СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор повышения качества современного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой он  Учитель нашего времени? Какими качествами он должен обладать ? Педагогическое мастерство - каким требованиям оно должно отвечать?  На эти и другие вопросы  будет много ответов:. Я предлагаю свое мнение.

Просмотр содержимого документа
«Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор повышения качества современного образования»

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор

повышения качества образования

Бабцева Н. В. учитель немецкого языка МОУ „УВК „ГАРМОНИЯ“ Г. ДОНЕЦКА“ (выступление на заседании РМО, 2018 )


В настоящее время уделяется огромное внимание новому образовательному пространству, инновационным технологиям обучения и воспитания обучающихся любого общеобразовательного учреждения. Новый образовательный Стандарт ставит перед учительским сообществом вопрос:

„Какой он – учитель XXI века?“ Можно рисовать его портрет акварельными красками, а можно спроектировать, используя арсенал информационных технологий. Очевидно лишь то, что невозможно дать однозначный ответ. Учитель – всегда больше, чем просто специалист или профессионал.

Конечно, трудно спорить с тем, что мы живем в постоянно меняющемся мире. Неизбежно меняется школа, система образования. Все больше меняется социум наших питомцев. Поэтому и сегодняшний учитель уже изменился по сравнению с прошлым веком.

Однако, учителей, чье призвание – учить детей, можно сразу определить в школе. Они всегда полны энергии, потому что школа – это место, где они не только расходуют эту энергию, но и получают ее. Им всегда все любопытно: даже спустя много лет их живо интересует как преподаваемый предмет, так и отдельно взятый ребенок. Они всегда открыты новому и готовы учиться так же активно, как и учить. Ведь профессионалом можно стать только в том деле, которое осознанно выбираешь, которое любишь, которым гордишься.

Полученное раньше образование было качественным. Но с другой стороны - «качественное» - это одно, а «актуальное» - это другое. Так что - «учиться, учиться и еще раз учиться», тем более учитель, постоянно повышающий свою квалификацию, – не это ли истинный пример для наших учеников?!

Есть еще одно немаловажное условие для успешности учителя – это привычка к рефлексии, совершенно необходимая для учительской деятельности. Психологические особенности учителя: его характер, темперамент, тип мышления , на мой взгляд, в значительно меньшей степени влияют на качество его профессиональной успешности, чем способность к самооценке и внутренняя честность перед самим собой. Человек, умеющий видеть свои недостатки, никогда не остановится в развитии.

Условие успешной педагогической деятельности – личностная зрелость учителя. Такой учитель, сохраняя свои личные границы, будет открыт всему новому. Он знает и принимает себя самого, что позволяет ему узнать и принять своих учеников. У него нет необходимости ни от кого защищаться и кому-то что-то доказывать, поэтому он спокойно относится как к собственным ошибкам, так и к ошибкам своих учеников. Он уважает мнение авторитетов, но предпочитает анализировать и иметь свой взгляд на вещи, потому поддерживает и в других право на собственную позицию. Такой учитель может быть строгим или мягким, увлеченным или погружающимся в себя, но уважение к его личности позволяет ученикам следовать за ним и ориентироваться на его ценности.

Совершенно очевидно, что чем ярче личность учителя, тем более явным и сильным будет эмоциональное отношение детей к нему. Ведь педагогика – это наука о взаимовлиянии, где основное время приходится на непосредственный контакт с другим человеком. Причем влияют не только учителя на учеников, но и наоборот. И ответственность каждого в этом процессе, особенно учителя, – осознавать степень и характер своего влияния.

Современный учитель находится в постоянном внутреннем движении и поддерживает в детях стремление к открытиям, знаниям, изменениям. Он уверен в себе и потому верит в своих учеников. У него нет необходимости все знать, он всегда готов организовать увлеченные поиски ответов на любые вопросы. Ему просто интересно и увлекательно заниматься тем, что он любит: учить детей. В мире высоких информационных компьютерных технологий учитель сегодня- это просто старший товарищ ,тьютер, модератор и партнер для обучающихся.

Так какими мы должны быть: современные, востребованные временем учителя в современной школе?

Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учитель должен осознавать себя зрелой личностью, уметь видеть свои ошибки и недостатки и быть готовым к постоянному обучению. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Современный учитель – человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, способный улыбаться и быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. И тогда о компетентности можно сказать, что это не только и не столько ваши знания по иностранному языку, если вы учитель иностранного языка или учитель в другой предметной области.,- это ваши знания и ваш личностный «драйв», ваше увлечение жизнью в географии, в истории, в ин. языке в жизни и жизнью как таковой.

Компетентность включает в себя не столько полный запас знаний о предмете: дат, фактов, конкретной информации, сколько личностную зрелость, собственную позицию, умение делать выбор, принимать решение, брать на себя ответственность и осознавать происходящее. Важно понимать, что компетентность – это не некая точка в развитии профессионала или человека, наоборот, – это в большей мере процесс: процесс роста, постоянного обучения, расширения, углубления, систематизации собственных знаний и умений.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, создают необходимость повышения квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

В настоящее время в нашей молодой стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике,. выделена цель государственной политики в области образования: «…создание механизмов, способных кардинально поднять качество cовременного образования». Таким образом, инновационные процессы в образовании рассматриваются в качестве «…основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности…».

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  1. самоанализ и осознание необходимости;

  2. планирование собственной траектории саморазвития (цели, задачи, пути решения);

3. рефлексия

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя. Имея хорошее портфолио, можно принимать участие в различных грантах.

Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

Таким образом, современная школа призвана создать все условия для субъектного формирования и развития учащихся. Сегодня в социальной жизни востребована личность, обладающая не только значительным объёмом предметных знаний, но и владеющая целым комплексом социальных и интеллектуальных умений, позволяющих ей быстро адаптироваться к условиям изменяющейся действительности, а также к потоку информации, нарастающему с каждым днём. Всё это влечёт за собой системное изменение и совершенствование образования.

Приложение отдельных моментов урока немецкого языка показывает разнообразие педагогического дизайна как становление педагогического мастерства (из опыта работы )


Метaурок „OSTERN“ 6 Klasse



Gruppenarbeit. Thema: „ Das Jahr. Die Jahreszeiten“ 6 Klasse



Thema: „ Freizeit“ 6 Klasse


Обучение в сотрудничестве - залог достижения положительного успеха УУД.



Präsentation der Projektarbeit „Wir und die Umwelt“.7 класс




Thema der Stunde „ Winterfeste in Deutschland“ ( 8 Klasse)






Руководители групп выбирают задания.




Работа в группах успешна лишь при ответственном участии каждого партнера.





Литература

1. Государственный Стандарт полного общего образования , 2015

2. Государственный Стандарт основного общего и среднего общего образования МОУ г. Донецк ,2018

3. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. М.: «Владос», 2000

4. Программа полного общего образования по предмету « Иностранный язык. Второй иностранный язык. « ( немецкий ,французский, испанский ) для 5-11 классов общеобразовательной и специализированной школы/ классов с углубленным изучением предметов.- Донецк, 2015

8






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!