СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Получение ткани"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве: конспект урока и презентация, а также имеется приложение с практической работой "Выполнение макета полотняного переплетения"

Просмотр содержимого документа
«прилож.»

Приложение №1

Практическая работа № 2

Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Материалы и инструменты: бумага, ножницы, клей, учебник, рабочая тетрадь.

  1. Вырежи из бумаги два квадрата 10 х 10см.

  1. Разметь два квадрата через 1 см.

  1. Проведи на одном из квадратов дополнительную линию, отступив от края 1 см. Разрежь квадрат на полоски до наме­ченной линии.

  1. Разрежь второй квадрат по намеченным линиям на по­лоски.

  1. Выполни переплетение и под­клей концы полосок.

  1. Приклей готовый макет переплетения в тетрадь.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

По предложенным образцам ткани определить лицевую и изнаночную стороны. В рабочей тетради описать, по каким признакам определяется лицевая и изнаночная стороны.

Приложение №2

Кроссворд

По горизонтали:

1. Что является сырьем для производства ткани?

2. Поперечная нить в ткани.

3. Волокна какого растения используют для производства хлопчатобумажной ткани?

По вертикали:

1. Процесс получения ткани из пряжи.

2. Как называется нить, идущая вдоль кромки ткани?

3. Основная профессия прядильного производства.

4. Какое однолетнее травянистое растение даёт волокно того же названия?

5. Придание красивого внешнего вида ткани и улучшение его качества.

Ключевое слово: изучение строения и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.




Просмотр содержимого документа
«произв-во ткани»

Тема урока: «Производство и этапы изготовления ткани»

Цель: Ознакомить с производством тканей и их структурой. Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону тканей.

Наглядные пособия: коллекции “Хлопок” и “Лён”; волокна (вата), пряжа (нити из тканей), иллюстрации прядильного производства; образцы тканей с кромками.

Оборудование и материалы: вата, лупы, образцы тканей, бумага, ножницы, клей, рабочая тетрадь, учебник, компьютер (презентация)

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения.

  1. Что изучает швейное материаловедение?

  2. Что называют волокном?

  3. На какие два вида делятся текстильные волокна?

  4. Что называют гигроскопичностью?

III. Объяснение нового материала с практическим закреплением.

(слайд3) Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити — пряжу и делать из нее ткани. В домашних условиях прабабушки вручную (с помощью веретена и прялки) пряли пряжу. Позже появились ткацкие станки. Ширина полотна зависела от ширины ткацкого станка, что и определяло крой в народной одежде.

В Западной Европе мануфактурный период (промышленное производство тканей) начался с конца XVI в. и продолжался до последней трети XVIII в. В России он начался несколько позже.

Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали.

(слайд 4) Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений — льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

(слайд 5) Из волокон делают пряжу, которая идет на изготовление тканей, трикотажа, тесьмы, кружева, швейных ниток.

(слайд 6) Сначала волокно разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине с помощью специального барабана с колками от него отделяют сорные примеси и еще раз разрыхляют.

(слайд 7) Потом массу волокон обрабатывают на чесальных машинах, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив параллельно друг другу.

(слайд 8) На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут — ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах.

(слайд 9) После этого на ровничных машинах ленту постепенно вытягивают специальными вытяжными приборами и слегка скручивают, пока не получится ровница.

(слайд 10) На ленточных и ровничных машинах работают ровничницы.

(слайд 11) На прядильных машинах из ровницы получают пряжу: ровницу вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули. Веретена вращаются очень быстро — в минуту они делают от 8 до 14 тыс. оборотов. Каждое веретено выпрядает в минуту 8—18 м пряжи, а каждая машина имеет 200—500 веретен.

В цехах современных прядильных фабрик установлены высокопроизводительные машины безверетённого прядения. В этих машинах поток расчёсанных волокон подаётся струёй воздуха в быстро вращающуюся камеру, в которой образующаяся лента скручивается в пряжу.

На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Он обслуживает одновременно несколько прядильных машин, ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, меняет катушки или бобины, выполняет работу по уходу за оборудованием.

Этапы изготовления ткани

(слайд 12) Пряжа поступает на ткацкую фабрику в огромных бобинах. Из этой пряжи на ткацких станках путём переплетения пряжи и ниток изготавливают ткань. Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровой, т.к. она имеет примеси. Она нуждается в отделке. Ей придают красивый внешний вид, улучшают качество, наносят рисунок. Ткань, прошедшая отделку называют готовой.

На ткацких станках работают ткачи. Он обслуживает одновременно несколько станков. Ткачи заменяют пустые шпули полными, ликвидирует обрывы нитей, снимают готовую ткань со станка. На автоматических станках смена шпули осуществляется автоматически. Ткач должен знать требования, предъявляемые к ткани, её пороки, причину обрыва нити.

Сейчас существуют современные бесчелночные более производительные ткацкие станки, в которых уточная нить прокладывается струей сжатого воздуха или воды.

(слайд 13) На ткацких станках вырабатывают ткань.

Ткань, снятая с ткацкого станка содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой. Она не предназначена для изготовления одежды и нуждается в отделке. Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшении её качества. Такую ткань называют готовой.

(слайд 14) Нити, идущие вдоль ткани, называют основой. Поперечные нити в ткани называются утком. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки. Процесс получения ткани называется ткачеством. Существуют несколько видов переплетения нитей в тканях. Самое простое – полотняное, где нити переплетаются через одну.

Нить основы определяется по следующим признакам: по кромке, по степени растяжения – нить основы меньше тянется, основная нить – прямая, а уточная – извитая.

(слайд 15) Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  • на лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной;

  • на лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.

  • лицевая сторона более гладкая, т.к. ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону.

Физкультминутка

Упражнения



(слайд 16) IV. Практическая работа №2. Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. (Приложение)

Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространенный вид переплетения — полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани — ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шёлковые ткани.

V. Целевой обход. Контроль правильных приёмов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.

(слайд 17) VI. Закрепление изученного материала. Кроссворд. (Приложение)



VII. Оценка выполненной работы.

VIII. Домашнее задание. Составить самостоятельно коллекцию образцов хлопчатобумажных и льняных тканей.


Просмотр содержимого презентации
«pril1»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!