СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика развития речи детей старшего дошкольного возраста за счет  применения  в детском саду элементов театрализованной деятельности 

Просмотр содержимого документа
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

специфика развития речи детей старшего дошкольного возраста за счет применения в детском саду элементов театрализованной деятельности

Погольдина К.И.
воспитатель МБДОУ № 15

Г.Красноярск

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этот период происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи у детей дошкольного возраста является разносторонним процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. В современных условиях необходимо использовать различные виды деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с целью всестороннего развития личности, развития творческих способностей, развития речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно происходит в театральной деятельности.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на прин­ципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологиче­ская комфортность, которая предполагает: снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потен­циала и творческой активности; развитие реальных мотивов: (игра и обучение не должны быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внут­ренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения).

Театрализованная деятельность, в различных ее проявлениях, таких как инсценировка, игры-драматизации, этюды, речевые подвижные и дидактические игры, может быть использована в качестве одного из эффективных средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

На протяжении нескольких лет мы стремились создавать специфические условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в течение двух месяцев формирующего эксперимента (сентябрь-октябрь) с помощью театрализованной деятельности и при этом старались:

- использовать беседы и диалоги с детьми по литературному материалу, предваряющие театрализацию, направленные на понимание характера героев, причин поступков, оценки действий литературных героев, как бы повели себя дети, оказавшись на месте литературного героя и т.д.;

- использовать незавершенные истории, режиссерские игры с использованием разных видов театра (настольный, плоскостной и объемный, бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. для развития связной речи и словарного запаса детей;

- использовать игры («Умелые рифмоплёты», «Запоминаем буквы», «Прятки с буквами», «Отгадай название сказки», «Что лишнее?», «Сказочная чепуха»), упражнения на воображение, на напряжение и расслабление мышц, на имитацию движений, активизацию словарного запаса, интонационную выразительность, формирование разговорной речи, отбивание ритма, речевое дыхание, упражнения для развития артикуляционного аппарата («Лопаточка», «Чашечка», «Стрелочка»), упражнений для языка («Лошадка», «Гармошка», «Маляр»), упражнений для губ («Заборчик», «Трубочка», «Хоботок»), упражнения для пальчиковой гимнастики «Дом», «Зайчик», «Строим дом») и драматизации с возможностью перевоплощений, направленные на формирование развития разных сторон речи.

Чтобы выявить положительные результаты проведенной работы мы ежегодно диагностировали детей до и после формирующего эксперимента, по комплексу диагностических методик из учебного пособия Ушаковой О.С., Струниной Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» [3], представляющие разные стороны диагностики речи и уровня ее развития. В том числе выявляли:

- специфику понимания темы и выделения основных структурных частей текста, определение названия текста;

- определяли как дети по названию раскрывают основную мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие связи используют при построении высказывания;

- проводили диагностику определения умения завершить рассказ по серии сюжетных картинок.

Отметим, что исследование проводилось в МБДОУ № 15 города Красноярска, где приняли участие 96 детей старшего дошкольного возраста, при этом ежегодно формировались как экспериментальные, так и контрольные группы детей с равным количеством участников.

Во время организации формирующего эксперимента в экспериментальных группах были проведены занятия по развитию речи с элементами театрализации, в контрольных группах педагоги занимались по программе занятий по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада В. В. Гербовой [1].

По окончании формирующего эксперимента со всеми детьми старшего дошкольного возраста проводилась повторная диагностика, после которой в контрольных группах значительных изменений выявлено не было, а в экспериментальных группах был выявлен значительный успех в развитии речи.

Таким образом, мы установили повторяющуюся из года в год закономерность о том, что развитие речи старших дошкольников в детском саду эффективно при постоянном применении элементов театрализованной деятельности на занятиях и в свободное время.

Для проверки эффективности проведенной нами программы мы опрашивали учителей первых классов у которых продолжали обучение речи наши воспитанники. Учителя первых классов отличали, что дети, которые участвовали в нашем исследовании в составе экспериментальных групп, легче адаптировались к школе, являются более коммуникабельными и значительно лучше владеют разговорной речью.


литература


  1. Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова. Москва, 2014. – 112с.

  2. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность  дошкольников / Н.Ф. Губанова. Санкт-Петербург, 2009. – 256 с.

  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Москва, 2004. — 288 с.

  4. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду / А.В. Щеткин Москва, 1999. – 128 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!