СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личные местоимения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему Личные местоимения. Разработк для учителей начальных классов. Использовалась мной для урока по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Личные местоимения»

Аннотация к уроку


Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык», автор Т.Г.Рамзаева

Учитель: Зуйкова Н.А.,учитель начальных классов МОУ СОШ №3

им. В.П.Чкалова, стаж работы 22 лет

Тип урока: объяснение нового материала

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цель: знакомство детей с местоимением как частью речи

Задачи:

Образовательные:

1)формировать умения правильно употреблять

местоимения в речи;

2)знакомить с местоимениями первого, второго и

третьего лица;

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, интерес к русскому

языку;

2) развивать устную и письменную речь;

3)развивать способности к обобщению, систематизации

полученных знаний;

Воспитательные:

1)воспитывать чувства взаимоуважения, взаимопомощи;

2)формировать умения работать в коллективе;

Здоровьесберегающие:

1)проводить профилактику умственного перенапряжения

Путем смены видов деятельности;

2) поддерживать атмосферу психологического

благополучия и учебной успешности


Оборудование:

-картинки с изображением цветов;

-картинки с изображением учеников;

-картинки с маленькими цветами;

-карточки с заданием;

-карточки со словами;

-таблица местоимений;

-учебник, тетрадь.

Структура урока


1. Организационный момент 2 минуты


2. Минутка чистописания 3 минуты


3. Повторение пройденного материала 7 минут


4. Физкультминутка 3 минуты


5. Сообщение темы урока 3 минуты


6. Работа по новой теме 6 минут


7. Физкультминутка 3 минуты


8. Продолжение работы по новой теме 7 минут


9. Закрепление 6 минут


10. Подведение итогов 3 минуты


11. Инструктаж выполнения домашнего задания 2 минуты

















Содержание урока


Организационный момент



Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!


- Что больше всего не хватает людям зимой?

(ответы)

- А кто любит цветы?

- В цветах и красота, и теплота, и нежность…

- Мне очень хочется, чтобы сегодня именно цветы не только украсили урок, но и уничтожили холод, скуку.

- Вот здесь расцветет «Букет Знаний», я очень надеюсь.

(повесить на доску)

- Ваша активная работа будет оцениваться цветами. Вот они

(показать)

- В руках у меня цветы-оценки

(маленькие цветы, показать)

- Ваш грамотный ответ – цветок.

- В конце урока, я надеюсь и очень желаю, чтобы они превратились в большой букет – «Букет Знаний».

- И вы сможете, придя домой сказать: у меня сегодня «5», а для тебя мама – я заработал весенний букет.




Минутка чистописания.



- А начнем мы, как всегда, с минутки чистописания.

- Ответить на вопрос, какую букву будем сегодня писать, вам поможет грамматическая загадка:

Что посреди земли стоит?

(буква «м»)

- Запишем 1 строчку

(М м)

- Было предложено задание ученикам одного класса дать характеристику звуку, обозначенному буквой «М»

- Вот как они его выполнили. Прокомментируйте.

- Какой ответ можно оценить цветком?


1) согласный, твердый, звонкий, непарный.

2) согласный, бывает твердый, бывает мягкий, звонкий, непарный

3) согласный, бывает твердый, бывает мягкий, звонкий, парный

(ответы)

- Запишите, продолжив закономерность.

(Мм Ммм Мммм…)

- Появляется первый цветок в нашем букете.




Повторение пройденного материала



- Сегодня в течение урока будем работать с текстом, выполняя разные задания. Текст перед вами на партах. Прочитайте его.

(у детей карточки с текстом)


Что вы знаете о фиалках? Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими. Они первыми расцветают в лесу после зимнего периода. С их появлением наступает весна. Мы восхищаемся их нежностью.


- А теперь выразительно.

- Давайте попробуем составить грамматическую загадку, пользуясь текстом.

Я первая.


-Эта часть речи – самая представительная, ведущая. Изучая ее. Мы впервые познакомились с понятиями рода, числа, падежа, склонения.

(имя существительное)


- А какую Маша приготовила загадку?

- Найдите в тексте существительное в мр, в Пп, в ед ч и запишите это слово с большой буквы.

( в лесу)

- А вот загадка опять от меня:


- Часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать? называется?

(глагол)

-Женя, твоя загадка

- Найдите в тексте глагол, отвечающий на вопрос что делают? И запишите его рядом с уже записанным словом.

(расцветают)

-Вот опять мое задание


-Эта часть речи обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, изменяется по родам, числам, падежам. Придает тексту более красивый вид.

(имя прилагательное)


-Какую Дима приготовил загадку?


-Найдите имена прилагательные, стоящие в Ип, во мн ч и запишите.

(маленькие, любимые)


- А теперь найдите главное, ключевое слово, без которого этот текст не существовал бы. Запишите и поставьте точку.

(фиалки)


- Поднимите руку те, кто хочет показать что за предложение получилось. Получите цветы.

- Какое у вас получилось предложение?

(В лесу расцветают маленькие любимые фиалки.)

- Назовите грамматическую основу

(фиалки расцветают)

- А теперь – словосочетания

( фиалки любимые

фиалки маленькие

расцветают в лесу)



Физкультминутка.


Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.


Сообщение темы и целей урока.



-Прочитайте второе и третье предложения в тексте

Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими. Они первыми расцветают

в лесу после зимнего периода.


-Каким словом в 3 предложении заменили слово «фиалки»

(они)

- Место какой части речи заняло это слово?

(место имени существительного)

(На доске карточки)


МЕСТО ИМЕНИ


- С сегодняшнего дня мы начинаем изучать новую часть речи – местоимение

(карточки сдвигаются)


МЕСТОИМЕНИЕ

- По частоте употребления местоимения в русском языке занимают третье место, после существительных и глаголов.






Работа по новой теме.



(открывается наш текст, но деформированный)


Что вы знаете о фиалках? Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими. Фиалки первыми расцветают в лесу после зимнего периода. С появлением фиалок наступает весна. Мы восхищаемся нежностью фиалок.


- Чем данный текст отличается от того, который перед вами?

(повторяется слово «фиалки»)

- А какой из текстов, на ваш взгляд более грамотный и почему?

(первый, нет повторов)

- Какое слово в тексте обедняет речь?

(фиалки)

- Да, повтор одного и того же слова – речевая ошибка.

- Давайте исправим ошибки, заменим повторяющиеся слова подходящими местоимениями и запишем текст.

(листы с оригиналом перевернуты)


- Какое слово вы вставили в 3 предложение?

(они)

-А какое из двух слов обозначает предмет?

(фиалки)

- Какое лишь указывает на него?

(они)

- Какой же вывод можно сделать?

(местоимения указывают на предметы, но не называют их)


- Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимения.

- Вернемся к нашему тексту.

- Прочитайте 2 предложение

(Фиалки – цветы маленькие, но любимые многими.)


- На какой вопрос отвечает слово «фиалки»

(что)

- А местоимение его заменившее?

(на тот же)

- Сделайте вывод

(Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя существительное)



Физкультминутка.



Раз, два, три, четыре

(Работают руками)

Зажмурили глаза

Резко открыли 5 раз

Посмотрели вправо до упора – влево 5 раз

Обвели восьмерку по часовой стрелке – против 2раза






Продолжение работы по новой теме



(идет работа над заполнением таблицы 1.2,3 лица с картинками учеников)



1лицо 2 лицо 3 лицо

я ты он она оно

------------------------------------------------------------

мы вы они

------------------------------------------------------------


- Ребята, к нам на урок пришла девочка-отличница.

- Как ее зовут?

(Лена)

- Как она сама себя может назвать?

( Я – это местоимение первого лица )

- Это местоимение первого лица.

(записывается в таблицу рядом с девочкой)


- Посмотрите, вот еще одна девочка-отличница. Как ее зовут?

(Юля)

- Как они вместе скажут о себе?

( Мы – это тоже местоимение первого лица, в таблицу)

- Появился мальчик-отличник. Давайте и его как-нибудь назовем.

(Сережа)

- Какое местоимение девочкам следует употребить, чтобы обратиться к Сереже?

(ты – это местоимение второго лица, в таблицу)

- Появился еще один мальчик-отличник. Саша.

- Какое местоимение девочкам следует употребить, чтобы обратиться сразу к Сереже и Саше?

(вы – это тоже местоимение второго лица)

- Но иногда местоимение Вы употребляется при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

(когда обращаются ко взрослому человеку)

- Сережа пришел в класс. Как сказать о Сереже, используя местоимение?

(он)

- Это местоимение третьего лица.

(в таблицу)

(аналогично – она)

- Как сказать о Сереже и Лене, используя местоимение?

(они)

- Это тоже местоимения третьего лица –в таблицу.


-Все эти местоимения(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), которые мы используем для указания лиц, называются личными.


- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении?

(местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только

указывает на него. Бывают 1,2,3 лица)




Закрепление.



- Откройте учебник на стр. 50, упр №375

- Подумайте, какие предложения надо редактировать и почему.

1 ряд – 1 абзац

2 ряд – 2 абзац

3 ряд – 3 абзац

- Проверяем. Стал ли текст лучше после замены?

(стал)

- Какова роль местоимения в тексте?

(заменить существительное, чтобы не было повторов)

- Без местоимений обойтись нельзя. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные.

- Местоимения создают нам речевое удобство, экономят пространство и время.




Итог урока.



- Что нового узнали на уроке?

(новую часть речи;

местоимения бывают личными;

есть лицо)

- Посмотрите, как расцвел наш «Букет Знаний».Это ваши знания сделали его таким.

- Давайте посмотрим, кто собрал самое большое количество маленьких цветов.

Молодцы. Вы получаете «5»

-А ваш весенний букет подарите маме на 8 марта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!