СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с происходящими  изменениями  в обществе,  развитием информационных технологий повысился интерес  к проблемам межкультурной  коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка.»

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка.

В связи с происходящими  изменениями  в обществе,  развитием информационных технологий повысился интерес  к проблемам межкультурной  коммуникации. Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Сейчас знание хотя бы одного иностранного языка просто необходимо. Особую значимость приобретает  изучение иностранного  языка как средства общения и обобщения духовного наследия других стран и народов. Основной целью обучения английскому  языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения. Реализация данной цели  связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимание  и составление  иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; умение  вести себя  в соответствии с правилами общения и национально – культурными особенностями страны изучаемого языка. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы. Грамматические правила и лексика, закрепленные на практике, при постоянном применении дают самые лучшие результаты в изучении языка.  Надо научиться  говорить и думать на изучаемом языке!       

Я считаю, что результат обученности по английскому  языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.

           Принцип коммуникативности – основной принцип обучения английскому  языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском  языке в рамках определенной темы.

          Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)

           Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению и ставит своей целью формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Во время обучения основной акцент делается на развитие разговорных навыков, а грамматические структуры вводятся по мере необходимости, в связи с какой-либо темой, обогащая разговорную практику. Моделируя  на уроке как можно больше ситуаций общения, учитель стимулирует у учащихся  желание высказаться.  Существует  множество упражнений, которые могут применяться в рамках коммуникативного подхода и предоставляют  учащимся возможность самостоятельно оперировать изучаемым языком: диалоги, дискуссии,  ролевые игры, моделирование ситуаций. Поскольку данные виды деятельности отражают реальную действительность, они затрагивают чувства учащихся, используют их воображение, качества личности. К коммуникативным заданиям можно отнести загадки и головоломки, решение кроссвордов, составленных одноклассниками, обмен письмами, написание рассказа, викторины, выполнение рисунков по инструкциям партнёров и другие.  

           Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.

Обучающиеся легче выражают свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

 Например, для введения предлогов места  использую игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки.

При объяснении материала  размещаю  на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении.

           Также  развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение.  И.С Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод». Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов.

Что случится, если…? Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.

Каждый получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.

     Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу.  В этом случаи совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению английским  языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому в групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями  разноуровневыми заданиями.

            Для выражения собственных мыслей, развития творческих способностей, развития умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности  я  использую  метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Выбирая задания опираюсь на то,  чтобы они соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик  чувствует  себя в другом качестве, он знает что может выразить свои мысли, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.

           В курсе английского языка в УМК М.З.Биболетовой после завершения каждой темы создание проектной работы. Широко применяю этот метод и в начальной, средней и старшей звене. Ученики делают проектные работы и защищают. В начальных классах  «Алфавит», «Сказочная страна, которую мы посетим на следующий  год», «Мой друг», в среднем звене «Они были первыми», «Здоровая пища», «Еда», «Как беречь природу»,  в старших классах «Идеальный подросток», «Открытия», «Лондон», «Роботы: хорошо или плохо?»  и т.д.

            Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью использую  на уроках игры.

Особенно в начальных классах большую  роль отдаю игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.

         На уроках я использую разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение

 В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе  игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском  языке.

         Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.

            Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. В старших классах использую такие ролевые игры, как «Какие различия», «План города», «Восстановление рассказа», «Выполни и передай задание»…

          В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений, так и развитие общеучебных умений.

    Для оптимизации процесса учебно-познавательной деятельности  педагогу необходимо владеть способами и приёмами организации  индивидуальной, парной  и групповой работы.

На занятиях  я люблю  применять игру. Помимо таких функций, как повышение интереса и мотивации к изучению  иностранного языка, использования непроизвольного внимания и памяти детей в целях урока, игра может быть применена во всех видах учебной деятельности на уроке английского языка: в работе с текстом, закреплении лексики, обучении неподготовленному говорению. Так же применяются игры в целях закрепления пройденной лексики и лексико-грамматических конструкций, по какой – либо определённой теме. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится.  Атмосфера увлечённости и доброжелательности  помогает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую им свободно общаться на чужом языке.

Рассмотрим некоторые виды игр :

o    Фонетические игры используются для тренировки произношения английских звуков.

Игра - разминка “ Animals”.

Teacher: Imagine you are a dog ( a cat,….)

Pupil: My dog is clever, strong and grey.

We play together every day.

          P2:    The cow says, “Moo, moo,

                    I have some milk for you”.

          P3:    I love my cat,

                   It’s warm and fat.

                   My cat is gay,

                  It likes to play.

o    Лексические игры  для активизации речемыслительной деятельности, тренировки в употреблении лексики и развития речевой реакции учащихся.

 

Pairs”

Match the words and write the pairs.

 

 Pretty                 air             - ……..

 Clean                 horse         - ……..

          Turned-up          girl            - ……...

            Strong               sweater      - ………

           Woolen              nose           - ……….

“Word chain”

How many adjectives can you find in the chain?

Greenexpensivegoodlookingearredprettysmallgirlexecellentrainshortcoatdry

 

4-letter words 
(each word has OO in the middle)

  You read it.                                                 book

  You do it with your eyes.                          look

  You put them on your feet.            singular- boot

  You must open it to enter a room.           door

  One of the two or three in your flat.        room

  Not rich.                                                      poor

  Rather cold.                                               cool

  Not bad.                                                     good

  To prepare a meal.                                    cook

  It is in the sky at night.                            moon

  You eat it.                                          food

 

o    Грамматические игры проводятся с целью отработки грамматических правил и развития речевой активности учащихся.

Например, игра для отработки вопросов общего типа

 Don  tsayyesorno ” (  Ведущему задаются вопросы, на которые он не должен отвечать  Yes / No .

-          Doyouliketoread?( Only fairy- tales.)

-          Is it warm today?  ( It’s cool.) Ит . д .

 

o    Игры для обучения говорению.

Boaster”

-          This boy is a boaster. This is what he said.

1) Yesterday I cleaned my teeth in the morning, in the afternoon and in the evening.

2) Yesterday I washed my hands and face ten times.

3) Yesterday I helped my friends to do their homework.

4)   Yesterday I played chess.

5) Yesterday I watched TV at night.

6) Yesterday I skated at the stadium.

Задания :

1) Express your doubt.

2) Disagree with him.

 Auction 

Класс делится на три группы. Каждая группа, используя как можно больше прилагательных, предлагает различные модели одежды, автомобилей, мебели, игрушек и т.п. Делает рекламу своей продукции, продавая её на аукционе.

 Achain 

Учитель называет предложение,  а ученики добавляют предложения по цепочке, чтобы получился рассказ.

Кроме того большое внимание на уроках я уделяю работе в мини-группах и парах. Ученики пробуют свои силы в реальном общении, учатся воспринимать речь собеседника и строить свои фразы. Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!