СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перспективное планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по программе О. С. Ушаковой "Развитие речи дошкольников".

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 9









Перспективное планирование.

Образовательная область

«Речевое развитие».

Старшая группа.










п\п

Тема

Программные задачи

Методическое обеспечение

1

Пересказ сказки «Лиса и рак».


Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса».

Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно).

Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.21)

2

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слова, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.23)

3

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».

Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома.

Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.

Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.29)

4

Составление рассказа по скороговорке.

Связная речь: формировать навыки связной речи.

Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.30)

5

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».

Связная речь: учить выразительно пересказывать тест.

Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.35)

6

Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом».


Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины.

Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.38)

7

Составление рассказов на темы стихотво-рений.




Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.

Словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.41)

8




Составление рассказа на заданную тему.

Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.


О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.45)

9

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.

Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.47)

10

Составление рассказа по картине «Ежи».

Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).

Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч’] и [щ’]; выделять их в словах.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.49)

11

Составление рассказа на тему «Домашнее животное».

Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы.

Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч’] и [щ’], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.52)

12

Составление описательного рассказа о предметах посуды.


Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.55)

13

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя.

Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.58)

14

Составление рассказа по картине «Река замерзла».

Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия.

Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.61)

15

Составление рассказа на тему «Игры зимой».


Связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением.

Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.64)

16

Составление рассказа на темы скороговорок.

Связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.67)

17

Пересказ сказки «Петух да собака».

Связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.

Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.71)

18

Составление рассказа по картине «Северные олени».

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и [ц].

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.73)

19

Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ).

Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ч’] и [ц], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.76)

20

Ознакомление с предложе-нием.

Словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.81)

21

Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

Словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.

Звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.85)

22

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком».

Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.87)

23

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».

Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.

Словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.

Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.89)

24

Составление рассказа на заданную тему.

Связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.

Словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.91)

25

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки».

Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.

Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях.

Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток - чистоговорок).

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.94)

26

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно.

Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с] и [с’], [щ’] в словах, четко произносить слова с этими звуками.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.96)

27

Сочинение на тему «Приключения зайца».

Связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] и [с’], [щ], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.98)

28

Составление рассказа на предложенную тему.

Связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.

Словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков[л] и [л’], [р] и [р’], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.100)

29

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик».

Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

Словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.103)

30

Составление рассказа по картине «Зайцы».

Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).

Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.


О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.105)

31

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».

Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывать место действия, настроение героя.

Словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов - названий профессий.


О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.107)

32

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

Связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалог персонажей; соблюдать композицию сказки.

Словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.


О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.108)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!