СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Неопределенно-личные местоимения". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю при планировании уроков по теме "Неопределенно-личные местоимения" для учащихся с различным уровнем подготовленности по предмету.Урок построен с учётом требований ФГОС ,содержит достаточный для вариативности материал.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Неопределенно-личные местоимения". 6 класс»

Вопросительно-относительные местоимения (6 класс)



Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: формирование у учащихся знаний об особенностях вопросительных и относительных местоимений.



Планируемые результаты:



Предметные: ученик научится определять вопросительные и относительные местоимения, использовать их в речи.



Личностные: уважать других людей, сотрудничать, принимать чужую точку зрения; получит возможность научиться формированию устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания.



УУД



Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие результаты работы; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.



Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать и преобразовывать модели и схемы решения задач.

Регулятивные: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.



Раздаточный материал: карточки №1,2,3,4; диагностические карты; карточки «Задание №2» и «Задание №3».



Необходимое оборудование: учебник (Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)).



Демонстративный материал: эталоны карточек № 1,2,3,4 для самопроверки, презентация.



Ход урока:



I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Громко скажем друг другу: «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами сегодня очень активно поработаем и получим новые знания.



II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

Ученики, выбравшие задание №1, проверьте свою работу по эталону на слайде и сами оцените её.

Те, кто выбрал задания №2 и 3, возьмите карточки с надписью: «Задание №2" или «Задание №3» (в зависимости от того, какое задание вы выполняли дома), лежащие у вас на столах и проверьте свою домашнюю работу, поставьте оценки.

Те, кто выбрал задание №4, объединитесь в группу, пожалуйста, каждый пусть прочитает то, что у него получилось, а затем выберите одну работу, которая всем больше понравится. Её вы прочитаете для всего класса для последующего анализа.

Учитель. У кого-то возникли затруднения с домашней работой?

Ученик. Да, мне было сложно заполнить все графы таблицы в задании 1.

Ученик. Да, я долго не мог найти определительное местоимение в задании 3 (предложение 1), но справился верно.

Учитель. На каком уровне усвоена предыдущая тема?

Ученик. На достаточном уровне, находить определительные местоимения не так сложно. В случае возникновения затруднения можно обратиться к учебнику.



III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Проверим свои знания и выделим все местоимения в предложениях, которые у вас на слайде:

Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны. А то кто же станет меня навещать? (Антуан де Сент-Экзюпери)

Так что же из этого? Все они врут. (М. Твен)

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (И. Крылов).

Привёз мастер свои лапти, да и свалил их в кучу. – Почём, парень, лапти? – спрашивает народ. – По совести. – По какой такой совести? (Е. Пермяк)

Ну, тогда это так и есть. Все говорят, что она ведьма. (М. Твен)

Учитель. Возьмите со столов карточки №1. Распределите местоимения из предложений по графам таблицы, каждую графу озаглавьте!

















Учитель. Посмотрите на слайд, проверьте себя по эталону для проверки карточки №1.

Личные

Возвратное

Притяжательные

Указательные

Определительные

Вопросительные

Относительные

Я, они, меня, их, она

Себя

Свои

Этого

Это

Все

Такой

Так

Кто

Что

Почём

Какой

Что



Учитель. Ребята, все ли местоимения вам удалось правильно распределить?

Ученик. Нет, не все. Мы не знаем, куда отнести местоимения «кто, что, почём, какой».

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. Какова же проблема, которая возникла?

Ученик. Мы не знаем, к каким разрядам относятся эти местоимения.

Учитель. Какую цель урока мы определим?

Ученик. Познакомиться с новыми разрядами местоимений, научиться различать их, использовать в речи.

Учитель. Как мы будем «открывать» новое знание?

Ученик. При помощи учебника.

V. Реализация построения проекта.

Учитель. Откройте учебник на с.34 и прочитайте то, что написано в рамочке.

Учитель. Что нового вы узнали из параграфа? Сможем ли мы решить проблему, возникшую в начале урока?

Ученик. Сможем. Есть вопросительные и относительные местоимения. Вопросительные местоимения входят в состав вопросительных предложений.

Ученик. Относительные местоимения находятся в составе сложноподчинённых предложений. Являются союзными словами, присоединяют придаточные предложения к главным. Вопросительно- относительные местоимения могут выступать в предложении в роли подлежащего, дополнения, определения

Учитель. Какова тема сегодняшнего урока?

Ученик. Вопросительные и относительные местоимения.

Учитель. Запишите тему в тетрадь.

Учитель. Давайте вместе составим алгоритм для определения вопросительных и относительных местоимений. Разделитесь на 3 группы. Поработав вместе, вы должны представить алгоритм от каждой группы!

Ученик. Мы составили следующий алгоритм:

Шаг 1. Мы встретили местоимения кто, что, какой, который, чей, каков, сколько.









Шаг 2. Они служат для выражения вопроса?

Если да, то являются вопросительными. Если нет, идём дальше.







Шаг 3. Они служат для связи частей сложного предложения? Если да, то являются относительными. Если нет, вернись к шагу 2.



Учитель. Теперь мы можем объяснить, к какому разряду относятся местоимения, которые вызвали у нас вопросы?

Ученик. Да, можем. Для этого у нас есть алгоритм.

Учитель. Молодцы! Поставьте себе оценку в диагностической карте за выполнение этого этапа.



Физкультминутка (под видео). Игра «Море волнуется раз…»



VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Закрепление во внешней речи.



Учитель. Сейчас мы с вами будем работать по цепочке, определяя в каждом предложении местоимения по алгоритму. Выполните упражнение №39.

Ученик. «Что лучше: сказка или песня?». «Что» служит для выражения вопроса, значит, является вопросительным местоимением.

Ученик. «Долго думала девочка и невозможно было сказать, что лучше». «Что» не служит для выражения вопроса, значит, не является вопросительным местоимением, но служит для связи частей сложного предложения. Значит, перед нами определительное местоимение.



Учитель. Объединитесь в группы. Возьмите карточки №2. Работая в группах, найдите в тексте вопросительные и относительные местоимения. Назовите их.

Ученик. Вопросительные местоимения: как, кто, почему. Они служат для выражения вопроса.

Ученик. Определительные: чьё, которых. Они служат для связи частей сложного предложения.



Учитель. А теперь повернитесь к своему соседу по парте. Улыбнитесь ему. Работая вместе с соседом, определите, какими членами предложения являются вопросительные и относительные местоимения в предыдущем тексте.

Ученик. Как (обстоятельство) они справляются с этим? Отыскать пищу им помогает удивительное зрение. Но есть птицы, чье (определение) зрение острее зрения этих животных.

Ученик. Кто (подлежащее) они? Совы и филины. Лучше всех видят совы, у которых (определение) глаза улавливают даже слабый свет.

Ученик. Чем(дополнение) же он отличается?

Учитель. Хорошо. Поставьте себе оценку в диагностической карте.



VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих знаниях?

Ученик. Уверены! У нас хорошо получается. Можно проверить наши знания.

Учитель. А как мы их проверим?

Ученик. Давайте выполним упражнение самостоятельно.



Учитель. Хорошо! Возьмите карточки №3 со своих парт. Прочитайте задание и выполните его.

Какие вопросительные и определительные местоимения должны стоять на местах пропуска?

 

__________ место вы заняли?

 __________ час?

Он пришёл в школу, в _______ учился много лет назад.

В ____________ часу вам позвонить?

В ____________ году вы родились?

 ___________ сегодня число?

_____ виноват и _______ делать?

Он не знал, ____ делать теперь.

К ____ ты обратишься за помощью?







Учитель. Выполнили? Тогда проверьте себя по эталону для проверки карточки №3. Оцените себя.



Какие вопросительные местоимения должны стоять на местах пропуска?

Какое место вы заняли?

Который час?

Он пришёл в школу, в которой учился много лет назад.

В котором часу вам позвонить?

В каком году вы родились?

Какое сегодня число?

Кто виноват и что делать?

Он не знал, что делать теперь.

К кому ты обратишься за помощью?



Учитель. Испытывали ли вы сложности при выполнении данного задания?

Ученик. Да. Были сложности, не могли определить, какое слово вставить в предложение «В ____________ часу вам позвонить?». Но мы с ними справились, прочитав ещё раз правило на стр.35.

Учитель. Поставьте себе оценку в диагностической карте.



VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Какими новыми знаниями о местоимениях вы овладели?

Ученик. Узнали о вопросительно-относительных местоимениях.

Ученик. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса.

Ученик. Местоимения что, кто, какой, чей, каков, который, сколько являются относительными, если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного. Это одни и те же местоимения. Если они употребляются без вопроса, тогда они будут относительными.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили данную тему?

Ученик. Нет. Есть сложности в нахождении вопросительных и относительных местоимений.



Учитель. Тогда продолжим работу. Выполним структуру Quiz-Quiz-Trade (Опроси-Опроси-Обменяйся). Посмотрите на алгоритм выполнения задания на доске:



  1. Придумай свой вопрос о вопросительно-относительных местоимениях. Напиши его на листочке.

  2. На загнутой стороне листочка напиши ответ. Проверь себя по учебнику, если сомневаешься!

  3. Встань, задвинь стульчик, пройди в центр класса.

  4. Двигайся под музыку.

  5. Когда музыка остановится, образуйте пару с учеником, который стоит к вам ближе.

  6. Определите, кто спрашивает первый.

  7. Задайте вопрос вашему напарнику. Если он прав, отдайте листок с вопросом ему. Если не прав, помогите ему подсказкой.

  8. Обменяйтесь листочками.

  9. Продолжайте с шага 4.

Учитель. Все справились? Молодцы. Вернитесь на свои места. Выполним еще одно задание.



Учитель. Возьмите карточки №4. Прочитайте задание. Вам нужно будет распределить предложения в два столбика в зависимости от того, вопросительные или относительные местоимения там встречаются.



Кто читал эту книгу? Спроси, который час. Он знал тех, кто читал эту книгу. Какие книги тебя интересуют? Который час? Узнай, какие книги следует прочитать.

Учитель. Проверьте себя по эталону для проверки карточки №4.

Вопросительные местоимения Относительные местоимения.

Кто читал эту книгу? Он знал тех, кто читал эту книгу.

Который час? Спроси, который час.

Какие книги тебя интересуют? Узнай, какие книги следует прочитать.

Учитель. Допустили ли вы ошибки?

Ученик. Нет, мы легко справились с заданием.

Учитель. Поставьте себе оценку в диагностической карте.



IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящен урок и что мы сегодня узнали?

Ученик. Урок был посвящён вопросительным и относительным местоимениям. Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса. Например, местоимение «кто» в предложении: «Кто идёт к доске?». Мы составляли алгоритм, работали в группах, по цепочке, в парах и самостоятельно.

Ученик. Мы узнали, что относительные местоимения употребляются без вопроса и служат для связи простых предложений в составе сложных. Они очень похожи на вопросительные, но мы составили алгоритм, который поможет их различить. Не всегда мы правильно составляли предложения с вопросительными и относительными местоимениями. Например, не могли вставить правильное местоимение в предложение: «В котором часу?»; в предложении «Лучше всех видят совы, у которых глаза улавливают даже слабый свет» не могли найти относительное местоимение «которых». Но преодолели затруднения при помощи учебника, тренировочных упражнений, составленного алгоритма и помощи одноклассников.





Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. Тот, кто:



Научился отличать вопросительные и относительные местоимения, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.



Научился отличать вопросительные и относительные местоимения, но не уверен, что самостоятельно смогу это сделать или объяснить другому.





Научился отличать вопросительные и относительные местоимения и могу объяснить тему товарищу, скажет себе: «Молодец!».

Учитель. Свои диагностические карты вложите в тетради, я их проверю.



Учитель. Рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Выполнить упражнение № 40.

2. Выполнить упражнение № 43.

3. Письменно ответить на вопросы 1,2,3 по блоку «Проверяем себя» (стр. 38), используя материал учебника.

4. Написать сказку о вопросительных и относительных местоимениях.



Учитель. Молодцы, вы сегодня прекрасно справились с заданиями!

Эталон домашнего задания №1.

Словосочетание

Разряд местоимения

род

число

Падеж

1

наша территория

притяжательное

Ж.р.

Ед.ч.

И.п.

2

позаботится о тебе

личное

-

Ед.ч.

Пр.п.

3

пригласит нас

личное

-

Мн.ч.

В.п.

4

у моего друга

притяжательное

М.р.

Ед.ч.

Р.п.

5

узнаю себя

возвратное

-

-

В.п.

6

на том берегу

указательное

М.р.

Ед.ч.

Пр.п.

7

наградят каждого

определительное

М.р.

Ед.ч.

Р.п.

8

доволен собой

возвратное

-

-

Тв.п.

9

этого не спросят

указательное

М.р/ср.р

Ед.ч.

Р.п.



Эталон для проверки карточки к заданию №2:

Число книголюбов постоянно растет. Всякий (опред.) из них(доп.) стремится приобрести новинку в книжном магазине. Каждому(опред.) книголюбу не обойтись без библиотеки. Здесь он(подл.) узнает о новых книгах, услышит советы знатоков.

Постоянная дружба с библиотекой, умение в ней(обст.) работать – верный путь формирования настоящего читателя.

Эталон для проверки карточки к заданию №3:

1) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет и сам про себя удалую, хвастливую песню поет. 2) Всякая работа мастера хвалит. 3) Казалось, вся природа хотела, чтобы брызнул дождь. 4) Каждый год весна приходит такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.


Использованная литература:



1. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)).


2. Русский язык : 6 кл. : тестовые задания к основным учеб. : рабочая тетр. / Т. В. Губернская М. : Эксмо, 2010 (Псков : Псковская областная типография).



3. Русский язык. Творческая работа на уроках. 5 – 11 кл. автор – составитель Н.М. Сулицкая, Н.Ю. Кадашникова и др. - Волгоград, 2011.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!