СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Рельеф суши. Горы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Рельеф суши. Горы"»

Учитель географии Лапина Лариса Александровна

Тема: Рельеф суши. Горы. 5 класс

1) цели и задачи учебного занятия;

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.


2) планируемые результаты обучения;

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

проявление интереса к познанию природы, народов России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни соблюдение правил безопасности в природе;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

бережно относиться к природе и окружающей среде.

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

- Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— проводить по плану несложное географическое исследование, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их условиях окружающей среды.

— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

— систематизировать географическую информацию в разных формах.

— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.

— владеть способами самоконтроля и рефлексии;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

— оценивать соответствие результата цели и условиям

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— — различать горы и равнины;
— классифицировать суши по высоте и по внешнему облику;

— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

Технологическая карта


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы, содержание

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 Мотивация познавательной деятельности.

 Просмотр видеоролика о горах.

Определение темы урока.

Проблемный вопрос: зачем изучать горы? Что можно узнать о них?

Воспитательный и эмоциональный момент: какие горы вы знаете? кто из вас был в горах? Как вы думаете, какие чувства возникают у человека, попадающего в горы?

Определение задач урока; составление плана работы.

 Организует беседу, мотивирует уч-ся,

 Участвуют в определении темы урока, целей, учебных задач; отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение

 установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом ,целеполагание, планирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Актуализация знаний

Вспомнить, что уже уч-ся знают о рельефе: определения «Рельеф, равнина», отличительные признаки равнин, типы равнин; работа в группах (по партам): покажите друг другу в атласе, какие равнины России вам известны?

Вопрос: а чем горы отличаются от равнин?, плоскогорий?

Проводит опрос, организует групповую работу, ставит проблемный вопрос;

Отвечают на вопросы, работают с картами, предлагают варианты ответов.

Участвовать в диалоге

Работать в группе

Оценивать свою работу и работу других

Грамотно выражать своё мнение

Усвоение нового материала

Формирование понятия «горы» и представление об основных отличительных признаках гор

1. выделение отличительных признаков гор

Составление кластера «горы»- понятие, ключевое слово, признаки;

2.выделение элементов строения гор и горных систем: вершина, склон, подошва, хребет, межгорная котловина, горная страна, нагорье;

3.просмотр презентации

4.Закрепление: запись сформулированного по кластеру определения определения; изобразить в тетради рисунок горы и подписать элементы строения


Организует работу по усвоению новых знаний, формированию понятий

Проводит эвристическую беседу


Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы

Работают с учебником и наглядным материалом

Оценивают ответы других

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания



Классификация гор

Как по атласу узнать высоту гор?

Найти в атласе несколько горных систем. Сравнить их по высоте, найти самые высокие горы мира, материков, России, назвать их вершины. Вывод: горы различаются по высоте.

В тексте учебника найти классификацию гор, ознакомиться с ней, найти в атласе примеры для каждой группы, заполнить таблицу.




ип гор

Высота, м

Примеры гор

Низкие

до 1000


Средние

от 1000 до 2000


высокие

выше 2000



Организует работу с атласом и учебником, таблицей, помогает сформулировать вывод

Участвуют в беседе

Отвечают на вопросы

Работают с учебником атласом ; находят примеры, сравнивают, делают выводы; заполняют таблицу, помогают друг другу и вместе проверяют результаты деятельности.

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения,

правильно формулировать и ставить вопросы,

четко и полно выражать мысли,



Образование и изменение гор во времени

1.А как же горы появились на Земле? Вспомните теорию ЛП и обоснуйте свой ответ. Все ли горы образуются таким образом? Вспомните, как образуются вулканы.

Найдите в атласах подтверждение этих утверждений ( установление соответствия- зона столкновения ЛП- горная система; Анды, Кордильеры, Гималаи.)

2. Что происходит с горами с течением времени? (сравнение по слайдам и картинке в учебнике молодых и старых гор). Объясните эти изменения (вспомнить рельефообразующие процессы).


С помощью эвристической беседы помогает установить причинно-следственные связи между движением литосферных плит и размещением горных систем

Организует работу с атласами

Участвуют в беседе

Работают с картами

Анализируют сравнивают высказывают предположения делают выводы

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;


умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи


Жизнь человека в горах.

Беседа об особенностях жизни человека в горах и влиянии деятельности человека на горы.

Какие народы России проживают в горах? Как это повлияло на их жизнь?

Какие стихийные природные явления происходят в горах? Познакомить учащихся с понятиями «снежная лавина, сель, обвал, оползень». Чем они опасны?

Какие профессии связаны с изучением гор? (альпинист, геоморфолог, горный инженер, картограф, климатолог и т.д.)

Беседа с учащимися работа с презентацией воспитательный компонент

Ознакомление учащихся с профессиями

Участвуют в беседе

Работают с картами

Анализируют сравнивают высказывают предположения делают выводы

принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения,

правильно формулировать и ставить вопросы,

четко и полно выражать мысли,

• нравственно-этическая ориентация,

Практическая работа «Описание горной системы по физической карте»

.

Практическая работа «.Описание горной системы по физической карте»

С помощью карт составьте описание горной системы по плану



Пункты плана

Ответ

На каком материке и в какой его части находятся горы?



В каком направлении и на сколько км протянулись горы?


Какие высоты там преобладают?


Назови самую высокую вершину гор, её высоту и географические координаты.






Организует проведение практической работы

Выполняют практическую работу, осуществляют взаимную проверку в соответствии с образцом

-готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Диагностика изученного материала

Тест

1.Установите соответствие

Горы

материк

Кавказ

Южная Америка

Кордильеры

Африка

Анды

Евразия

Атлас

Северная Америка


2. Установите соответствие

Горы

вершины

Кавказ

Эверест

Кордильеры

Аконкагуа

Анды

Народная

Гималаи

Денали

Урал

Эльбрус


3. Высочайшие горы мира это:

а) Анды б) Кавказ в) Гималаи

4. Горы на карте обозначаются:

а) зелёным цветом б) коричневым цветом

5. В формировании рельефа участвуют:

а) внутренние и внешние силы Земли

б) только внутренние силы Земли

6. Высочайшая вершина мира:

а) Эльбрус б) Эверест в) Денали

7. Осыпи в горах – это:

а) сход снега

б) обломки горных пород, скатывающиеся с вершины к подножию горы

8. Горообразовательные процессы происходят:

а) на границах литосферных плит б) в центре плит



Организует проверку знаний путем тестирования, выявляет и координирует ошибки

Работают с тестом

Проверяют тест в режиме самопроверки. Сравнивают с эталоном


контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

Рефлексия

Самооценка деятельности учащихся на уроке и самооценивание уровня усвоенности изученного материала

Проводит рефлексию и подводит итоги урока

Оценивают свою деятельность на уроке, дают эмоциональную и результативную оценку урока.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


Д/З

П.29, проекты и рефераты по теме, обозначить в контурной карте горы и их вершины

Поясняет и комментирует дз.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!