Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка.
В связи с происходящими изменениями в обществе, развитием информационных технологий повысился интерес к проблемам межкультурной коммуникации. Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми к нему требованиями общества. Сейчас знание хотя бы одного иностранного языка просто необходимо. Особую значимость приобретает изучение иностранного языка как средства общения и обобщения духовного наследия других стран и народов. Основной целью обучения английскому языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать английский язык, как средство общения. Реализация данной цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимание и составление иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; умение вести себя в соответствии с правилами общения и национально – культурными особенностями страны изучаемого языка. Обучение общению предполагает сознательное усвоение не только лексических, но и грамматических единиц, т.к. полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматической основы. Грамматические правила и лексика, закрепленные на практике, при постоянном применении дают самые лучшие результаты в изучении языка. Надо научиться говорить и думать на изучаемом языке!
Я считаю, что результат обученности по английскому языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения.
Принцип коммуникативности – основной принцип обучения английскому языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на английском языке в рамках определенной темы.
Коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.)
Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению и ставит своей целью формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Во время обучения основной акцент делается на развитие разговорных навыков, а грамматические структуры вводятся по мере необходимости, в связи с какой-либо темой, обогащая разговорную практику. Моделируя на уроке как можно больше ситуаций общения, учитель стимулирует у учащихся желание высказаться. Существует множество упражнений, которые могут применяться в рамках коммуникативного подхода и предоставляют учащимся возможность самостоятельно оперировать изучаемым языком: диалоги, дискуссии, ролевые игры, моделирование ситуаций. Поскольку данные виды деятельности отражают реальную действительность, они затрагивают чувства учащихся, используют их воображение, качества личности. К коммуникативным заданиям можно отнести загадки и головоломки, решение кроссвордов, составленных одноклассниками, обмен письмами, написание рассказа, викторины, выполнение рисунков по инструкциям партнёров и другие.
Условием же коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.
Обучающиеся легче выражают свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывает потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.
Например, для введения предлогов места использую игрушку. По ее расположению дети догадываются о переводе предлогов. После этого закрепляем эти предлоги в словосочетаниях и предложениях, описываем картинки.
При объяснении материала размещаю на доске карточки с новыми словами, а рядом с ними соответствующие картинки. Учащиеся читают слова и по картинке догадываются об их значении.
Также развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение. И.С Кон считает, что «единственный способ вызвать глубокий эмоциональный отклик подростка – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод». Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов.
Что случится, если…? Цель: формирование и активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием высказываний типа предложения, сообщения мнения и др.
Каждый получает одно или два предложения, записанные на карточке, используя которые можно ответить на вопросы: “Что случится, если…?”. Все играющие отвечают на вопрос по цепочке.
Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач считаю групповую работу. В этом случаи совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению английским языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому в групповой работе можно осуществить разноуровневый подход и обеспечить учеников с разными способностями разноуровневыми заданиями.
Для выражения собственных мыслей, развития творческих способностей, развития умения нестандартного мышления, воображения, фантазии и самостоятельности я использую метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Выбирая задания опираюсь на то, чтобы они соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик чувствует себя в другом качестве, он знает что может выразить свои мысли, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции.
В курсе английского языка в УМК М.З.Биболетовой после завершения каждой темы создание проектной работы. Широко применяю этот метод и в начальной, средней и старшей звене. Ученики делают проектные работы и защищают. В начальных классах «Алфавит», «Сказочная страна, которую мы посетим на следующий год», «Мой друг», в среднем звене «Они были первыми», «Здоровая пища», «Еда», «Как беречь природу», в старших классах «Идеальный подросток», «Открытия», «Лондон», «Роботы: хорошо или плохо?» и т.д.
Для того чтобы человеку было комфортно в жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью использую на уроках игры.
Особенно в начальных классах большую роль отдаю игре. В процессе игры у учащихся формируется навыки, развивается речевые умения, они обучаются общению, запоминают речевой материал.
На уроках я использую разные виды игр, например, «снежный ком», игры на запоминание, на мышление, на развитие речи, на говорение
В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может отмолчаться, а в процессе игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на английском языке.
Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.
Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. В старших классах использую такие ролевые игры, как «Какие различия», «План города», «Восстановление рассказа», «Выполни и передай задание»…
В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений, так и развитие общеучебных умений.
Для оптимизации процесса учебно-познавательной деятельности педагогу необходимо владеть способами и приёмами организации индивидуальной, парной и групповой работы.
На занятиях я люблю применять игру. Помимо таких функций, как повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка, использования непроизвольного внимания и памяти детей в целях урока, игра может быть применена во всех видах учебной деятельности на уроке английского языка: в работе с текстом, закреплении лексики, обучении неподготовленному говорению. Так же применяются игры в целях закрепления пройденной лексики и лексико-грамматических конструкций, по какой – либо определённой теме. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится. Атмосфера увлечённости и доброжелательности помогает учащимся преодолеть стеснительность, мешающую им свободно общаться на чужом языке.
Рассмотрим некоторые виды игр :
o Фонетические игры используются для тренировки произношения английских звуков.
Игра - разминка “ Animals”.
Teacher: Imagine you are a dog ( a cat,….)
Pupil: My dog is clever, strong and grey.
We play together every day.
P2: The cow says, “Moo, moo,
I have some milk for you”.
P3: I love my cat,
It’s warm and fat.
My cat is gay,
It likes to play.
o Лексические игры для активизации речемыслительной деятельности, тренировки в употреблении лексики и развития речевой реакции учащихся.
“Pairs”
Match the words and write the pairs.
Pretty air - ……..
Clean horse - ……..
Turned-up girl - ……...
Strong sweater - ………
Woolen nose - ……….
“Word chain”
How many adjectives can you find in the chain?
Greenexpensivegoodlookingearredprettysmallgirlexecellentrainshortcoatdry
4-letter words
(each word has OO in the middle)
You read it. book
You do it with your eyes. look
You put them on your feet. singular- boot
You must open it to enter a room. door
One of the two or three in your flat. room
Not rich. poor
Rather cold. cool
Not bad. good
To prepare a meal. cook
It is in the sky at night. moon
You eat it. food
o Грамматические игры проводятся с целью отработки грамматических правил и развития речевой активности учащихся.
Например, игра для отработки вопросов общего типа
“ Don ’ tsayyesorno ” ( Ведущему задаются вопросы, на которые он не должен отвечать Yes / No .
- Doyouliketoread?( Only fairy- tales.)
- Is it warm today? ( It’s cool.) Ит . д .
o Игры для обучения говорению.
“Boaster”
- This boy is a boaster. This is what he said.
1) Yesterday I cleaned my teeth in the morning, in the afternoon and in the evening.
2) Yesterday I washed my hands and face ten times.
3) Yesterday I helped my friends to do their homework.
4) Yesterday I played chess.
5) Yesterday I watched TV at night.
6) Yesterday I skated at the stadium.
Задания :
1) Express your doubt.
2) Disagree with him.
“ Auction ”
Класс делится на три группы. Каждая группа, используя как можно больше прилагательных, предлагает различные модели одежды, автомобилей, мебели, игрушек и т.п. Делает рекламу своей продукции, продавая её на аукционе.
“ Achain ”
Учитель называет предложение, а ученики добавляют предложения по цепочке, чтобы получился рассказ.
Кроме того большое внимание на уроках я уделяю работе в мини-группах и парах. Ученики пробуют свои силы в реальном общении, учатся воспринимать речь собеседника и строить свои фразы. Практика показывает, что усвоение грамматического материала целесообразно проводить на следующих этапах: предъявление речевого образца, тренировка и применение в речи. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию, расширяет экспрессивные возможности речи и придаёт естественность высказываниям учащихся в учебных условиях.