СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка воспитательного часа по теме "О правах, обязанностях и правонарушениях."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку можно использовать в  рамках правовой недели для школьников.

Просмотр содержимого документа
«Разработка воспитательного часа по теме "О правах, обязанностях и правонарушениях."»

Тема О правах, обязанностях и правонарушениях.

Цель: ознакомить учащихся с правами, обязанностями и ответственностью несовершеннолетних за правонарушения, способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, способностей к анализу правовых ситуаций, строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитывать уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, воспитание гражданской ответственности, дисциплинированности, уважения к демократическим правовым ценностям.

Задачи:

  • закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;

  • развитие умения отстаивать свои права;

  • развитие логического мышления;

  • развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;

  • умение применять знание прав и обязанностей на практике; 

  • воспитание чувства ответственности за свои действия.

Оборудование: презентация по материалам воспитательного часа, раздаточные материалы для работы команд, плакат «Фемида», названия команд «Вопросики», «Ответики», карточки с вопросами для распределения на команды, запись музыкальных отрывков, Конституция ДНР, чаши весов с надписями «Срана «Вседозволенность», «Правособлюдайка»».

Ход занятия

Один из постулатов общей теории права гласит:

« Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека?»

І. Организационный момент.

Разбивка на команды.

Дети заходять в класс, тянут разноцветные карточки с надписями (с ними будут работать в конце воспитательного часа). На карточках есть вопросы и ответы. Дети садятся согласно вытянутого: вопросы в команду «Вопросики», а карточки с ответами в команду «Ответики».

ІІ. Мотивация деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята и гости! Вы знаете, что сейчас у нас идет неделя правовых знаний. В рамках этой недели мы с вами проводим классный час по теме: «О правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних». Сл.1.

На команды мы разбились, сохраните на рабочих столах свои карточки, они будут нужны нам в конце часа. Так что:

Все сумели мы собраться,
Предлагаю за работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем воспитательный час начать.

- Дорогие ребята! Есть ли у подростков свои права, обязанности и кто в государстве обязан защищать права детей? Какую ответственность несут несовершеннолетние за свои правонарушения? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Сл.2.

ІІІ. Основная часть занятия.

Один из постулатов общей теории права гласит:

«Наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека?». Сл.3. Попробуем дать ответ на этот вопрос. Но в начале послушаем наших одноклассников.

Историческая справка.

1-й ученик. Сл.4. После Второй мировой войны была принята Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН- 10 декабря 1948 года. Она состояла из 30 статей, провозглашавшие основные права человека. Однако проблем оставалось очень много. И однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Сл.5.

2-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права. Этим документом стала Конвенция, которая рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному существованию и защите. Сл.6. Принята она 20 ноября в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН.

Рассказ учителя. Сл.7.

1.  Право на жизнь.

В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения.

(Учащиеся отвечают)

Объяснение учителя.  Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Учитель. Сл.8.

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, примененному к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше».

Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией. А определим мы его по стихотворению.

Задание 1 . Станция «Правовая». Сл.9.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва 
Он имеет право жить, развиваться и дружить; 
Иметь уютный, теплый дом 
Видеть тихий мирный сон. 
Врачей помощь получать, 
Обучаться, отдыхать, 
Быть весёлым и здоровым, 
Восхищаться чем-то новым 
И любить и быть любим 
Он на свете не один!

- командам назвать по очереди (не повторяясь) права детей. Сл.10.

Учитель. Для вас как для учащихся очень важна Ст.36 Конституции ДНР. Именно она дает право на образование.

Задание 2. Станция «Обязуйка» Сл.11.

Но кроме прав есть и обязанности. Сформулируйте определение.

- командам назвать по очереди (не повторяясь) обязанности детей.Сл.12.



Задание 3. Станция «Литературно-правовая». Сл.13.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)(рис. 1)

2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. Ст.1.)(рис. 2)

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Статью 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась ранее.)

5. Для обеих команд. Дети дают ответы по очереди, не повторяясь.

- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом, на образование? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. Загадки. Сл. 14.

Оно каждому дано
Оно каждому важно.
Много их на свете есть,
Всех на пальцах и не счесть. (право)


Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду. (образование)

У взрослых право на работу,
А у детей есть право на…(заботу)



Вот, к примеру, право,
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
И она нам всем нужна. (жизнь)



Задание 4. Станция «Музыкальная». Сл. 15.

Для каждой из  команд исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

1. «Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

2. «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

3. “Песня мамонтенка”. (Право жить и воспитываться в семье)

4. “Антошка”. (Право на труд и на отдых )

5. “Кабы не было зимы”. (Право на отдых, каникулы для детей)

6. “Пусть всегда будет солнце”. (Право на жизнь и свободу).

Частушки (определить их тематику)

1.Про мальчишек мы споём,

Имена их назовём.

Пусть не обижаются:

Они нам очень нравятся.



2.Мы мальчишек уважаем,

Мы их силу признаём,

Но кой- какие недостатки

Мы в них всё-таки найдём.



3.Вот у Коли как всегда

Пропала ручка без следа.

Как контрольная пройдёт,

Сразу он её найдёт.



4.Саша, к радости всеобщей,

Учится – не тужит.

Только вот с предлогом что-то

До сих пор не дружит.



5.Заболел Серёжа наш,

Не приходит долго в класс.

Ты, Серёжа, как-нибудь

Дорогу в школу не забудь!



6.Как у нашего Артёма

Вечно всё ломается.

И во рту его замок

Никак не закрывается.



7.Мы права все очень любим,

Никогда их не забудем.

Будем дружно все мы жить

И страну свою любить.



8.Мы частушки вам пропели,

И старались от души,

Все ребята в нашем классе

Очень даже хороши.



Учитель. Тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Мы с вами уже разобрались, что то, что мы можем делать - это «право». А кто следит за выполнением этих правил? (Государство). Слово «право» с чем у вас ассоциируется? (закон, государство…)

Не всегда люди добросовестно выполняют свои обязанности и не выходят за рамки своих прав. Это называется правонарушением. Работа со слайдом. Сл. 16. Бывает два вида правонарушений: преступление и проступок.

Беседа с детьми. В чем различие между ними? Сл. 17.

Задание 5. Станция «Правознайка»

Определить по описанию вид преступлений. Слова на экране: кража, мошенничество, грабеж, разбой.(дети получают задание на карточках). Сл. 18.

В таблице приведены описания преступлений против собственности. Вы должны, определить к какому виду корыстных преступлений относится данное правонарушение.

Задание

Ответ

Олег схватил шапку с головы прохожего и скрылся.

(Грабеж)

Дмитрий залез в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.

(Кража)

Юрий, угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения.

(Разбой)

Андрей в автобусе залез пассажиру в карман.

(Кража)

Михаил вовлек в азартную уличную игру двух своих ровесников и путем обмана обыграл их.

(Мошенничество)

Сергей затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему на следующий день 100 рублей.

(Вымогательство)

Николай взял взаймы у Александра 100 рублей, пообещав через месяц вернуть 120 рублей, но деньги не вернул.

(Мошенничество)



Задание 6. Станция «Театральная». Сл. 19.

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, терки нет. У кого же взять? У Наташи возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

 Ребята, помните, существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. 

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Задание 7. Станция «Определяйка». Сл.20.

- Учащиеся должны соотнести правонарушения с видами ответственности.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

 Г — гражданско — правовая.

У- уголовная.

Д- дисциплинарная

Виды нарушений:

1)Порвал учебник одноклассника(Г)

2)Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3)Избил одноклассника (У)

4)Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Задание 8. Станция «Найди-ка». Сл. 21.

-- Учащиеся должны найти 7 правлнарушений на картинке.

Задание 9. Станция «Итоговая». Сл. 22.

Команды по очереди зачитывают по одной, свои карточки (которыми определялись команды), а соперник дает ответ, либо ищет соответствующий вопрос.

- Пока жюри подводит итоги, дети рассказывают стихи.



Все лучшее, что в человеке есть: 
Его права и жизнь его, и честь, 
А жизнью пользуясь по праву, 
Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной 
И восхищаться красотой земной; 
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.

Могу я погостить за рубежом, 
Потом вернуться в свой любимый дом; 
Свободу мысли, слова я имею, 
Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту - поможет мне держава 
Работу выбрать – имею право. 
Ну а пока я – ученик: 
Учу уроки, подаю дневник…. 
Досугу - час, 
А школе - все внимание. 
Использую я право 
На образование.

ІV. Рефлексия. Сл. 23.

1. Продолжи фразу.

На воспитательном часе я узнал(а)…

Для себя я сделал(а) вывод, что…

V. Итоги занятия. Учитель проводит игру.

Игра "Разрешается - запрещается"

1. Куда пойдем мы в воскресенье: 
На каток или в кино. 
Вот семья вопрос решает 
Выбрать мнение одно. 
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются. 
Слушать мнение ребенка конечно (разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка, 
Плачет, надрывается. 
Бить, наказывать ребенка 
Строго (запрещается)

3. С мамой дети должны жить, 
Не грустить и не тужить - 
Это (разрешается).

4. Дитя незаконно похищают, 
Мать с ребенком разлучают. 
Это (запрещается).

5. Рисовать и петь учиться, 
Если заболел - лечиться, 
Это - (разрешается).

6. Много трудится ребенок, 
Мало у него силенок, 
Ноги подгибаются. 
В детстве тяжкая работа 
Конечно (запрещается).

7. Вместе дружно в мире жить, 
С разными детьми дружить - 
Это (разрешается).

8. Когда слабый горбит спину, 
Перед сильным преклоняется. 
Быть рабом у господина 
Строго (запрещается).

А теперь, когда мы уже усвоили материал нашего воспитательного часа, давайте определится каждый из вас, в какой бы стране он хотел жить.

Учащиеся прикрепляют свои карточки на чашу весов с надписями «Срана «Вседозволенность», «Страна «Правособлюдайка»», той страны, в которой бы им хотелось жить.

Учитель комментирует, получившуюся картину.

А теперь, послушаем наше жюри, которое объявит команду-победительницу.

Вручение грамот командам, гостям комплект памяток по правовому воспитанию

учащихся.

VІ. Заключение. Независимо от того, кто выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, что эта игра помогла вам узнать не только свои права и обязанности, но и узнать о том, что такое правонарушения и какая бывает ответственность за их нарушение.

Как хорошо, что есть права! 
Закон нас строго защищает. 
И в нем важны нам все права, 
Они великой силой обладают. 
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Будьте достойными гражданами Донецкой Народной Республики.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!