Конспект урока
по теме «Простые вещества-металлы»
(8 класс)
Цель: изучение особенностей металлов как простых веществ.
Задачи:
образовательные:
-повторить особенности строения атомов металлов и металлическую химическую связь;
-познакомить с общими физическими свойствами металлов;
-развивать межпредметные связи;
- показать практическое применение полученных знаний.
развивающие:
- развитие умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить;
-развитие познавательной активности, умений самостоятельно приобретать знания.
воспитательные:
-развитие коммуникативных компетенций, умений высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний.
Сообщение темы и цели урока со стихотворения:
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать:
Всем им ртуть – родная мать.
Ребята, вы прослушали стихотворение, в котором говорится о теме сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока. Сообщается тема и цель урока.
Вопрос. Какие металлы вам известны?
Вопрос: что вам известно о металлах из уроков химии? (Строение металлов, расположение их в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, металлическая химическая связь)
Вопрос: где расположены металлы в Периодической системе?
Вопрос: каких элементов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева больше? (Металлов)
Вопрос: как изменяются по периоду металлические свойства химических элементов? (Слева направо уменьшаются).
Вопрос: как по группе изменяются металлические свойства химических элементов? ( Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов увеличиваются).
Вопрос: где в Периодической таблице находятся самые активные металлы?
Вопрос: почему металлы первой группы главной подгруппы самые активные металлы?
Вопрос: какой металл самый активный? (Франций).
Задание: запишите строение атомов натрия, кальция, алюминия.
Вопрос: сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне? (От 1 до 3 электронов).
Вопрос: во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?
Вопрос: Какая связь характерна для металлов?
III. Изучение нового материала.
1. Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества (исключение составляет ртуть). По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром (он царапает стекло). Самые мягкие – щелочные металлы и свинец.
2. Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники - серебро, медь, золото, алюминий, железо. В приведенном списке они расположены в порядке уменьшения электропроводности.
Вопрос: если самый лучший проводник–серебро, то почему электрические провода из него не делают?(Высокая себестоимость металла).
Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец, вольфрам.
3. Металлический блеск – результат отражения световых лучей. Самые блестящие металлы – это ртуть, серебро и палладий..
4. Плотность. Все металлы делятся на легкие ( с плотностью до 5г/см3) и тяжелые (с плотностью больше 5г/см3).
Легкие: Li, Na, K, Mg, Al Тяжелые: Zn, Cu, Sn, Ag, Au
Плотность самого легкого металла лития равна 0,53 г/см3, т.е. данный металл почти в 2 раза легче воды. Самый тяжёлый металлэто осмий, его плотность равна 22,6г/см3.
5. Плавкость. Металлы делятся на легкоплавкие (до 1539 градусов) и тугоплавкие (выше 1539). Тугоплавкие – вольфрам, платина. Легкоплавкие-ртуть, галлий, калий.
6. Пластичность, ковкость – это важнейшее свойство металлов изменять свою форму при ударе. Металлы, обладающиеся высокой пластичностьюзолото, серебро, медь, олово, железо, алюминий.
Физминутка
IV. Закрепление материала:
1. Тест
1.Жидкий металл - это …
а)натрий б)кальций в)ртуть г)медь
2.Самый блестящий металл - это …
а)литий б)серебро в)медь г)калий д)
3.Самый пластичный металл :
а)кальций б)магний в)хром г)золото
4.Наибольшей электропроводностью обладает :
а)железо б)цинк в)серебро г)медь
5.самый тяжелый металл - это …
а)железо б)натрий в)магний г)осмий
6.Самый легкий металл - это …
а)свинец б)литий в)магний г)алюминий
7.К самому блестящему металлу относится :
а)алюминий б)медь в)золото г)палладий
8.Тугоплавкий металл - это …
а)ртуть б)вольфрам в)натрий г)магний
2. Задание: найти соответствие между свойствами и названием металлов:
Электропроводный
Тугоплавкий
Тяжелый
Пластичный
Жидкий
Легкий
1.Вольфрам
2.Ртуть
3.Золото
4.Литий
5.Серебро
6.Осмий
3. Вспомните пословицы, в которых упоминаются металлы.
(Куй железо, пока горячо. Не все золото, что блестит. Слово серебро, молчание – золото. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает).
4. Игра «Узнай металл»
Прибавьте к названию единицы измерения давления две буквы в конце слова и получите название мягкого металла серебристого цвета. (Бар – барий).
Замените предпоследнюю букву в названии вида искусства, объединяющего выступление клоунов, акробатов, и получите название ковкого металла синевато – белого цвета. (Цирк – цинк).
Рефлексия
Подводя итог нашей работе, прослушайте стихи о металле:
Металл – это точность
Металл – это прочность,
Металл – это свет,
Скорость, высота,
Блеск и красота.
V. Домашнее задание: 14,
Творческое задание: сочинить сказку о металлах.