№ п\п | Тема | Программные задачи | Методическое обеспечение |
1 | Пересказ сказки «Лиса и рак». | Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.21) |
2 | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». | Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слова, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.23) |
3 | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». | Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.29) |
4 | Составление рассказа по скороговорке. | Связная речь: формировать навыки связной речи. Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.30) |
5 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». | Связная речь: учить выразительно пересказывать тест. Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.35) |
6 | Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.38) |
7 | Составление рассказов на темы стихотво-рений. | Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.41) |
8 | Составление рассказа на заданную тему. | Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.45) |
9 | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята». | Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.47) |
10 | Составление рассказа по картине «Ежи». | Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [щ’]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч’] и [щ’]; выделять их в словах. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.49) |
11 | Составление рассказа на тему «Домашнее животное». | Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч’] и [щ’], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.52) |
12 | Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.55) |
13 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». | Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.58) |
14 | Составление рассказа по картине «Река замерзла». | Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.61) |
15 | Составление рассказа на тему «Игры зимой». | Связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением. Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками [с] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.64) |
16 | Составление рассказа на темы скороговорок. | Связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.67) |
17 | Пересказ сказки «Петух да собака». | Связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.71) |
18 | Составление рассказа по картине «Северные олени». | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч’] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч’] и [ц]. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.73) |
19 | Составление описательного рассказа на тему «Зима». | Связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ). Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ч’] и [ц], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.76) |
20 | Ознакомление с предложе-нием. | Словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.81) |
21 | Пересказ сказки «Лиса и кувшин». | Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.85) |
22 | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». | Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.87) |
23 | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». | Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.89) |
24 | Составление рассказа на заданную тему. | Связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.91) |
25 | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». | Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях. Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток - чистоговорок). | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.94) |
26 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно. Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с] и [с’], [щ’] в словах, четко произносить слова с этими звуками. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.96) |
27 | Сочинение на тему «Приключения зайца». | Связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] и [с’], [щ], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.98) |
28 | Составление рассказа на предложенную тему. | Связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков[л] и [л’], [р] и [р’], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.100) |
29 | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». | Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.103) |
30 | Составление рассказа по картине «Зайцы». | Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак). Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.105) |
31 | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка». | Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывать место действия, настроение героя. Словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задания на образование слов - названий профессий. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.107) |
32 | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». | Связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалог персонажей; соблюдать композицию сказки. Словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.108) |