СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на городском семинаре для учителей, работающих в коррекционных классах

Просмотр содержимого документа
««Развитие памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

Центр образования № 10


город Георгиевск







Выступление на городском семинаре для учителей, работающих в коррекционных классах

«Развитие памяти у детей с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»







Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Смирнова Е.В.
















Память это специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире;основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

В школьном возрасте ученик должен многое запоминать, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе. Формирование навыков, умений, знаний невозможно без участия памяти.

Важным компонентом в структуре дефекта обучающихся с интеллектуальными нарушениями являются недостатки памяти.

Память обучающихся с нарушениями интеллекта характеризуется нарушением соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием, низким объёмом, неумением воспроизвести запоминаемое. Умственно отсталым детям нужно постоянно прилагать волевые усилия, запоминая разный материал. В практике школьного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта взрослые, как правило, неполноценно руководят процессом развития памяти школьников. Обычно им дается задача запомнить что-нибудь, но не даются приемы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию. Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ученика.

В учебном процессе важно знать, сколько слов ученик в данном возрасте может удержать в памяти.Ведь, если предложение имеет большее количество слов, чем то, которое ученик может удерживать в памяти, то у него, при осмыслении предложения будут ошибки и неточности, которые приводят к неправильному пониманию смысла воспринятого. Поэтому в своей работе обязательно учитываю объем памяти каждого ученика, для чего в начале учебного года провожу обследование по этому параметру. Чтобы воздействовать на возможности кратковременной памяти обучающихся, постоянно изменяю способы восприятия материала, это, безусловно, имеет значение в плане оптимизации обучения.

В улучшении запоминания особая роль принадлежит повторению — испытанному средству закрепления знаний в памяти обучающихся.

Но эта монотонная работа не вызывает никакого интереса, поэтому важнейшим условием повышения активности запоминания должно стать варьирование повторения. При организации повторения стараюсь избегать однообразных шаблонных вопросов, внося в их содержание что-нибудь новое для того, чтобы ученики имели возможность осмысливать знакомое явление в многообразии его проявлений. Повторение эффективно, когда изменяются формы деятельности учащихся, во время уроков использовалось составление плана, устные и письменные ответы, практические работы, зарисовки, элементы драматизации и т. д.

Активизация мыслительной деятельности способствует качественному улучшению деятельности памяти.

Чтобы усовершенствовать процессы памяти учащихся с нарушением интеллекта необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить. Поэтому, работая над развитием смысловой памяти у учащихся, основное внимание уделяется, прежде всего, на развитие мыслительной деятельности школьников.Проводилась работа по обучению учащихся семантическому анализу языковых составляющих, осознанию сложных связей в языке, пониманию прямого и переносного смысла текста.

Обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: а) формирование самого действия; б) использование его как средства запоминания, чем как раз не могут пользоваться учащиеся с нарушением интеллекта.

Один из таких приемов - это прием смыслового соотнесения. Умственные операции по определению и выбору логически связанной пары объектов доступны уже пятиклассникам коррекционной школы.

Но необходимо обучить школьников действию соотнесения, как приему запоминания.На уроках русского языка по различным темам программы давались задания аналогичные следующим: По теме: «Корень и однокоренные слова»- Найди «родственников» травинки, перелеска, подсолнуха, подберезовика

Травинка дочка______

Подсолнух сын______

Перелесок дитя______

Подберезовик сын____

Далее, когда обучающимся предлагается через время вспомнить слова, то слова травинка, подсолнух и т.д. служат опорой для припоминания. Или на этапе урока повторение по теме «Парная звонкая и глухая согласная» вначале назывались пары слов с логической связью, учащиеся устанавливали эти связи, слова типа: доктор-болезнь и объясняли их, доктор лечит болезнь. После чего предлагалось прослушать и запомнить следующие слова

Весло-лодка

Нога-сапог

Вокзал-поезд

Учащиеся пытались сами объяснить учителю, чем эти слова взаимосвязаны. Далее на доске открывалась та часть, где записаны первые слова, а учащиеся, вспоминая пару этим словам, записывают их в тетрадь, одновременно объясняя правописание парных звонких и глухих согласных.

Такая же работа проводилась и по теме: «Правописание безударной гласной» Диктовались слова

Мед- пчела

Сани-зима

Небо-звезда

Или по теме: «Прилагательное» Задание: выявить слова с противоположным значением

Сахар сладкий, а лимон_____

Горчица горькая, а мед_____

Затем через определенное время по памяти записываются прилагательные, которые подобрали, при этом иногда назывались парные опорные слова, что подталкивало вспомнить дальнейшую цепочку. Логические связи слов могут быть самыми разнообразными, представлять собой целое и часть (части речи-глагол), части одного целого (слово-окончание), относится к одной ситуации— (сюжеты изучаемых рассказов).

Другой способ, которым я пользуюсь: это прием группировки материала. Такая работа проводилась как со словами, так и с предложениями, отрывками текстов и т.д.

Вначале происходит обучение приему группировки слов, предложений, как мыслительному процессу.

Дается список из 6-12 и более слов (в зависимости от возраста детей).Слова записываются на доске, на карточках или прослушиваются с голоса учителя. Сначала учитель может сам указать учащимся по какому признаку будут группироваться слова (учитель может написать на доске или попросить детей записать в тетради например: (существительные, прилагательные)

Затем метод группировки материала отрабатывается уже с целью запоминания. После осуществления смысловой группировки слова убираются из поля зрения учащихся, которые осуществляют затем припоминание (устное или письменное). Степень самостоятельности выполнения задания и степень сложности самих слов и признаков группировки может быть разной в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Признаки, по которым может осуществляться группировка материала, могут быть связаны с проходимой темой, например: подлежащее - сказуемое, существительное - глагол, наличие ударной и безударной гласной и т.д. С интересом работали ученики над следующим заданием по теме «Собственные имена существительные». Учащимся рассказывалось о том, что фамилии наших предков произошли от прозвищ, какие только русские фамилии не встречаются. Затем предлагалось продолжить ряд фамилий:

«птичьи»- Сорокин,

«звериные»- Львов,

«растительные» -Рябинин,

А через 15 минут попросить назвать птичьи, звериные, растительные фамилии.

Или по теме «Части речи» учащимся предъявлялись картины или иллюстрации, и предлагалось выписать в три столбика названия предметов, названия признаков предметов, названия действий. В конце урока попросить вспомнить слова из первого, второго столбиков. Или мысленно побывать на уроках физкультуры, вспомнить и записать три глагола, три существительных, три прилагательных. Задания, проводимые по технологии метода группировки, дополнились и другим заданиями. По теме «Склонение имен существительных» раздавались карточки с заданием над каждой группой подписать склонение, а также вычеркнуть лишнее слово.

Работа над составлением плана, выделение основных мыслей и перестройка последовательности изложенного материала в соответствии с предложенным планом является также приемом, развивающим память и мышление учащихся коррекционной школы. Для работы с учащимися над запоминанием словесного материала можно предложить различные виды плана: рисованный (предлагаются как сами предметы, так и их изображения), вопросный план, схематичный план. Нахождение основных мыслей каждой части текста является необходимым условием, способствующим правильному запоминанию и воспроизведению материала. Составление плана можно осуществлять как коллективно, так и индивидуально. Это может быть рисованный план, выполненный учителем на доске или учащимися в тетрадях, на листках бумаги; предметньйплан составленный из 2-5 изображений предметов у доски или мелких, розданных учащимся. Полезной является коллективная работа 2-3 учащихся у доски и попарно за партами. Такой вид работы вырабатывает навыки делового общения. Словесный план, когда в соответствии с последовательностью изложения записываются в словесной форме те предметы, их признаки, явления и т.д., о которых говорится в тексте. Это облегчает учащимся припоминание содержания, так как дает возможность удерживать в памяти, имея в качестве зрительной опоры всю структуру текста, а также содержание каждой отдельной смысловой части. Очень удобно использовать схематичный план в работе с учащимися. Перед учащимися может ставиться задача заполнить схему смысловым содержанием или выделить в тексте основные мысли т.д. Интересной представляется работа по дополнению плана, который имеет пропущенные смысловые звенья разного уровня обобщения, выстроить перемешанные пункты плана в нужной последовательности к т.д.

Несмотря на слабость волевых процессов учащихся с нарушениями интеллекта и недостаточность эмоционального уровня их развития, положительные эмоциональные реакции, вызванные разнообразной деятельностью, в том числе по заучиванию, приводят к определенно положительным результатам.

Готовясь к усвоению содержания материала, необходимо включать в подготовку моменты, активизирующие жизненный и учебный опыт ребенка, связанный с изучаемым материалом. С одной стороны, это важно в целях активизации интереса учащихся, с другой для того, чтобы новый материал запомнился.

Специальная коррекционная работа помогает развивать память у учащихся с нарушением интеллекта. Это объясняется не только результатом специально организованной работы, но и возрастным созреванием, развитием мыслительной деятельности, формированием личностных структур, приводящим к осознанному и целенаправленному запоминанию и усвоению материала, пониманию важности учебной и практической деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!