СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 8 классе. Тема: "Личные местоимения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока письма и развития речи в 8 классе. Урок  сообщения новых знаний  по теме “Личные местоимения”. Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 8 классе. Тема: "Личные местоимения".»


ТЕМА: ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.

8 класс (VIII вид).

ЦЕЛЬ: знакомство с личными местоимениями и их ролью в речи.

ЗАДАЧИ:

1. Обучающая. Познакомить с новой частью речи – местоимением.

2. Коррекционная. Учить распознавать и правильно употреблять местоимения в речи, в тексте.

3. Развивающая. Развивать выразительную правильную речь, мышление, умение быстро ориентироваться в тексте, прививать любовь к литературному слову.

3. Воспитывающая. Воспитывать бережное отношение к природе.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  • слово учителя;

  • выразительное чтение;

  • задания исследовательского характера.


ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, презентация «Личные местоимения», карточки с заданиями, таблицы «Личные местоимения»


ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА И РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

1. Приветствие учителя и учащихся.

2. Проверка наличия на рабочих столах необходимых предметов: книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик.

3. Запись в тетради даты.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.


- Какие части речи мы с вами изучили в этом учебном году? (имя существительное, имя прилагательное)

- Что вы знаете об имени существительном? (Имя существительное обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?).

- Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

- Прочитайте текст, записанный на доске, найдите изученные вами части речи, запишите их в тетрадь (1 вариант записывает 5 имен существительных, 2 вариант – 5 имен прилагательных):

Слайд 2

Живет  в  лесу  дятел:  спинка  черная,  крылья  пестрые,  шапочка  красная.  Бежит  дятел  вверх по стволу дерева,  клювом  по  коре  стучит.  Нашел  дятел  в  лесу   корявое   дерево  и  стал  туда  шишки  таскать. Засунет  дятел  шишку  в  трещину  и  семена  выбирает.  Не  каждое  семя  дятел   съест,  иное  уронит.  Пройдут  годы,  и около  этой столовой  вырастут  молодые  деревья.

Запись в тетради:

1 вариант – дятел, спинка, крылья, шапочка, ствол или другие.

2 вариант – черная, пестрые, красная, корявое, молодые.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ УРОКА.


- Ребята, только что вы прочитали текс. Обратите внимание, что во всех предложениях повторяется одно и то же слово. Назовите его.

- Это слово дятел.

- Каким словом в речи мы можем воспользоваться, чтобы заменить повторяющееся имя существительное?

- Словом он.

-На какой вопрос отвечает слово он?

- На вопрос кто.

- Н что указывает слово он?

- Слово он указывает на предмет (на дятла, птицу).

- Вместо какой части речи употребили слово он?

- Вместо имени существительного.

ВЫВОД: сегодня на уроке мы будем говорить о части речи, которая употребляется вместо имени существительного.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи – местоимением. Научимся применять местоимения в речи.

IV. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

  1. Работа с учебником.

- откройте учебник на странице 109. Послушайте, что вам пишут его авторы…

Слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ – это местоимения. Они не называют предмет, а только указывают на него (демонстрация слайда презентации или таблицы).

Слайд 3

  1. Упражнение 151.

- 1 предложение: она – Золушка; 2 предложение: он – волк; 3 предложение: я – Максим Горький; 4 предложение: мы – русские солдаты; 5 предложение: ты – няня А.С. Пушкина.

- В каждом предложении подчеркните местоимение, в скобках укажите действующее лицо.

О б р а з е ц: Когда дед разорился, я пошел в «люди» (М.Горький).

  1. Как употребляются (работают) местоимения.

- Послушайте пары предложений и помогите мне вставить нужные слова – местоимения.

1. Позвольте  представиться:  Афанасий,  младший  домовой.     …живу в книге «Маленькая  дверь  в  большой  мир» (Я).

2. Ну что за  помощник!  Сынок,  когда  … успел  всё  убрать? (Ты).

3. На  ветке  сидел  воробей.   …  чистил  свои  пёрышки (Он).

4.  На  соседнюю  ветку  села  ворона.  … громко  закаркала (Она).

5. Выглянуло  из-за  тучи  солнце.  …  осветило  землю (Оно).

6. Я, Петя  и  Саша  - друзья.    … живем  в  одном  доме (Мы).

7. Молодцы,  дети!  …  очень  старались  на  уроке (Вы).

8. Я  люблю  читать  книги.  …  помогают  мне  хорошо  учиться (Они).

- Местоимения с которыми мы сегодня познакомились называются личными. Как вы думаете, почему?

- Наверное, потому, что они употребляются вместо действующих лиц.

- Да. И еще потому, что они работают – употребляются в трех лицах – я, ты, он (она, оно) и могут изменяться по числам.

- Назовите местоимение,  которое  говорит  о  себе. (Я)

- Какое  местоимение  употребляем,  говоря  не  только о  себе, но  и о других,  включая  себя  в  их  число?  (Мы)

- Какое  местоимение  употребляем,  когда обращаемся  к  другому  лицу?  (ты)

- А  к нескольким  лицам? (вы)

- Какие  местоимения употребляем  вместо  существительного,  сообщая  о  чем  -  либо  или  о  ком-либо?  (он,  она, оно,  они)

- Это  личные  местоимения. Запишите  в  тетрадь (демонстрация слайда презентации или таблицы).

1-е лицо – я – мы

2-е лицо – ты – вы

3-е лицо – он, она, оно – они

Слайд 4

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

1. Игра в слова.

- Отгадайте загадки:

Слайд 5

1. Какие два местоимения мешают движению по дорогам? (Я-МЫ).

2. Первый слог – личное местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка, вместе – овощ. (ТЫ-КВА).

3.Назовите три самых «чистых» местоимения. (ВЫ-МЫ-ТЫ).

4. В каком личном местоимении соединились два предлога? (О-НА).

5. В каком личном местоимении одна буква, 2 звука? (Я).

2. Работа с правилом

Слайд 6

  1. Самостоятельная работа.

- Найдите в учебнике упражнение 150. Прочитайте загадки. Найдите в них местоимения. Вместо каких существительных они стоят? Если правильно назовете, отгадаете загадку. Мы будем работать только с первой загадкой:

Я в воздухе кружусь немножко,

Сажусь и таю на ладошке.

- Запишите загадку, отгадку написав как заголовок. Подчеркните личное местоимение.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Дома вы закончите выполнение упражнения 150. Дополнительно для тех, кто сидит на первом ряду – составить и записать текст о своем друге, используя местоимения (в тексте должно быть не меньше пяти предложений).

VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

- Сегодня вы работали хорошо и получили следующие оценки.

VIII. ИТОГ УРОКА.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились и работали на уроке? Поможет вам небольшое стихотворение:

Я и МЫ, и ТЫ, и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные,

Это, без сомнения,

Все …… (МЕСТОИМЕНИЯ).

Выпиши только имена существительные

(слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?

дятел, красная, спинка, крылья, корявое, шапочка, ствол, пестрые, черная, молодые.


2 вариант – черная, пестрые, красная, корявое, молодые.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!