СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы :научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов

Просмотр содержимого документа
«Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания»

Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания  Рыбченко Ольга Александровна  учитель истории и обществознания  МБОУ «Ситьковская основная школа»

Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания

Рыбченко Ольга Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Ситьковская основная школа»

Умение учиться самостоятельно –  требования ФГОС и современной жизни   Современное развитие общества требует формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности.  Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность.

Умение учиться самостоятельно – требования ФГОС и современной жизни

Современное развитие общества требует

формирования личности способной постоянно пополнять свой запас знаний и умений. На практике мы

сталкиваемся с неумением детей самостоятельно ставить цели своего обучения и определять интересы своей познавательной деятельности.

Возникает противоречие между необходимостью воспитать человека, готового к самостоятельности и самообразованию, и неумением современных школьников организовывать свою познавательную деятельность.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».         Э.  Хаббард. Цель моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов.   Задачи: реализовать на практике самостоятельную работу учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, способствующую развитию метапредметных результатов  на основе анализа нормативных документов, научно-методической, педагогической литературы изучить состояние проблемы организации самостоятельной деятельности учащихся с точки зрения ФГОС Цель моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов. Я поставила перед собой такие задачи: изучить состояние проблемы организации самостоятельной деятельности учащихся с точки зрения ФГОС на основе анализа нормативных документов, научно-методической и педагогической литературы. Реализовать на практике самостоятельную работу учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, способствующую развитию метапредметных результатов.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».  Э.  Хаббард.

Цель моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов.

Задачи:

реализовать на практике самостоятельную работу учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, способствующую развитию метапредметных результатов

на основе анализа нормативных документов, научно-методической, педагогической литературы изучить состояние проблемы организации самостоятельной деятельности учащихся с точки зрения ФГОС

Цель моей работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных результатов. Я поставила перед собой такие задачи: изучить состояние проблемы организации самостоятельной деятельности учащихся с точки зрения ФГОС на основе анализа нормативных документов, научно-методической и педагогической литературы. Реализовать на практике самостоятельную работу учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, способствующую развитию метапредметных результатов.

Теоретическая основа опыта

«Учитель идет в класс

«Ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать».

не учить

детей, а побуждать их

к учению».

П.И. Пидкасистый

доктор

педагогических наук,

профессор.

К. Д. Ушинский

русский педагог 19 в., основоположник научной педагогики в России.

Цель обучения - достижение умственной самодеятельности.

Платон (Аристокл)

древнегреческий

Философ.

Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы

у учеников вырабатываются приемы ее рациональной организации.

Б. П. Есипов доктор педагогических наук, профессор.

Без самостоятельной работы учащихся

нельзя выработать у них никаких умений и навыков.

Обратившись к источникам, я выяснила, что идея использования самостоятельной работы на уроках не нова, ещё в 20-х гг. прошлого века её активно применяли ведущие педагоги того времени, но в педагогической литературе нет единого мнения по вопросу определения и организации самостоятельной работы.

Я решила обобщить свой опыт организации самостоятельной деятельности учащихся в рамках предметов «История» и «Обществознание», взглянуть на него глазами стандартов второго поколения и показать возможности использования самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников.

Ю. К. Бабанский

доктор педагогических наук, профессор.

Показать возможности использования самостоятельной работы как средства формирования метапредметных результатов школьников.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

К.Д. Ушинский.

Виды самостоятельных работ

ФГОС ООО определяет метапредметные результаты — как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Сформировать и освоить эти способы деятельности можно при помощи самостоятельной работы учащихся. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», отмечал К.Д. Ушинский. Самостоятельные работы могут быть различными, но все они будут материалом для организации самостоятельной деятельности учащихся, по формированию и освоению способов деятельности определяющих метапредметные результаты. На основе проведённого анализа источников я составила такую классификацию самостоятельных работ: По дидактической цели, По уровню самостоятельности учащихся, По форме выполнения, По способу выполнения, По источнику знаний.

По уровню

самостоятельности

учащихся

По форме

выполнения

По дидактической цели

По способу

По источнику

выполнения

знаний

Увлечь! Работу по организации самостоятельной деятельности учащихся, формирующую метапредметные результаты я разделила на три этапа: Увлечь! Научить! Развить! Чтобы увлечь, нужно замотивировать, наличие мотивации ведет к формированию у обучающихся потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности . Чтобы замотивировать, нужно создать проблемную ситуацию. 6

Увлечь!

Работу по организации самостоятельной деятельности учащихся, формирующую метапредметные результаты я разделила на три этапа: Увлечь! Научить! Развить! Чтобы увлечь, нужно замотивировать, наличие мотивации ведет к формированию у обучающихся потребности в активной самостоятельной познавательной деятельности . Чтобы замотивировать, нужно создать проблемную ситуацию.

6

Примеры проблемных ситуаций

История

Тема «Средневековый город» вопрос:

«Где интереснее жить: в городе или в деревне?»

Обществознание

Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья?

Проблемная ситуация в переводе задание, содержащее противоречие и не имеющее однозначного  решения. На своих уроках я использую проблемные ситуации: направленные на сравнение, связанные с личным жизненным опытом учащихся. Учащимся нравится такой приём как обсуждение различных точек зрения, например: при изучении Темы «Средневековый город» выясняем «Где интереснее жить: в городе или в деревне?» Обсуждаем такие личностно значимые для школьников проблемы: Всегда ли правы взрослые? Сколько денег нужно человеку? Зачем человек учится? Зачем человеку семья? Хорошо зарекомендовал себя такой способ как обсуждение афоризмов, цитат, притч. Дети стали активнее и самостоятельнее, им понравилось думать и высказывать своё мнение. Таким образом формируется метапредметное умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Приемом создания проблемной ситуации может быть нестандартная постановка темы урока: например, в начале урока даю задачу «Фигура – прямоугольный треугольник. Высота 10, основание – 4. Узнайте его площадь», 5- классники с недоумением начинают производить расчёты, а я, раскрыв, источник задания (древнеегипетский папирус), предлагаю сформулировать тему урока «Научные знания в древнем Египте». Приемом создания проблемной ситуации могут быть исторические загадки: например, «Древние греки называли Египет «дар Нила», сами египтяне - «Чёрная земля» в чём здесь противоречие? Проблемные ситуации выносим в заголовки исследовательских и творческих работ. Например, исследовательская работа по истории «Генерал Власов: патриот или предатель?» по обществознанию «Выгнать нельзя оставить в классе». Приём проблемной ситуации может быть использован на уроках по любому предмету.

Тема «Способности человека» факт: «Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал».  Способны ли вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный пример?

6

Кроссворд - загадка к и а м н б п о е т а р и д в б е р р г в у о н е и з р р д а л л и д а щ у ь о п т л и с о р м с р о п е т в н а а а м р й е д А Г О Р А Венгерский кроссворд (размещён на сайте «Подросток и закон») Кроссворд - пирамида   И Н Д И В 2   С 3 И   Ш Д 4 П   О У О 5 А А Б   Б М С П Л О Щ Е О Ь Е Т Б Н Н Л Х Н О И Ь О О Е С С О В Т Н Е Т Ь Н Ь 1 Вовлекают в самостоятельную работу и активизируют её игровые задания: кроссворды, ребусы, комиксы. У моих учеников любимым видом работы во всех классах является составление кроссворда. Различные виды кроссвордов можно использовать на любом этапе урока. С помощью кроссворда увлекаю в работу, отрабатываем навыки составления вопросов, терминологию и определения, закрепляем и повторяем изученный материал, а в итоге развиваются метапредметные действия: мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся, умения определять способы  действий в рамках предложенных условий, умения  определять понятия. Такой вид самостоятельной работы можно использовать на уроках по любому предмету.

Кроссворд - загадка

к

и

а

м

н

б

п

о

е

т

а

р

и

д

в

б

е

р

р

г

в

у

о

н

е

и

з

р

р

д

а

л

л

и

д

а

щ

у

ь

о

п

т

л

и

с

о

р

м

с

р

о

п

е

т

в

н

а

а

а

м

р

й

е

д

А

Г

О

Р

А

Венгерский кроссворд

(размещён на сайте

«Подросток и закон»)

Кроссворд - пирамида

  И

Н

Д

И

В

2

  С

3

И

  Ш

Д

4

П

  О

У

О

5

А

А

Б

  Б

М

С

П

Л

О

Щ

Е

О

Ь

Е

Т

Б

Н

Н

Л

Х

Н

О

И

Ь

О

О

Е

С

С

О

В

Т

Н

Е

Т

Ь

Н

Ь

1

Вовлекают в самостоятельную работу и активизируют её игровые задания: кроссворды, ребусы, комиксы. У моих учеников любимым видом работы во всех классах является составление кроссворда. Различные виды кроссвордов можно использовать на любом этапе урока. С помощью кроссворда увлекаю в работу, отрабатываем навыки составления вопросов, терминологию и определения, закрепляем и повторяем изученный материал, а в итоге развиваются метапредметные действия: мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся, умения определять способы  действий в рамках предложенных условий, умения  определять понятия. Такой вид самостоятельной работы можно использовать на уроках по любому предмету.

Приёмы работы с текстом

Научить!

Составление вопросов, кроссвордов, тестов,

на основе текста учебника.

Составление таблиц.

Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

Комментированное

чтение текста.

Составление синквейна,

кластера.

На этапе «Научить!» формируется база для развития умений работать самостоятельно. Для этого в своей работе я активно использую приёмы работы с текстом, составляющие основу смыслового чтения. Например, Составление простого плана относится к ознакомительному смысловому чтению и направлено на умение ориентироваться в содержании текста, выбирать из него, придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста. Через составление вопросов, кроссвордов, тестов на основе текста учебника реализуется Поисковое чтение, которое направлено на нахождение конкретной информации. Умение структурировать текст, преобразовывать его, используя новые формы представления информации: таблицы, синквейны, кластеры, составление сложного, цитатного и тезисного плана развивается посредством Изучающего чтения. Все задания развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценку и формируют метапредметные результаты. Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении текста параграфа, использую приём «Исторические загадки». По ходу чтения учащиеся составляют загадку из 3 исторических фактов, чтобы определить о ком или о чем идет речь.

1.Город-полис вел войну с Персией

2. В нём существовала особая система воспитания мальчиков

3.Город военный – лагерь (Спарта)

Составление схемы,

диаграммы.

Составление простого, сложного, цитатного

и тезисного плана.

9

Приём работы с текстом  «Продолжи рассказ по картинке» «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян…» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове. Нравится учащимся такой приём работы с текстом, как продолжи рассказ по картинке. При использовании данного приёма ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события, у него формируется умение смыслообразования. Например, рассказ «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян…» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове. 9

Приём работы с текстом

«Продолжи рассказ по картинке»

«В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян…» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове.

Нравится учащимся такой приём работы с текстом, как продолжи рассказ по картинке. При использовании данного приёма ученик моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого – либо события, у него формируется умение смыслообразования.

Например, рассказ «В усадьбе московского дворянина 15 века» «В конце ноября Фёдор Соколов вернулся с государевой службы. Жена Настасья встречала его со слезами и жалобами на крестьян…» Продолжите рассказ о дворянине Фёдоре Соколове.

9

Конкурсы, викторины развить Конференции Предметные олимпиады, чемпионаты Исторический турнир Через Школьная конференция Интеллектуальные игры На этапе «Развить!» приобретённые умения работать самостоятельно оттачиваются через участие в различных конкурсах, конференциях и интернет - проектах. С большим интересом учащиеся работают над исследованиями по истории своей семьи, села, по материалам школьного музея братьев Королёвых, на исторические и другие актуальные темы. И с каждой работой приобретают опыт исследовательской деятельности, которая способствует формированию регулятивных, логических, познавательных, метапредметных УУД. У них формируется культура мышления, культура письменной и устной речи. Реализовать себя учащиеся могут, принимая участие в школьной научно-практической конференции «Старт в науку», районной учебно-исследовательской конференции «Первые шаги», областном этапе Российской научной конференции школьников «Открытие». Краеведческие чтения Интернет - проекты 9

Конкурсы,

викторины

развить

Конференции

Предметные

олимпиады,

чемпионаты

Исторический турнир

Через

Школьная

конференция

Интеллектуальные

игры

На этапе «Развить!» приобретённые умения работать самостоятельно оттачиваются через участие в различных конкурсах, конференциях и интернет - проектах. С большим интересом учащиеся работают над исследованиями по истории своей семьи, села, по материалам школьного музея братьев Королёвых, на исторические и другие актуальные темы. И с каждой работой приобретают опыт исследовательской деятельности, которая способствует формированию регулятивных, логических, познавательных, метапредметных УУД. У них формируется культура мышления, культура письменной и устной речи. Реализовать себя учащиеся могут, принимая участие в школьной научно-практической конференции «Старт в науку», районной учебно-исследовательской конференции «Первые шаги», областном этапе Российской научной конференции школьников «Открытие».

Краеведческие

чтения

Интернет - проекты

9

Самостоятельная работа ученика превращается в самообучение, саморазвитие,  самореализацию Работа над развитием метапредметных способов действий даёт результаты. Увеличивается количество участников конференций различного уровня, это говорит о развитии навыков учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся стали активными участниками районного конкурса «Ученик года», что свидетельствует о сформированности навыков самостоятельной деятельности. Увеличивается количество участников интернет - проектов благодаря возросшим интересам и устойчивым мотивам к познавательной деятельности у учащихся. 9

Самостоятельная работа ученика превращается в самообучение, саморазвитие,

самореализацию

Работа над развитием метапредметных способов действий даёт результаты. Увеличивается количество участников конференций различного уровня, это говорит о развитии навыков учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся стали активными участниками районного конкурса «Ученик года», что свидетельствует о сформированности навыков самостоятельной деятельности. Увеличивается количество участников интернет - проектов благодаря возросшим интересам и устойчивым мотивам к познавательной деятельности у учащихся.

9

  «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»  К. Кушнер. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», - сказал русский историк В.О. Ключевский, хочется верить, что мне удалось это сделать. 9

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»

К. Кушнер.

«Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», - сказал русский историк В.О. Ключевский, хочется верить, что мне удалось это сделать.

9

Использованные ресурсы Коллекция картинок Майкрософт Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и «Обществознание», автор Тихова Т.А.

Использованные ресурсы

  • Коллекция картинок Майкрософт
  • Методическая разработка «Самостоятельная деятельность обучающихся как средство развития метапредметных результатов в рамках предметов «История» и «Обществознание», автор Тихова Т.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!