Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Личностные результаты и УУД |
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) | 1.Добрый день, ребята. Вы помните, что скоро лето? У кого из вас есть дача? От чего зависит ваше настроение и урожай на даче. 2.С какой географической оболочкой связана погода? Давайте вспомним, что мы о ней знаем, выполнив упражнение «Да-нетка». -Атмосфера - водная оболочка Земли (да/нет) -Атмосферный воздух состоит из газов (да/нет) -Самое большое количество в атмосфере кислорода (да/нет) -Самый значимый для дыхания газ кислород (да/нет) - Прибор для измерения температуры воздуха - барометр (да/нет) 3) Для выращивания урожая очень важна теплая погода. От чего же зависит тепло на Земле? С – Свет яркий посылает с неба. О – Оно везде! Где бы ты не был, Л – Лучи его готовы к встрече, Н – Но лишь наступит поздний вечер, Ц – Царь неба на ночь исчезает. Е – Едва ли кто его не знает.
4) Давайте определим от чего зависит нагревание воздуха и поверхности земли, и в конце урока дадим ценные рекомендации дачникам для повышения урожайности. Перечислите, какие географические объекты и процессы нам надо проанализировать. 5) Попробуйте сформулировать тему, поставить цели, определить форму работы | 1) Ищут ответ. Называют погоду. 2) Отвечают на вопросы 3) Отгадывают загадку 4) Перечисляют Солнце, температуру воздуха, поверхность земли. 5) Как нагревается атмосферный воздух. Цель – изучить факторы, определяющие нагревание, использовать новые знания для повышения эффективности работы на дачном участке. | - самоопределение - смыслообразование -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира(Л), Целеполагание (П), - планировать учебного сотрудничества, - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию (К) |
2. Освоение нового знания, способа действия. | Этап №1. Солнце-главный источник энергии на нашей планете. По рисунку 73 на стр.124 в учебнике заполните схему на стр.61 в рабочей тетради. К какому типу схем относится данная схема: объектов или процессов? Делают вывод о количестве тепла, которое остается на нагрев земной поверхности. Для организации дачной деятельности нам надо решить задачи: -какая поверхность нагревается лучше? -как ускорить процесс освобождения участка от снега? -в какое время суток стоит укрывать теплолюбивые растения? -в какое время суток стоит укрывать растения от лишнего солнца? Полученные решения в виде рекомендаций внесем в приложение памятку для начинающих дачников. (Приложение №1) | Подписывают значения. Схема процессов - показывает перераспределение солнечного тепла. | - поиск и выделение информации, синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К) -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, -осуществлять самоконтроль (Р) –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) – контроль, коррекция, оценка действий партнера (К) - учебно-познавательный интерес, -самоопределение, самосознание (Л) |
3. Физкультминутка (прошло 15 минут) | Просит учеников встать радом с партами и выполнить упражнение: Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) | Выполняют упражнение. | Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии и работоспособности на уроке (Л) |
4. Открытие нового знания | Этап №2. 1) Найдем в тексте учебника на стр.124 от чего зависит нагревание земли. 2) Предлагаю после прочитанного материала решить следующие изобретательские задачи - актуальные для дачников и внести рекомендации в памятку. Задачи решаются по принципу получения идеального конечного результата (ИКР). -Как увеличить поступление солнечного тепла на грядку? -Как освободить площадь в теплице с прозрачной крышей быстрее от снега для высадки рассады? Выводы из предложений: покрыть грядку темным материалом, посыпать перегноем, увлажнить почву; Посыпать снег чем- то темным: перегноем, золой, чтобы уменьшить отражение. 3) Обратимся к материалу стр.126 в учебнике и установим закономерности изменения температуры воздуха в течение суток. В чем причина? Почему температурный максимум достигается только в 16 часов? Дайте рекомендации по укрыванию растений. Что называется амплитудой температур? | 1)Определяют угол наклона солнечных лучей и подстилающую поверхность. 2) Предлагают свои варианты. Записывают рекомендации в памятку. 3)Устанавливают закономерности и причину. Отвечают на вопрос. Формулируют и записывают рекомендации в памятку. Находят определение. | -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; (Р) –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) - самоопределение, самосознание (Л) |
5. Разминка для ума. | Задача на устранение противоречия. На занятии по экологии преподаватель решил продемонстрировать ученикам, как определяется уровень загрязнения воздуха. Для большей наглядности воздух было решено взять в той части города, где находились крупные промышленные предприятия. Преподаватель вручил одному из учеников пустую банку с крышкой и велел съездить в промышленный район и привезти оттуда воздух для эксперимента. Но в банке уже находился воздух школы. Как ученику наполнить банку воздухом в нужном районе? (после открытии банки налить воды, и вылить -воздух вытеснится, открыть банку и совершать ей несколько минут плавные движения, для замены воздуха). | Предлагают варианты. | -анализировать информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) |
6. Открытие нового знания (продолжение) | 4) Мы знаем о свойствах воздуха понижать температуру с высотой. Назовите причину и фактические показатели изменения температуры с высотой. 5) Можно ли применять эти данные для решения расчетных задач для определения высоты объекта, для оценки условий выращивания культурных растений и других показателей? Решим задачи: У поверхности Земли температура воздуха равна +22 градуса. Путешественники поднялись на воздушном шаре на высоту 2100 м. Каковы будут показания термометра, установленного в корзине воздушного шара? Определите высоту горы если у подножия температура составила +18*С, а на вершине +6*С. Составьте условие задачи на изменение температуры с высотой. | 4) Воздух нагревается от поверхности, на 1 км. происходит понижение на 6*С в тропосфере. 5) Отвечают на вопрос. Решают задачи. Проверяем составленные условия. | -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; (Р) –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей (П) - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание (Л) |
7. Первичное закрепление: Проговаривание вслух по эталону (шаблону, алгоритму), выявление пробелов первичного осмысления изученного материала и неверных представлений учеников, проведение коррекции | Проверьте свои знания по изученной теме. Оцените свой ответ. Пять правильных ответов – оценка «5» Четыре правильных ответов – оценка «4» Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться ещё раз к изучаемой теме. На парте лист с заданиями. (Приложение №2). | Выполняют упражнение «Да-нетка», совместная проверка. | Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения(К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
8. Итог урока | Подводит итог урока. Даёт домашнее задание с инструктажем по его выполнению В завершении урока вернемся к нашей памятке для начинающих дачников и на обратной стороне нарисуем Солнце, отразив наше настроение в конце урока (улыбающееся, равнодушное, грустное). Не забудьте показать памятку своим родителям. | Записывают домашнее задание: прочитать §24, устно ответить на вопросы стр.128. Творческое задание на выбор: стр.126 в учебнике исследовательская работа | Осознание учениками своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса (Л) |
Приложение №1 Памятка начинающим дачникам.
Ответы: да, нет, да, да, нет.