Тема: Литосфера. Номер урока № 3. Тема урока: «Рельеф земной поверхности. Горы суши».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке | Формирование норм и правил поведения в социуме |
I I. Актуализация знаний | Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки (спортсмен-бодибилдер, худощавый человек, гладкая ткань, ткань с выпуклым объёмным рисунком, горы, равнины). Вам необходимо выделить общие признаки и разложить картинки в две группы Наводящими вопросами подводит к ответу, что одна группа – это ровные, гладкие поверхности, а другая – неровные-рельефные мышцы, объёмный «рельефный» рисунок на ткани, неровности земной поверхности. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Правильно, ребята. Откройте тетради, запишите число, тему сегодняшнего урока «Рельеф земной поверхности» Слайд 1. | Работают в группах. Раскладывают картинки на две группы: одушевлённые и неодушевлённые, ровные поверхности и неровные формы, другие могут быть признаки Учащиеся отвечают на вопросы учителя Формулируют тему урока «Рельеф земной поверхности» | Формирование познавательных УУД, обобщение-умение выделять существенные свойства, от частного к общему |
III. Целепологание. | Какие цели урока мы перед собой поставим? Обобщает ответы обучающихся: цель урока- расширить знания о формах рельефа земной поверхности, познакомиться с одной из крупнейших форм рельефа суши – горах и горных системах. Задачи: узнать виды гор по высоте и научиться их сравнивать; научиться работать с разными источниками географических знаний; научиться описывать географическое положение гор по плану; научиться работать с контурными картами Слайд 2 | Высказывают различные варианты целей и задач | Формирование регулятивных УУД Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; Опора на опыт, знания учащихся. Развитие монологической речи. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
IV. Открытие новых знаний | Что же такое рельеф? Обобщает высказывания обучающихся Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности различающихся по происхождению, размерам, и возрасту. Слайд 3 Самые большие формы рельефа земной поверхности это выступы материков и впадины океанов, а они делятся на горы и равнины. Сегодня мы будем изучать только одну форму рельефа, угадайте, какую. Загадывает загадку Что такое? Что такое? Очень грозное, большое! С ледниками наверху И подошвою внизу? Слайд 4. Правильно, это горы, а равнины мы будем изучать на следующем уроке. Ребята, а что такое гора? На стр.56 учебника сравните, найдите сходства и отличие горы от холма. Слайд 5 Давайте посмотрим на карту полушарий, она разноцветная. Как вы думаете, почему? Этот способ называется послойной окраской: чем выше горы, тем темнее окраска, чем светлее, тем ниже | Пытаются сформулировать определение, опираясь на ранее полученные знания Изучают схему на слайде Отгадывают, что это горы. Рассматривают различные картины гор, выделяют общие признаки, пытаются дать определение. Отвечают, что имеют одинаковое строение – подошва, вершина, склоны, различаются по высоте. Горы от 200м. Рассматривают карту, объясняют, что разным цветом показаны горы и равнины, моря и океаны. Они имеют разную высоту и глубину. | Формирование познавательных УУД Опора на опыт, знания учащихся. Развитие монологической речи. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Формирование познавательных УУД, сравнение, обобщение Формирование личностных УУД, развитие монологической речи Формирование познавательных УУД, выявление причинно-следственных связей Формирование познавательных УУД, анализ, синтез Формирование личностных УУД, развитие монологической речи Формирование познавательных УУД, умение работать с разными источниками информации Формирование познавательных УУД, умение работать с картой |
| |
«С давних пор привыкли горы О высотах вести споры Трудно это или просто Нам расставить их по росту?» Задание: распределить горы по высоте начиная с самой низкой Слайд 10 Проверим работу Слайд 11 Ребята, вы уже увидели, что все горы имеют разную высоту. Учёные делят их на низкие, средние, высокие. Слайд 12 Используя текст учебника на стр.109 п.3 заполните до конца схему. Анализируя карту, привести свои примеры гор разной высоты. Проверка работы слайд 13 Ребята, в каждой горной системе есть самая высокая вершина. На карте они обозначены способом отметки высот. Давайте найдём самые высокие вершины на карте. Слайд 14 Физкультминутка. Все встали. Подняли руки вверх – дотянулись до вершины воображаемой горы; опустили руки Наклон вперёд, достали до подножия горы, выпрямились. Показали правый склон, показали левый склон. Повторили ещё раз. Привал. | Работая с картой, расставляют «по росту» горы Уральские, Гималаи, Анды, Кордильеры. Выходят к карте, показывают горы по мере увеличения их высоты, объясняют выбор Учащиеся заполняют схему, читая текст учебника, приводят примеры , анализируя карту. Выходят к карте, рассказывают свои схемы, приводят свои примеры, показывая их на карте. Работа с картой, ищут высоту самых крупных горных систем. Выполняют команды учителя. |
Создание проблемной ситуации Практикум | Учитель: Ребята, представьте, что вас спросили, где находится та или иная гора. Как вы будете это делать? Всё, что вы сейчас перечисляли, называется определением географического положения. Слайд 15-16 Практическая работа «Определение географического положения гор» На работу 5-7 минут Проверка у карты по одному представителю от каждой группы. | Ученики отвечают. Определяют географическое положение гор по плану, работа в группах. | Формирование коммуникативных, личностных УУД, умение сотрудничать, высказывать своё мнение Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция; познавательные: работа по плану, выполнение логических операций, анализ, обобщение. |
V. Закрепление. | Игра «Самые-самые» Самые длинные горы на суше. Самые высокие горы на Земле. Самая высокая гора мира. Самая большая горная страна в Азии Самые высокие горы в России Самая высокая вершина Кавказских гор. Слайд 17 | Отвечают на вопросы, подбегают к карте, показывают те горы, о которых идёт речь | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. |
VI.Определение и разъяснение домашнего задания | Учитель задает дом. Для всех:§21 прочитать, выполнить задание в к.к. стр. (36-37) Творческое задание по желанию: составить кроссворд на изученную тему. Творческое задание по желанию: найти объяснение названиям гор, с которыми мы сегодня познакомились Слайд 18 | Записывают домашнее задание в дневники | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Подводит итог урока, предлагает поработать по шаблону: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось… Слайд 19 | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов | - оценка процесса и результатов деятельности, - рефлексия способов и условий действий; -уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи, - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |