СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология решения ситуационных задач на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология решения ситуационных задач на уроках истории и обществознания способствует развитию личностностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Данная технология ориентированна на работу в прроблемном поле, обучающиеся соотносят теорию с реальной жизнью, делают собственные выводы, выражают  своё мнение, развивают навыки критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Технология решения ситуационных задач на уроках истории и обществознания»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства »  «Применение интерактивных методов на уроках: решение ситуационных задач, кейс, проект» Дей Альбина Ярославовна,, методист

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства »

«Применение интерактивных методов на уроках: решение ситуационных задач, кейс, проект»

Дей Альбина Ярославовна,, методист

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать или находится в режиме беседы ,  диалога с кем-либо. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать или находится в режиме беседы ,

диалога с кем-либо.

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися.

Формы : групповая работа: работа в малых группах , парах Виды деятельности: (работа с кейсами , решение ситуационных задач, выполнение проектов) и др. Кейсы ; Ситуационные задачи; Творческие задания; Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); Проекты (Социальные проекты и другие проекты) Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум); Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее

Формы : групповая работа: работа в малых группах , парах

Виды деятельности: (работа с кейсами , решение ситуационных задач, выполнение проектов) и др.

  • Кейсы ;
  • Ситуационные задачи;
  • Творческие задания;
  • Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
  • Проекты (Социальные проекты и другие проекты)
  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», проективные техники, «Один - вдвоем - все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);
  • Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация») и так далее
Интерактивное обучение   Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным познавательный процесс.  Интерактивное обучение   — это обучение, при котором преподаватель и студенты находятся в режиме диалога, что возможно в форме учебных игр и ситуаций.

Интерактивное обучение  

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным познавательный процесс.

Интерактивное обучение   — это обучение, при котором преподаватель и студенты находятся в режиме диалога, что возможно в форме учебных игр и ситуаций.

Технология (метод) решения ситуационных задач относится к интерактивным методам обучения , к кейс-технологиям Метод анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационных задач. метод инцидента  метод разбора деловой корреспонденции;  игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр метод дискуссии. Существуют различные обозначения кейс -технологии:  метод изучения ситуации метод деловых историй просто метод кейсов

Технология (метод) решения ситуационных задач

относится к интерактивным методам обучения , к кейс-технологиям

  • Метод анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационных задач.
  • метод инцидента
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод ситуационно-ролевых игр
  • метод дискуссии.

Существуют различные обозначения кейс -технологии:

  • метод изучения ситуации
  • метод деловых историй
  • просто метод кейсов
Актуальность. Цель использования технологии Цель использования технологии решения ситуационных задач: Способствовать достижению образовательных результатов обучающихся  Проблема использования технологии (метода ) решения ситуационных задач в практику работы является актуальной, это обусловлено двумя тенденциями: общей направленностью развития образования, его ориентацией на формирование компетенций вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях

Актуальность. Цель использования технологии

Цель использования технологии решения ситуационных задач:

Способствовать достижению образовательных результатов обучающихся

Проблема использования технологии (метода ) решения ситуационных задач в практику работы является актуальной, это обусловлено двумя тенденциями:

  • общей направленностью развития образования, его ориентацией на формирование компетенций
  • вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях

это методика, ориентированная на работу в проблемном поле  это активный педагогический  прием, используемый для обучения это технология способствующая развитию компетенций обучающихся: социально – личностной (гражданской компетенции), учебно-познавательной, социо – культурной и других это средство оценки освоения компетенций   Технология (метод) решения ситуационных задач -  это одна из интерактивных технологий, Метод реализации компетентностного подхода метод обучения на основе реальных ситуаций метод отличающийся практической направленностью метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так и внеаудиторной
  • это методика, ориентированная на работу в проблемном поле
  • это активный педагогический

прием, используемый для обучения

  • это технология способствующая развитию компетенций обучающихся: социально – личностной (гражданской компетенции), учебно-познавательной, социо – культурной и других
  • это средство оценки освоения компетенций

Технология (метод) решения ситуационных задач -

  • это одна из интерактивных технологий,
  • Метод реализации компетентностного подхода
  • метод обучения на основе реальных ситуаций
  • метод отличающийся практической направленностью
  • метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так и внеаудиторной

 В чем эффективность технологии?  работать с информацией.  демонстрировать различные  позиции и точки зрения развивать навыки анализа и  критического мышления успешно адаптироваться в обществе, продвигаться к профессиональной  карьере. обучающиеся приходят к выводу, что из любой ситуации существует много выходов, формируется ответственность обучающихся за выбор  Обучающиеся – не ждут готовых знаний, а сами их вырабатывают, не просто слушают, а слышат преподавателя и друг друга, соотносят теорию с реальной жизнью, могут сами формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать своё мнение находить решение

В чем эффективность технологии?

  • работать с информацией.
  • демонстрировать различные

позиции и точки зрения

  • развивать навыки анализа и

критического мышления

  • успешно адаптироваться в обществе,
  • продвигаться к профессиональной

карьере.

  • обучающиеся приходят к выводу, что из любой ситуации существует много выходов,
  • формируется ответственность обучающихся за выбор

Обучающиеся –

  • не ждут готовых знаний, а сами их вырабатывают,
  • не просто слушают, а слышат преподавателя и друг друга,
  • соотносят теорию с реальной жизнью,
  • могут сами формулировать вопрос,
  • аргументировать ответ,
  • делать собственные выводы,
  • отстаивать своё мнение
  • находить решение
История Методические основы кейс- технологий освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и др. Какими могут быть задачи? Задачи могут быть из реальной жизни (практики) , литературы, опыта преподавателя, опыта обучающихся Имитированные ситуации(специально смоделированные задачи) Задачи связанные с проблемами прошлого, настоящего и будущего времени. Кейс метод обучения возник в США , Гарвардской школе бизнеса. «Кейс» (в переводе с англ.) означает портфель, чемодан, дипломат Название метода произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай   Первым ведущим специалистом в области кейс-технологий в России является Киселев Владимир Дмитриевич, старший научный сотрудник Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.  Его методика написания кейса имеет свое специальное название — «КЕЙКИС».

История

Методические основы

кейс- технологий освещаются в работах

Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова,

В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и др.

Какими могут быть задачи?

  • Задачи могут быть из реальной жизни (практики) , литературы, опыта преподавателя, опыта обучающихся
  • Имитированные ситуации(специально смоделированные задачи)
  • Задачи связанные с проблемами прошлого, настоящего и будущего времени.

Кейс метод обучения возник в США , Гарвардской школе бизнеса.

«Кейс» (в переводе с англ.) означает

портфель, чемодан, дипломат

Название метода произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай

Первым ведущим специалистом в области кейс-технологий в России является Киселев Владимир Дмитриевич, старший научный сотрудник Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.  Его методика написания кейса имеет свое специальное название — «КЕЙКИС».

Виды кейсов

- по  типу получаемой информации:

Профессиональные - это кейсы на выявление уровня профессиональных (предметных) компетенций.

Личностные - кейсы, проявляющие поведенческие стратегии, личностные свойства и ценности. - по используемому материалу (степень известности материала):

На известном материале.

На неизвестном материале - по типу включенности в деятельность:

Включенные – оцениваемый должен принять роль участника ситуации, и действовать исключительно из этой роли.

Не включенные – когда нужно оценить действия участников ситуации, как бы со стороны, или ответить, как бы поступил оцениваемый в данной ситуации. - по степени конкретизации информации:

Структурированные , подробные, с четко простроенной структурой, большим количеством данных .

Слабоструктурированные , не содержащие большого количества данных, что позволяет выявить потенциал, умение, а не знание, определить уровень мыслительной и поведенческой гибкости. - по степени стандартности условий :

Кейсы, предлагающие стандартную рабочую ситуацию – проявляют знания или навыки в стандартных рабочих условиях.

Кейсы, в содержание которых включен инцидент/ происшествие, проявляют умения оцениваемого действовать в ситуациях, отклоняющихся от нормы. мыслительную гибкость.

  • Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

  • Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

  • Исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

тренинговый; Сюжетный; бессюжетный. Кейс с приложением; кейс без приложений. Кейс-рассказ; кейс-эссе; вопросный кейс; кейс-задание. видео-кейс. ситуации с формированием проблемы; ситуации без формирования проблемы; личностный; многосубъектный. в режиме от прошлого к настоящему; кейс-воспоминание; описательный поисковый; альтернативный; проектный Типологизация кейсов проводится по нескольким основаниям:  по источнику информации (описание реальных ситуаций из практики, литературы или опыта преподавателя);  по субъекту представления информации о ситуации  (в одних случаях им может быть преподаватель, в других – слушатель или целая учебная группа для анализа ситуации и принятия решения в рамках учебного процесса);  по степени новизны ситуации ; по специализации  (одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному);  по способу проведения занятий  (методом инцидента, ролевой игры, производственной задачи, разбора почты и т.д.)

тренинговый;

Сюжетный;

бессюжетный.

Кейс с приложением;

кейс без приложений.

Кейс-рассказ;

кейс-эссе;

вопросный кейс;

кейс-задание.

видео-кейс.

ситуации с формированием проблемы;

ситуации без формирования проблемы;

личностный;

многосубъектный.

в режиме от прошлого к настоящему;

кейс-воспоминание;

описательный

поисковый;

альтернативный;

проектный

Типологизация кейсов проводится по нескольким основаниям: 

  • по источнику информации (описание реальных ситуаций из практики, литературы или опыта преподавателя); 
  • по субъекту представления информации о ситуации  (в одних случаях им может быть преподаватель, в других – слушатель или целая учебная группа для анализа ситуации и принятия решения в рамках учебного процесса); 
  • по степени новизны ситуации ;
  • по специализации  (одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному); 
  • по способу проведения занятий  (методом инцидента, ролевой игры, производственной задачи, разбора почты и т.д.)
Первый шаг преподаватель задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения преподаватель задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения  ставит вопрос: Какой из способов правильный и более эффективный?  ставит вопрос: Какой из способов правильный и более эффективный? Обучающиеся выбирают итоговый вариант решения, аргументируют, дают обоснование Обучающиеся выбирают итоговый вариант решения, аргументируют, дают обоснование  Второй шаг преподаватель сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее решения  задает вопрос какой из способов правильный и более эффективный? преподаватель сам оценивает ситуацию и предлагает решения выбирает и обосновывает  итоговое решение.  Третий шаг - ……….

Первый шаг

  • преподаватель задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения
  • преподаватель задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения
  • ставит вопрос: Какой из способов правильный и более эффективный?
  • ставит вопрос: Какой из способов правильный и более эффективный?
  • Обучающиеся выбирают итоговый вариант решения, аргументируют, дают обоснование
  • Обучающиеся выбирают итоговый вариант решения, аргументируют, дают обоснование

Второй шаг

  • преподаватель сам задает

проблему, сам предлагает 2-3 способа ее решения

  • задает вопрос какой из способов правильный и более эффективный?
  • преподаватель сам оценивает ситуацию и предлагает решения
  • выбирает и обосновывает

итоговое решение.

Третий шаг - ……….

личностные предметные Модель ситуационной задачи : деятельность Целевая установка ЗАДАЧА  Учебная (проблемная) ситуация  РЕЗУЛЬТАТ Содержание задачи Критерии оценки метапредметные

личностные

предметные

Модель ситуационной задачи :

деятельность

Целевая установка

ЗАДАЧА

Учебная (проблемная) ситуация

РЕЗУЛЬТАТ

Содержание задачи

Критерии оценки

метапредметные

  • ФГОС СПО
  • В ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
  • Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника

О К 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Этапы работы : знакомство с ситуацией (задачей) её особенностями;  2. выделение основной проблемы (основных проблем) выделение факторов и персоналий предложение концепций или тем для «мозгового штурма» анализ , принятие того или иного решения; выделение факторов и персоналий предложение концепций или тем для «мозгового штурма» анализ , принятие того или иного решения;   3. предложение одного или нескольких вариантов Цель работы :  совместными усилиями группы проанализировать возникающую ситуацию  рассмотреть предложенные алгоритмы и выбрать из них лучший, выработать практическое решение.  Представить результат решения задачи ( презентация результатов может быть групповой и индивидуальной)

Этапы работы :

  • знакомство с ситуацией (задачей) её особенностями;

2. выделение основной проблемы (основных проблем)

  • выделение факторов и персоналий предложение концепций или тем для «мозгового штурма» анализ , принятие того или иного решения;
  • выделение факторов и персоналий
  • предложение концепций или тем для «мозгового штурма»
  • анализ , принятие того или иного решения;

3. предложение одного или нескольких вариантов

Цель работы :

  • совместными усилиями группы проанализировать возникающую ситуацию

  • рассмотреть предложенные алгоритмы и выбрать из них лучший, выработать практическое решение.

  • Представить результат решения задачи ( презентация результатов может быть групповой и индивидуальной)

ФГОС СОО , утв . Пр. 2012г., №413

Личностные

  • становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества (ОК1)

2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,

3.готовность и способность вести диалог с другими людьми

метапредметные

  • умение владеть навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению (ОК8)
  • умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (ОК4, ОК5)
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей (ОК2), ОК3);

Предметные результаты изучения истории

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении ( ОК8);

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

уважающий мнение других людей, (ОК6) достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Требования к оцениванию :

  • Наличие системы  оценивания
  • критерии
  • Объективность, создание условий
  • справедливое отношение к каждому
  • обоснованность оценок и их

аргументация

  • минимизация ситуаций

конфликности

Критерии

1

2

баллы

работа с информацией

3

аргументация ответа

4

демонстрация различных позиции и точек зрения

5

ответственность за выбор

И др .

 Критерии оценки решения кейса:   Риски: при организации групповой работы возможно доминирование одного или двух участников группы; вероятность «зацикливания» на одном варианте решения проблемы; невозможность решения задачи из – за отсутствия у обучающихся жизненного опыта Отсутствие опыта использования технологии у педагога  отсутствие педагогического такта 1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам.  2. Оригинальность подхода (Новаторство, креативность).  3. Применимость решения на практике. 4. Глубина проработки проблемы (Обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).  5. Возможность применения

Критерии оценки решения кейса:

Риски:

  • при организации групповой работы возможно доминирование одного или двух участников группы;
  • вероятность «зацикливания» на одном варианте решения проблемы;
  • невозможность решения задачи из – за отсутствия у обучающихся жизненного опыта
  • Отсутствие опыта использования технологии у педагога
  • отсутствие педагогического такта

1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам. 

2. Оригинальность подхода (Новаторство, креативность). 

3. Применимость решения на практике.

4. Глубина проработки проблемы (Обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения). 

5. Возможность применения

Ситуационные задачи по обществознанию (раздел «Экономика»)

Ситуационные задачи по обществознанию (раздел «право»).

Темы: Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений, Охрана труда, Трудовые споры, Трудовая дисциплина, Рабочее время и час отдыха и др.

Тема: Рабочее время и час отдыха Задача 1 Семнадцатилетний обучающийся филиала техникума Кузаков Игорь на протяжении года в свободное от обучения время работал в фирме ООО «Весна» Какой длительности должно быть его рабочее время?

Тема: Оплата труда. Гарантии и компенсации. Задача 2 Дежурный слесарь-сантехник согласно графика смен работал с 20.00 субботы до 8.00 воскресенья. Как будет ему оплачено это время?   

(ТК. ст. 54, ст.107)

Ситуация для обсуждения Заслон дешёвым барбарискам! (Журнал «Эксперт» от 26 марта 2001 года)

Экспансия украинских производителей на российском рынке приняла угрожающий характер. По некоторым данным, украинская карамель занимает около 40% рынка. По расчётам российских производителей, льготный режим ввоза украинской карамели (она не облагается таможенной пошлиной и НДС) делал её дешевле нашей как минимум на 30%. Кроме того, украинское правительство использует методы скрытого субсидирования своих производителей. При импорте этикеток, которые выпускаются на одних и тех же западных фабриках для Украины и России, украинская пошлина на их ввоз составляет 2%, а российская - 15%. В результате…

Гражданское право.

Задача. 6.

Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства.  Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте

Ответ. Права девушка  .  После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства. 

Трудовое право.

Задача 3.

17-летний Сергей Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.

Ответ. Нет.  По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.  

Ответ. В соответствии со ст. 1347 ГК РФ автором изобретения, признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора

в заявке на выдачу патента на изобретение, считается автором изобретения.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что 13-летний Витя будет являться автором изобретения.

И в качестве автора в заявке на патент должен быть указан Витя. Однако в силу того, что Витя является лицом, не достигшим возраста полной дееспособности, то в соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки от его имени могут осуществлять его родители.

  При достижении возраста 14 лет Витя в соответствии с ч. 2 ст. 26 ГК РФ может самостоятельно осуществлять все права автора изобретения.

Решение задачи по гражданскому праву 

Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение.

3 факт. 14 декабря 1825 года. Офицеры- члены тайного общества вывели на Сенатскую площадь свои войска, чтобы предъявить требования сенату об изменении государственного устройства России и отказались присягнуть императору Николаю I Почему?  К чему стремились будущие декабристы? Что хотели изменить в России? Проблема 2 ( обучающимся предлагается высказать предположение о том, что произошло бы, если событие развивалось иначе): «Предположите, могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Как бы шло развитие России, если бы выступление декабристов закончилось победой?».  Тема: Выступление декабристов   Проблема 1. Декабристы - это офицеры-дворяне. 1факт.  Декабристы участвовали в войне 1812г. почти все имели награды за храбрость. В Бородинском сражении участвовало 65 будущих декабристов. « Мы были детьми 1812 года. Жертвовать всем даже жизнью для блага Отечества было влечением сердца»- писал декабрист Матвей Муравьев. 2 факт.  А. И. Герцен писал: « Представители всего талантливого, образованного в России, с высоты своих виселиц разбудили душу нового поколения…»

3 факт. 14 декабря 1825 года. Офицеры- члены тайного общества вывели на Сенатскую площадь свои войска, чтобы предъявить требования сенату об изменении государственного устройства России и отказались присягнуть императору Николаю I

Почему?  К чему стремились будущие декабристы? Что хотели изменить в России?

Проблема 2 ( обучающимся предлагается высказать предположение о том, что произошло бы, если событие развивалось иначе): «Предположите, могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Как бы шло развитие России, если бы выступление декабристов закончилось победой?».

Тема: Выступление декабристов

  • Проблема 1.
  • Декабристы - это офицеры-дворяне.
  • 1факт.  Декабристы участвовали в войне 1812г. почти все имели награды за храбрость.
  • В Бородинском сражении участвовало 65 будущих декабристов. « Мы были детьми 1812 года. Жертвовать всем даже жизнью для блага Отечества было влечением сердца»- писал декабрист Матвей Муравьев.
  • 2 факт.  А. И. Герцен писал: « Представители всего талантливого, образованного в России, с высоты своих виселиц разбудили душу нового поколения…»

Таблица №1.

Конструктор ситуационных задач

Обществознание. Тема. Наука и образование

Ознакомление

Назовите основные части…

Понимание

Составьте список понятий, касающихся…

Объясните причины того, что…

Применение

Изобразите информацию о… (графически)

Анализ

Раскройте особенности…

Синтез

Оценка

Предложите новый (иной) вариант…

Проанализируйте структуру… с точки зрения

Оцените значимость… для...

Выскажите критические суждения о…

Задание № 3. Притча о юноше и старике.

Как мало я знаю - удручённо заметил один мудрый старик во время своей беседы с юношей. Молодой человек удивился, считая невозможным такое уверение при столь очевидных познаниях. И тогда старец начертил посохом на песке два круга. Один, маленький, - знания юноши, и другой, побольше, - свои знания. «Периферия каждого круга, - пояснил он, - принадлежит не только знанию, но и тому, что неведомо. Согласись, что больше недостигнутого у того, у кого круг больше. Вот почему знание о незнании – всегда признак совершенного ума и глубокой мудрости. Ведь при этом человек как бы удваивает пространство своего пребывания и раздвигает горизонты, предустановленные творцом».

  • Вопрос: В чём смысл притчи ?
  • Выберите утверждения древних фолософов о роли и значении знаний в жизни человека.
  • Какие моральные ценности они утверждают? Выберите утверждение, которое вам наиболее импонирует. Почему?

На основе таксономии целей (Бенджамин Самюэль Блум) Л. С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов

Литература: Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE-технологий//Компьютера.- , 2000. - №13-15. Рыжаков, М. В. Ключевые компетен- ции: возможности применения / М. В. Рыжаков // Стандарты и монито- ринг в образовании. – 1999, – №4. Смолянинова О.Г.  Инновационные технологии обучения на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: М.: ВПО, 2000. Федянин Н. Чем кейс отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. –2000. – № 7. – С. 52 – 55. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64  Спасибо за внимание!

Литература:

  • Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
  • Рейнгольд Л.В. За пределами CASE-технологий//Компьютера.- , 2000. - №13-15.
  • Рыжаков, М. В. Ключевые компетен- ции: возможности применения / М. В. Рыжаков // Стандарты и монито- ринг в образовании. – 1999, – №4.
  • Смолянинова О.Г.  Инновационные технологии обучения на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: М.: ВПО, 2000.
  • Федянин Н. Чем кейс отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. –2000. – № 7. – С. 52 – 55.
  • Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64

Спасибо за внимание!


Скачать

© 2016 3881 62

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!