Местоимение.
Цели: систематизировать знания о местоимении, развивать речь учащихся , познавательную активность, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу , интерес к предмету.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна :
Я заменяю имена!
Ход урока.
- Организационный момент.
Местоимения выделяются в особый класс слов- заменителей , которые, как « запасные игроки на футбольном поле или « дублёры» в театре, выходят на поле , когда вынужденно « освобождают игру» знаменательные слова.
- Как вы понимаете смысл этого предложения ?
2. Класс делится на две группы, каждая команда имеет своего капитана , название.
« Разминка»
Командам задаётся по пять вопросов. Отвечает представитель команды., команда соперников контролирует правильность ответов по образцу.
1 команда.
Лингвистика?
Как изменяется местоимение?
Назовите разряды местоимений.
Какие местоимения не имеют именительного падежа?
В каком местоимении два звука, но одна буква?
2 команда.
Морфология?
Чем отличается местоимение от других частей речи?
Какое местоимение является помощником прилагательного?
Какие местоимения имеют форму только одного падежа?
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным?
- Участники команд достают из бочонка билеты с заданиями. После обсуждения отвечают капитаны.
1
1 команда.
В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке , нашёл нечто. Встретил какого- то человека, дал ему некоторую часть найденного . Что у него осталось?
2 команда
Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил , никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать , не о ком и не о чём говорить.
_ Итак, ребята, о каких разрядах местоимений говорится?
Каждой команде составить схему:
1 команда: неопределённые местоимения.
2 команда: отрицательные местоимения.
От каждой команды выходит представитель и делает записи по своей схеме.
Рассказать о дефисном написании неопределённых местоимений.
В каких случаях приставки не- и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
4. Работа с текстами. Капитаны выбирают задания.
1 команда.Отрывок из сказки « Маленький принц».
Расставьте знаки препинания, определите разряды местоимений.
Прощай сказал Лис.
Вот мой секрет он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами ( не) увидишь.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину но ты (не) забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
2 команда.
Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня , точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом смотри!
Вон там зреет пшеница . Пшеничное поле мне (ни) о чём (не)
говорит. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
_ Составьте диаграмму Венна с местоимениями : Ты , свою.
5.Ты – мне, я- тебе».
6. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Разряды местоимений
|
Примеры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Конкурс капитанов.
Задания для капитанов.
В данных предложениях замените неопределённые местоимения синонимичными .
Ребята рассказывали нам нечто интересное. Собирал ли кто- либо гербарий? Составление плана работы на участке решили поручить кому- нибудь из учеников. Некоторые статьи из этого журнала
ученики уже читали.
«2команда.
Ответь на вопросы отрицательными местоимениями.
Кем? – Никем. О чём? ...............К кому..............Чьих? .................С кем ?.................Каких?................С чем? ................У кого?.........На
что? -......................Для кого?..............................Перед чем? .................К чему?...............................................................
8. 1 команда.
Синтаксический разбор предложения:
Роза дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь.
Фонетический разбор: мою.
2 команда.
Синтаксический разбор предложения:
Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету.
Фонетический разбор : всю.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание: написать сочинение о местоимении.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка 6класс»
Местоимение.
Цели: систематизировать знания о местоимении, развивать речь учащихся , познавательную активность, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу , интерес к предмету.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна :
Я заменяю имена!
Ход урока.
Организационный момент.
Местоимения выделяются в особый класс слов- заменителей , которые, как « запасные игроки на футбольном поле или « дублёры» в театре, выходят на поле , когда вынужденно « освобождают игру» знаменательные слова.
- Как вы понимаете смысл этого предложения ?
2. Класс делится на две группы, каждая команда имеет своего капитана , название.
« Разминка»
Командам задаётся по пять вопросов. Отвечает представитель команды., команда соперников контролирует правильность ответов по образцу.
1 команда.
Лингвистика?
Как изменяется местоимение?
Назовите разряды местоимений.
Какие местоимения не имеют именительного падежа?
В каком местоимении два звука, но одна буква?
2 команда.
Морфология?
Чем отличается местоимение от других частей речи?
Какое местоимение является помощником прилагательного?
Какие местоимения имеют форму только одного падежа?
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым и самым скромным?
Участники команд достают из бочонка билеты с заданиями. После обсуждения отвечают капитаны.
1
1 команда.
В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошёл он по какой-то дорожке , нашёл нечто. Встретил какого- то человека, дал ему некоторую часть найденного . Что у него осталось?
2 команда
Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил , никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать , не о ком и не о чём говорить.
_ Итак, ребята, о каких разрядах местоимений говорится?
Каждой команде составить схему:
1 команда: неопределённые местоимения.
2 команда: отрицательные местоимения.
От каждой команды выходит представитель и делает записи по своей схеме.
Рассказать о дефисном написании неопределённых местоимений.
В каких случаях приставки не- и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
4. Работа с текстами. Капитаны выбирают задания.
1 команда.Отрывок из сказки « Маленький принц».
Расставьте знаки препинания, определите разряды местоимений.
Прощай сказал Лис.
Вот мой секрет он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами ( не) увидишь.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину но ты (не) забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
2 команда.
Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня , точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом смотри!
Вон там зреет пшеница . Пшеничное поле мне (ни) о чём (не)
говорит. Но у тебя золотые волосы. Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
_ Составьте диаграмму Венна с местоимениями : Ты , свою.
5.Ты – мне, я- тебе».
6. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание.
Разряды местоимений | Примеры |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
7. Конкурс капитанов.
Задания для капитанов.
В данных предложениях замените неопределённые местоимения синонимичными .
Ребята рассказывали нам нечто интересное. Собирал ли кто- либо гербарий? Составление плана работы на участке решили поручить кому- нибудь из учеников. Некоторые статьи из этого журнала
ученики уже читали.
«2команда.
Ответь на вопросы отрицательными местоимениями.
Кем? – Никем. О чём? ...............К кому..............Чьих? .................С кем ?.................Каких?................С чем? ................У кого?.........На
что? -......................Для кого?..............................Перед чем? .................К чему?...............................................................
8. 1 команда.
Синтаксический разбор предложения:
Роза дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь.
Фонетический разбор: мою.
2 команда.
Синтаксический разбор предложения:
Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету.
Фонетический разбор : всю.
9. Подведение итогов.
10. Домашнее задание: написать сочинение о местоимении.