СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку Неопределенная форма глагола" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся 3 класса с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку Неопределенная форма глагола" 3 класс»

Конспект урока

Тема: “Неопределённая форма глагола”


Тип урока: Открытие новых знаний.


Цель: Знакомство учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам, формирование УУД.


Ход урока:

Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

СЛАЙД 2.

1.Мотивация к учебной деятельности


1.организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2.организовать деятельность учащихся по установке содержательных рамок урока («могу»);

3. создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Ребята, какой у нас будет урок?


Почему вы так решили?




Чем мы будем заниматься на уроке?


На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её.


Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.


Урок русского языка


К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.


Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.


Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.


Личностные УУД: внутренняя позиция школьника

СЛАЙД 3.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

1. актуализировать знания о предлогах и приставках, достаточных для построения нового знания;

2.зафиксировать актуализированные знания в речи;

3.зафиксировать актуализированные знания в виде схемы;

4. организовать обобщение актуализированных знаний в виде рассказа;

5.организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализа, синтеза, классификации;

6. мотивировать к пробному учебному действию;

7.организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8.организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.


Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова?


А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)

- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов?


Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им.



Глаголы – это …



Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.





Дети выполняют задание.

Проверка задания. СЛАЙД 3.



Личностные УУД: смыслообразование


Регулятивные УУД: волевая саморегуляция


Познавательные УУД: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний


Коммуникативные УУД: учет разных мнений

СЛАЙД 4.

3.Выявление места и причины затруднения

1. организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

2.организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения – незнания правила для разграничения предлогов и приставок;

3. на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения задачи.


Каким глаголам вы не смогли помочь?


Почему у нас получились разные ответы?





В чём наше затруднение?

Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.


Мы не смогли правильно определить время глаголов , т.к. эти глаголы отвечают на вопрос что делать?, а во временных вопросах такого нет


Мы не знаем, что это за глаголы


4.Построение проекта выхода из затруднения

1.учащиеся ставят цель проекта;

2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

3. учащиеся определяют средства (алгоритм, модели или учебник);

4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


Какова цель проекта?




-Значит, что нам надо сделать?


-Как чаще всего мы выводим правило?

Узнать, что это за форма глагола и ее отличительные черты.


вывести правило



Обычно правило выводим на основе сравнения и наблюдения. Значит, будем сравнивать и наблюдать.


Регулятивные УУД: планирование


Познавательные УУД: постановка познавательной цели


СЛАЙД 5.

5.Реализация проекта выхода из затруднения

1.организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2. организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3. организовать фиксацию нового способа действий в знаках.

4. организовать фиксацию преодоления затруднения.

5. организовать уточнение общего характера нового знания.


Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма”. (появляется заголовок)



(появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время?


(появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина” (лицо). Определить лицо у глаголов.


(появляются числа) Определите число этих глаголов?


(появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его.


Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают?


Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы?


А теперь проверьте, что записано в правиле на страницах учебника.


(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)

- Почему на стенках домика появились карточки?



Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения?


Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ?

Что вы узнали о сочетании ЧЬ?


Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма?


В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.










нет времени, дети пробуют определить время глаголов



нет лица, дети пробуют определить лицо




нет числа




нет рода






что делать? что сделать?




дети говорят правило





сверяют с учебником






Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ


дети читают правило




Это или суффикс, в основу не входит

Это часть корня



2-3 человека проговаривают правило

Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело.


Регулятивные УУД: познавательная инициатива.


Познавательные УУД: поиск необходимой информации


Коммуникативные УУД: учет разных мнений

Физкультминутка

СЛАЙД 6.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.


Какой следующий шаг нашей работы?


Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме


Лить слёзы Глотать воду

Витать в облаках

Говорить неправду

Бить баклуши

Повесить нос

Держать язык за зубами


Выполняем упражнение из учебника по нахождению глаголов в неопределённой форме с комментированием.


Повторить знания, проговаривая правило






плакать

пить

мечтать

лгать

бездельничать

грустить

молчать


ОБРАЗЕЦ РАССУЖДЕНИЙ: плавать, глагол отвечает на вопрос что делать?, значит это глагол стоит в н.ф., суффикс –ть и т.д.


Регулятивные УУД: волевая саморегуляция


Познавательные УУД: использование общих приемов решения задач, построение речевых высказываний.

СЛАЙД 7.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой

1. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2. организовать соотнесение работы с подробным образцом для самопроверки;

3. по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности.


Какой следующий этап урока?



Выполним самостоятельную работу.


живешь - …, ползешь-…, бережешь-…, глядишь-…, спишь-…, растешь-…, печешь-….

Поставьте глагол в н.ф., выделите суффиксы.

-Будьте внимательнее и не торопитесь.


Поднимите рука, кто не испытывал затруднений. У кого 7 плюсов поставьте за самостоятельную работу 5. Кто испытал затруднения? В чем? Какова причина?



Проверить знания самостоятельно.





Проверка самостоятельной работы: живешь–жить(+), ползешь- ползти(+), бережешь- беречь(+), глядишь- глядеть(+), спишь- спать(+) , растешь- расти(+), печешь- печь(+).


Регулятивные УУД: познавательная инициатива

Осуществление самоконтроля;


СЛАЙД 8,9.


8.Включение в систему знаний.

1. организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;


У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.

- Что вы можете сказать про эти глаголы?


Почему?

(появляются пословицы)

Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.

- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы?


Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.


Все глаголы в неопределённой форме









От неопределённой формы образовать временные формы глагола




Выполнение задания

Проверка задания


Познавательные УУД: построение речевых высказываний, выведение следствий

СЛАЙД 10.

9.Рефлексия учебной деятельности

1.зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2.оценить собственную деятельность на уроке;

3.оценить учебную деятельность класса;

4. зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5. организовать обсуждение и запись домашнего задания.


С какой новой формой глагола познакомились?


Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола знаем.Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?


Какая была тема урока?


Какая была цель?



Кто достиг этой цели?

Где мы можем поупражняться?


СЛАЙД 11.

Домашнее задание.

Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.


- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и вместе с человечком Пкчаг. Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – зелёный магнитик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – жёлтый магнитик;

Тот, кому что-то было непонятно на уроке – красный магнитик.

Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…


Неопределенной..



Формулируют правило






Неопределенная форма глагола.


Научиться отличать неопределенную форму глагола.



Дома.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника


Познвательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!