Учитель географии Лапина Лариса Александровна
Тема: Рельеф суши. Горы. 5 класс
1) цели и задачи учебного занятия;
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем
повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических
особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
2) планируемые результаты обучения;
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
проявление интереса к познанию природы, народов России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни соблюдение правил безопасности в природе;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
бережно относиться к природе и окружающей среде.
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
- Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— проводить по плану несложное географическое исследование, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их условиях окружающей среды.
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
— формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
— владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
— выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— — различать горы и равнины;
— классифицировать суши по высоте и по внешнему облику;
— приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
Технологическая карта
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы, содержание | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности. | Просмотр видеоролика о горах. Определение темы урока. Проблемный вопрос: зачем изучать горы? Что можно узнать о них? Воспитательный и эмоциональный момент: какие горы вы знаете? кто из вас был в горах? Как вы думаете, какие чувства возникают у человека, попадающего в горы? Определение задач урока; составление плана работы. | Организует беседу, мотивирует уч-ся, | Участвуют в определении темы урока, целей, учебных задач; отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение | установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом ,целеполагание, планирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Актуализация знаний | Вспомнить, что уже уч-ся знают о рельефе: определения «Рельеф, равнина», отличительные признаки равнин, типы равнин; работа в группах (по партам): покажите друг другу в атласе, какие равнины России вам известны? Вопрос: а чем горы отличаются от равнин?, плоскогорий? | Проводит опрос, организует групповую работу, ставит проблемный вопрос; | Отвечают на вопросы, работают с картами, предлагают варианты ответов. | Участвовать в диалоге Работать в группе Оценивать свою работу и работу других Грамотно выражать своё мнение |
Усвоение нового материала | Формирование понятия «горы» и представление об основных отличительных признаках гор 1. выделение отличительных признаков гор Составление кластера «горы»- понятие, ключевое слово, признаки; 2.выделение элементов строения гор и горных систем: вершина, склон, подошва, хребет, межгорная котловина, горная страна, нагорье; 3.просмотр презентации 4.Закрепление: запись сформулированного по кластеру определения определения; изобразить в тетради рисунок горы и подписать элементы строения | Организует работу по усвоению новых знаний, формированию понятий Проводит эвристическую беседу | Участвуют в беседе Отвечают на вопросы Работают с учебником и наглядным материалом Оценивают ответы других | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
| Классификация гор Как по атласу узнать высоту гор? Найти в атласе несколько горных систем. Сравнить их по высоте, найти самые высокие горы мира, материков, России, назвать их вершины. Вывод: горы различаются по высоте. В тексте учебника найти классификацию гор, ознакомиться с ней, найти в атласе примеры для каждой группы, заполнить таблицу. | | | ип гор | Высота, м | Примеры гор | Низкие | до 1000 | | Средние | от 1000 до 2000 | | высокие | выше 2000 | | | Организует работу с атласом и учебником, таблицей, помогает сформулировать вывод | Участвуют в беседе Отвечают на вопросы Работают с учебником атласом ; находят примеры, сравнивают, делают выводы; заполняют таблицу, помогают друг другу и вместе проверяют результаты деятельности. | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения, правильно формулировать и ставить вопросы, четко и полно выражать мысли, |
| Образование и изменение гор во времени 1.А как же горы появились на Земле? Вспомните теорию ЛП и обоснуйте свой ответ. Все ли горы образуются таким образом? Вспомните, как образуются вулканы. Найдите в атласах подтверждение этих утверждений ( установление соответствия- зона столкновения ЛП- горная система; Анды, Кордильеры, Гималаи.) 2. Что происходит с горами с течением времени? (сравнение по слайдам и картинке в учебнике молодых и старых гор). Объясните эти изменения (вспомнить рельефообразующие процессы). | С помощью эвристической беседы помогает установить причинно-следственные связи между движением литосферных плит и размещением горных систем Организует работу с атласами | Участвуют в беседе Работают с картами Анализируют сравнивают высказывают предположения делают выводы | установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи |
| Жизнь человека в горах. Беседа об особенностях жизни человека в горах и влиянии деятельности человека на горы. Какие народы России проживают в горах? Как это повлияло на их жизнь? Какие стихийные природные явления происходят в горах? Познакомить учащихся с понятиями «снежная лавина, сель, обвал, оползень». Чем они опасны? Какие профессии связаны с изучением гор? (альпинист, геоморфолог, горный инженер, картограф, климатолог и т.д.) | Беседа с учащимися работа с презентацией воспитательный компонент Ознакомление учащихся с профессиями | Участвуют в беседе Работают с картами Анализируют сравнивают высказывают предположения делают выводы | принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения, правильно формулировать и ставить вопросы, четко и полно выражать мысли, • нравственно-этическая ориентация, |
Практическая работа «Описание горной системы по физической карте» . | Практическая работа «.Описание горной системы по физической карте» С помощью карт составьте описание горной системы по плану | | Пункты плана | Ответ | На каком материке и в какой его части находятся горы? | | В каком направлении и на сколько км протянулись горы? | | Какие высоты там преобладают? | | Назови самую высокую вершину гор, её высоту и географические координаты. | | | Организует проведение практической работы | Выполняют практическую работу, осуществляют взаимную проверку в соответствии с образцом | -готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
Диагностика изученного материала | Тест 1.Установите соответствие Горы | материк | Кавказ | Южная Америка | Кордильеры | Африка | Анды | Евразия | Атлас | Северная Америка | 2. Установите соответствие Горы | вершины | Кавказ | Эверест | Кордильеры | Аконкагуа | Анды | Народная | Гималаи | Денали | Урал | Эльбрус | 3. Высочайшие горы мира это: а) Анды б) Кавказ в) Гималаи 4. Горы на карте обозначаются: а) зелёным цветом б) коричневым цветом 5. В формировании рельефа участвуют: а) внутренние и внешние силы Земли б) только внутренние силы Земли 6. Высочайшая вершина мира: а) Эльбрус б) Эверест в) Денали 7. Осыпи в горах – это: а) сход снега б) обломки горных пород, скатывающиеся с вершины к подножию горы 8. Горообразовательные процессы происходят: а) на границах литосферных плит б) в центре плит | Организует проверку знаний путем тестирования, выявляет и координирует ошибки | Работают с тестом Проверяют тест в режиме самопроверки. Сравнивают с эталоном | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учѐтом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий |
Рефлексия | Самооценка деятельности учащихся на уроке и самооценивание уровня усвоенности изученного материала | Проводит рефлексию и подводит итоги урока | Оценивают свою деятельность на уроке, дают эмоциональную и результативную оценку урока. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
Д/З | П.29, проекты и рефераты по теме, обозначить в контурной карте горы и их вершины | Поясняет и комментирует дз. | | |