассказ

 Методы развития словаря Метод непосредственного наблюдения Метод показа картины, мало знакомой детям по содержанию Метод словарной работы - рассматривание игрушек.  метод активизации словаря детей - дидактические игры .

Методы развития словаря

Метод непосредственного наблюдения

Метод показа картины, мало знакомой детям по содержанию

Метод словарной работы - рассматривание игрушек. 

метод активизации словаря детей - дидактические игры . " Угадай, что изменилось? " , "Чудесный мешочек".

Словарно - логические упражнения : "Назови одним словом","Продолжи сам", "Что лишнее? «

Словесные упражнения:  "Кто что делает?", "Когда это бывает?", "Скажи наоборот".

Составление детьми загадок.

 Методы формирования  грамматического строя речи. Словесные упражнения -

Методы формирования грамматического строя речи.

Словесные упражнения - " Назови какой ", "Закончи предложение ".

Вопросы загадки.

Метод сюжетно - дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы.

Дидактические игры, сюжетно- дидактические:  Игра с картинками "Чего не стало? " .

Упражнения: "Один начинает, другой продолжает", "Цепочка слов " .

Упражнения на словообразование:  "У кого какая мама? ", "Назови профессию ".

 

  Методы формирования звуковой  культуры речи.   Дидактические игры: 

Методы формирования звуковой культуры речи.

Дидактические игры:  "Чей домик?", "Оркестр"

Подвижные и хороводные игры с текстом:  "Каравай"

Метод упражнений:  заучивание и повторение скороговорок, игровое упражнение на развитие длительности выдоха ("Подуем на пушинки")

Артикуляционные упражнения.

Дидактические рассказы со звукопордражанием

("Утренние голоса в деревне")

Работа по формированию речевого слуха  в процессе дидактических игр ("Угадай, на чем играют"), прослушивания магнитофонных записей, проведении "минут  тишины" с превращением их в игру "Кто больше услышит", "О чем говорит комната?«

Воспитание речевого дыхания "Насос", "Свеча", "Дровокол", поддувание шариков, бумажных птичек и т.д.

  Факторы успешного речевого  развития дошкольников:    Речь самого педагога Формирование представлений об окружающем мире. Развитие любознательности

Факторы успешного речевого развития дошкольников:

Речь самого педагога Формирование представлений об окружающем мире. Развитие любознательности

 Формы работы по видам  образовательной деятельности:  - режимные моменты - совместная деятельность педагога с детьми - самостоятельная деятельность детей -совместная деятельность с семьей

Формы работы по видам образовательной деятельности:

- режимные моменты - совместная деятельность педагога с детьми - самостоятельная деятельность детей -совместная деятельность с семьей

  Формы работы по речевому развитию:   непосредственно образовательная деятельность - на прогулке в ходе наблюдений за природой, окружающей жизнью; подвижных игр с текстом; труда в природе; самостоятельной игровой деятельности; -  экскурсии; - игры: сюжетно-ролевой; дидактической игры; игры-драматизации; - развлечений, праздников; - экспериментирования; - проектной деятельности; - чтения художественной литературы; - бесед; - инсценировок; - вечеров-досугов;  

Формы работы по речевому развитию:

  • непосредственно образовательная деятельность
  • - на прогулке в ходе наблюдений за природой, окружающей жизнью; подвижных игр с текстом; труда в природе; самостоятельной игровой деятельности;
  • -  экскурсии;
  • - игры: сюжетно-ролевой; дидактической игры; игры-драматизации;
  • - развлечений, праздников;
  • - экспериментирования;
  • - проектной деятельности;
  • - чтения художественной литературы;
  • - бесед;
  • - инсценировок;
  • - вечеров-досугов;
  •  
  Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:   мастер-класс; круглый стол; семинар-практикум; родительский клуб; интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»; индивидуальные консультации; обучающие презентации

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:

  • мастер-класс;
  • круглый стол;
  • семинар-практикум;
  • родительский клуб;
  • интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;
  • индивидуальные консультации;
  • обучающие презентации
 Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют  игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений . Старшие дошкольники охотно играют в сказки

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют  игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений . Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса, заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди". Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка", "Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди", "Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и др.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!