СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка вводного урока по обществознанию 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока составлена на основе УМК Л.Н. Боголюбова

Просмотр содержимого документа
«Разработка вводного урока по обществознанию 8 класс»

Урок по обществознанию 8 класс.



Волкова Надежда Вячеславовна


Учитель истории и обществознания


МАОУ «СОШ №9»


Образование высшее


Используемая литература:


Учебник: Обществознание 8 класс



Учебное электронное издание: Обществознание (8-11 класс.)

Практикум


















Вводный урок по обществознанию в 8 классе.


Тема урока:

Что такое общество.


Цель урока:

Познакомить учащихся с особенностями курса «Обществознание», который им предстоит изучать в течение 2-х лет (8 и 9 класс); разъяснить современное понимание общества и его основных сфер жизни. Объяснить, для чего важно изучать обществознание и каким образом знания, умения, полученные в школе, пригодятся в реальной жизни.


После изучения темы учащиеся должны:

- уметь давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;


- различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения;


- уметь объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;


- уметь объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств;


-Уметь объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;


-разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современность развития общества;


-объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.


План урока:








1. «Обществознание» в школе.

2. Понятие общества и его основные признаки.

3. Основные сферы общественной жизни:

а) Экономическая сфера общества;

б) Политическая сфера общества;

в) Духовная сфера общества;

г) Социальная сфера общества.

4. Взаимосвязь основных сфер общества.




















Ход урока:

1.Первый урок по курсу начинаем с пояснения его названия «Обществознание». Это слово можно разложить на два составляющих «общество» и «знание».

- «Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятиях?» (Предмет-это то, на что направлено изучение науки).


О бществознание общество и знание знания об обществе предмет – общество и деятельность людей в нем.

-«Как, с помощью чего изучают общество?»(В беседе выделяем основные методы изучения).


Для изучения применяются различные методы:

1) опрос (анкеты);

2) анализ документов;

3) наблюдение (обычаи, нравы);

4) эксперимент (для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез).

-«Какие науки изучают общество?» (В ходе беседы выделяем основные науки, изучающие общество).


Задание: Рассмотреть, что является предметом исследования общественных наук, а также какие способы исследования этого предмета использует наука. Записать в виде таблицы.


Наука

Проблемы исследования, предмет науки.

1. Экономика

Изучает способ производства товаров и предоставления услуг, поведение людей в рыночных отношениях, распределение созданных товаров и т.д.

2.Социология

Изучает большие и малые группы людей, их поведение, образ жизни в обществе.

3. Психология

Изучает внутренний мир человека, мотивы его поведения.

4. Политология

Изучает особенности власти, политических течений, партий.

5. Юриспруденция

Изучает юридические правила поведения людей и их объединений, подсказывая модели правомерного поведения, помогая предотвратить конфликты, защищая людей, наказывая нарушителей права.

6. Философия

Изучает систему идей, взглядов на мир, место человека в нем.

7. Культурология

Изучает мир искусства: живопись, архитектуру, образование, науку и т.д.




2. Каждому знакомо слово «общество», но что же оно означает?!

-«Попытайтесь самостоятельно дать определение этому понятию и привести конкретные примеры, в которых употребляется это слово»

Учеными выделено более сотни определений, но мы запишим и запомним три.




Модель понятия «общество»



В любом значении общество понимается как система, подвергающаяся постоянной эволюции и изменению.

-«Используя свои знания из курсов истории, географии, приведите конкретные примеры в подтверждении этого тезиса (что представляло собой общество первобытных охотников и собирателей?; чем характеризовалась жизнь людей в эпоху рабовладения?; чем отличается деятельность людей от деятельности животных?».

Подводя итог, общих рассуждений, предлагается выделить и запомнить основные признаки общества.

Такие признаки общества были сформулированы известным американским социологом Э.Шилзом (род. В 1911г.). Они показывают, что это понятие применимо к любой исторической эпохе, группе людей: ему соответствует и современное Российское государство, и небольшое племя первобытных людей.


Задание: определите, можно ли отнести к такому пониманию общества следующие объединения людей:

- общественное движение «За будущее России!»;

- 8 А класс средней школы;

- город Москва с населением в около 9 млн. человек;

- государство Япония;

- Древний Вавилон.


Нередко в представлениях детей понятие государство, страна и общество ассоциируется с одними и теми же признаками и кажутся синонимичными. Для того чтобы показать их разницу, необходимо выделить их характерные черты.

Задание: Пользуясь текстом учебника §1, заполните таблицу.




Понятие


Характерные черты

Наука, изучающая понятие

Государство

Независимость во внутри- и внешнеполитической жизни; свои законы, налоговая система; политическая организация страны; своя система управления; свои армия, суд, правоохранительные органы.

Политология

Страна

Часть света, территории; своя граница, географическое местоположение; имеет государственный суверенитет.

География

Общество

Социальная организация страны.

Социология



Делим класс на три группы, каждой из которых предлагается подготовить рассказ о России, охарактеризовав ее, как государство; общество; страну.


Задание: 1 группа – Россия, как государство.

2 группа – Россия, как страна.

3 группа – Россия, как общество.

Заслушав, ответы групп мы формулируем и записываем определения:


Страна – это часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.


Государство – политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).


Общество – социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.


3. Закрепив в понимании детей сущность общества, необходимо разъяснить основные сферы его жизни.

В основе выделения сфер общества лежат те функции, которые необходимо осуществлять любому обществу для поддержания своего существования.


1). Приспособление к внешней среде (адаптация к природе и ее преобразование), создание материальных благ – экономическая сфера.

2). Достижение целей путем управления и политического руководства – политическая сфера.

3). Интеграция системы через учет интересов различных общностей, ассоциаций – социальная сфера.

4). Сохранение определенных ценностей и норм – духовная сфера.



Схема общества.

Общество.

Не смотря на то, что вопрос о соотношении этих сфер общества представлен в науке диполярно, следует подчеркнуть, что разделение общества на сферы является условным. Многие современные ученые считают, что все сферы жизни общества одинаково значимы для него.

Рассмотрение основных сфер общества организовываем по группам:


Задание: По модели разъяснить данную сферу, показать ее особенности и деятельность людей в ней на конкретных примерах.


Модель для группы №1.




Модель для группы №2.










Модель для группы №3












Модель для группы №4



Заслушав по очереди группы, запоминаем и записываем модель каждой сферы.


4. Обозначив основные сферы жизни общества, перед учащимися ставится проблемный вопрос:

- «может ли какая-либо из общественных сфер нашей жизни существовать автономно?».

Все сферы общественной жизни тесно связаны между собой. Изменение в одной из них, как правило, влекут перемены в другой.


Делаем общий вывод по теме (что такое обществознание; понятия обществу, его признаки; сферы общественной жизни их взаимосвязь), а затем и по всему уроку.

Домашнее задание: §1. Вопросы к параграфу (устно).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!