СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по обществознанию на тему "Образование в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по обществознанию на тему "Образование в жизни человека"»

Урок развивающего контроля  5 класс ТЕМА: Образование в жизни человека Автор: Артищева Елена Александровна

Урок развивающего контроля

5 класс

ТЕМА: Образование в жизни человека

Автор: Артищева Елена Александровна

 «Кто изучил науки, а к делу их  не применил, словно тот, кто арык  прорыл, а поле не засеял, или  засеял, а урожаем не воспользовался» (А.Навои)

«Кто изучил науки, а к делу их

не применил, словно тот, кто арык

прорыл, а поле не засеял, или

засеял, а урожаем не воспользовался»

(А.Навои)

Тема урока

Образование в жизни человека

Дата проведения

Тип урока

Урок развивающего контроля

Образовательные ресурсы

Личностно значимая проблема

Основные: Презентациhttp://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/06/02/obrazovanie-v-zhizni-cheloveka. Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.

Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

Методы и формы организации пространства

«Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался» (А. Навои)

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003.

Основные понятия

Межпредметные связи

При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012.

Образование, уровни образования, образовательные организации: дошкольные, средние, высшие, дополнительного образования, аттестат об образовании.

Формы : индивидуальная, фронтальная

В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp

История, литература, изобразительное искусство.

Дополнительные: персональный компьютер, проектор, экран.

Планируемы результаты Планируемы результаты Предметные Планируемы результаты Метапредметные УУД систематизировать и обобщить знания исторического и обществоведческого курсов по теме «Развитие образования в разные исторические эпохи и его значение в жизни людей» Личностные УУД Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные : адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию учащегося на уровне положительного отношения к образовательной деятельности, понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Планируемы результаты

Планируемы результаты

Предметные

Планируемы результаты

Метапредметные УУД

систематизировать и обобщить знания исторического и обществоведческого курсов по теме «Развитие образования в разные исторические эпохи и его значение в жизни людей»

Личностные УУД

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные : адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Определяют внутреннюю позицию учащегося на уровне положительного отношения к образовательной деятельности, понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности 2 мин Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются их самостоятельно формулировать Фронтальная работа Личностные: понимает необходимость учения выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и представлении социального способа оценки знаний Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

1. Мотивация к контрольно-коррекционной деятельности 2 мин

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются их самостоятельно формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимает необходимость учения выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и представлении социального способа оценки знаний

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

ЗАЧЕМ НУЖНО ОБРАЗОВАНИЕ? ОБРАЗОВАНИЕ – это получение знаний, умений и навыков; ОБРАЗОВАНИЕ – это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни.

ЗАЧЕМ НУЖНО ОБРАЗОВАНИЕ?

  • ОБРАЗОВАНИЕ – это получение знаний, умений и навыков;
  • ОБРАЗОВАНИЕ – это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни.
Кому выдают эти документы?

Кому выдают эти документы?

2. Актуализация знаний 5 мин. беседа организует беседу по вопросам: - Использует ли современный человек знания, накопленные предыдущими поколениями людей? аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют проблемный вопрос урока - Можно ли без них обойтись? Почему? Фронтальная работа - Какой главный вопрос к теме сегодняшнего урока мы можем задать? Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

2. Актуализация знаний 5 мин.

беседа

организует беседу по вопросам:

- Использует ли современный человек знания, накопленные предыдущими поколениями людей?

аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, формулируют проблемный вопрос урока

- Можно ли без них обойтись? Почему?

Фронтальная работа

- Какой главный вопрос к теме сегодняшнего урока мы можем задать?

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Использует ли современный человек знания,накопленные предыдущими поколениями людей? Можно ли без них обойтись? Почему?

Использует ли современный человек знания,накопленные предыдущими поколениями людей? Можно ли без них обойтись? Почему?

3. Этап построения проекта корректировки выявленных затруднений 5 мин беседа Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на вопрос, который мы себе наметили? Что мы должны вспомнить? Что нам даёт школьное образование (на экране выводится слайды 1 и 2 «Школьное образование») отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение   Фронтальная работа Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга.

3. Этап построения проекта корректировки выявленных затруднений

5 мин

беседа

Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на вопрос, который мы себе наметили? Что мы должны вспомнить?

Что нам даёт школьное образование (на экране выводится слайды 1 и 2 «Школьное образование»)

отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

 

Фронтальная работа

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение, слушают друг друга.

Школьное образование  Школа открывает путь в большой мир, окружающий тебя.  У тебя позади первая ступень школьного образования – начальная школа.  Сегодня вы ученики основной школы.  Общее образование включает в себя  4 уровня образования :  дошкольное общее образование начальное общее, основное общее, среднее общее.

Школьное образование

  • Школа открывает путь в большой мир, окружающий тебя.
  • У тебя позади первая ступень школьного образования – начальная школа.
  • Сегодня вы ученики основной школы.
  • Общее образование включает в себя

4 уровня образования :

  • дошкольное общее образование
  • начальное общее,
  • основное общее,
  • среднее общее.
После получения основного образования (9 классов) вы сами решаете, где продолжить учиться: в школе, в колледже или в училище. Здесь вы можете получить и общее , и начальное про-фессиональное образование. Получив аттестат о среднем образовании вы можете получить высшее образование. Послевузовское образование Высшее образование Среднее профессиональное
  • После получения основного образования (9 классов) вы сами решаете, где продолжить учиться: в школе, в колледже или в училище.
  • Здесь вы можете получить и общее , и начальное про-фессиональное образование.
  • Получив аттестат о среднем образовании вы можете получить высшее образование.

Послевузовское образование

Высшее образование

Среднее профессиональное

4. Этап реализации построенного проекта 10 мин   На данном этапе учитель консультирует, задает наводящие вопросы. 1) Начнем наше путешествие. Что мы знаем о возникновении образования в нашей стране? Где и когда возникают первые школы?   Учитель организует работу с документом (на столах учащихся)   - Кто мог получать образование в Древней Руси? В чём была ценность и важность образования ? Когда был создан первый печатный учебник? Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. 2) Следующий этап нашего путешествия – школа во времена Петра I. Что изменилось в системе образования?   - Какие новые учебные заведения появились?  Каким был алфавит?  

4. Этап реализации построенного проекта 10 мин

 

На данном этапе учитель консультирует, задает наводящие вопросы.

1) Начнем наше путешествие. Что мы знаем о возникновении образования в нашей стране? Где и когда возникают первые школы?

 

Учитель организует работу с документом (на столах учащихся)

 

- Кто мог получать образование в Древней Руси? В чём была ценность и важность образования ? Когда был создан первый печатный учебник?

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

2) Следующий этап нашего путешествия – школа во времена Петра I. Что изменилось в системе образования?

 

- Какие новые учебные заведения появились?

Каким был алфавит?

 

До Х века школ на Руси не было. Первую школу открыли при Софийском соборе в Киеве во времена князя Владимира Красно Солнышко. Обучение проводили «мастера грамо-ты». Русский первопечатник Иван Фёдоров напечатал в XVI веке первую Азбуку.
  • До Х века школ на Руси не было.
  • Первую школу открыли при Софийском соборе в Киеве во времена князя Владимира Красно Солнышко. Обучение проводили «мастера грамо-ты».
  • Русский первопечатник Иван Фёдоров напечатал в XVI веке первую Азбуку.
Кто ходил учиться? В Древней Руси могли учиться  элементарной грамоте все  желающие

Кто ходил учиться?

В Древней Руси могли учиться

элементарной грамоте все

желающие

ПЁТР I  Пётр I издал в XVIII веке указ об открытии во всех губерниях начальных школ. К концу этого века в школах учили чтению, письму, арифметике, рисованию, географии, истории, началам геометрии.

ПЁТР I

  • Пётр I издал в XVIII веке указ об открытии во всех губерниях начальных школ.
  • К концу этого века в школах учили чтению, письму, арифметике, рисованию, географии, истории, началам геометрии.
НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ  ШКОЛА НАВИГАЦКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА

НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ШКОЛА НАВИГАЦКИХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА

ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА

ГРАЖДАНСКИЙ ШРИФТ

ГРАЖДАНСКИЙ ШРИФТ

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 10 мин

1. Экспресс-опрос на выявление мотивации учения «Для чего мы учимся»

2. Работа с текстом учебника и схемой с. 50-51

1.Организует экспресс-опрос, выявляя у учащихся мотивы их обучения в школе, фиксирует ответы на доске, ранжирует мотивы учения, организует обсуждение результатов по вопросам:

Участвуют в экспресс-опросе, обсуждают его результаты

- Почему важно получать образование?

- Можно ли в наше время прожить без образования?

индивидуальная работа, фронтальная

Анализируют схемы, отвечают на вопросы

2. Организует прочтение текста и работу по анализу схемы:

Личностные: оценивают жизненные ситуации, сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности.

- опираясь на схему (с.50), назовите 4 уровня образования

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в т.ч. во внутреннем плане; определяют последовательность поставленных целей с учетом конечного результата;

- определите, какие уровне образования вы уже прошли?

- на каком уровне образования вы находитесь сейчас?

- какие уровни образования у вас впереди?

- рассмотрите схему на с.51 какое образование можно получить после окончания школы?

- зачем необходимо учиться когда получите школьный аттестат?

Организует работу по заполнению сравнительной таблицы

Учись учиться У меть учиться – это хорошо раз-витые умения чи-тать, писать и считать. У меть учиться – это прежде всего правильно ор-ганизовать свой труд! На уроках Чему можно научиться? Вне школы На переме- нах Уметь учиться – это уметь распределять своё время, владеть своим вниманием, выполнять за-дания и самому себя проверять, ставить себе за-дачи и решать их.

Учись учиться

  • У меть учиться – это хорошо раз-витые умения чи-тать, писать и считать.
  • У меть учиться – это прежде всего правильно ор-ганизовать свой труд!

На уроках

Чему можно научиться?

Вне школы

На

переме-

нах

  • Уметь учиться – это уметь распределять своё время, владеть своим вниманием, выполнять за-дания и самому себя проверять, ставить себе за-дачи и решать их.
БАЛЛАДА О ШКОЛЕ Среди серых домов и бетонных плит,  Среди белого камня, гранита, базальта,  Стоит наша школа, простая на вид,  Закована в узы асфальта.   Но если же ты в эту школу зайдёшь  И сердцем к ней прикоснёшься,  Наверно в душе ты услышишь, поймёшь,  Наверно в душе встрепенёшься.  В такой атмосфере  ещё не бывал:  Везде доброта и улыбки.  И как бы ты сильно не унывал,-  Тебе прощают ошибки.  Хоть здесь для кого-то что-то не так,  И дети порой не хотят учиться,  Спасибо школе, - у нас есть мечта   И мы видим куда стремиться.  Рассвет бросил свой луч на гранит  И засиял он, как диаманты.  Стоит наша школа простая на вид,  Но какие в ней есть таланты!  Таланты творить, создавать, побеждать,  Нести в этот мир красоту.  И в душах людей огни зажигать,  Превращая  в  реальность  мечту!

БАЛЛАДА О ШКОЛЕ

Среди серых домов и бетонных плит, Среди белого камня, гранита, базальта, Стоит наша школа, простая на вид, Закована в узы асфальта.  Но если же ты в эту школу зайдёшь И сердцем к ней прикоснёшься, Наверно в душе ты услышишь, поймёшь, Наверно в душе встрепенёшься. В такой атмосфере  ещё не бывал: Везде доброта и улыбки. И как бы ты сильно не унывал,- Тебе прощают ошибки. Хоть здесь для кого-то что-то не так, И дети порой не хотят учиться, Спасибо школе, - у нас есть мечта  И мы видим куда стремиться. Рассвет бросил свой луч на гранит И засиял он, как диаманты. Стоит наша школа простая на вид, Но какие в ней есть таланты! Таланты творить, создавать, побеждать, Нести в этот мир красоту. И в душах людей огни зажигать, Превращая  в  реальность  мечту!

Сравните:

Сравните:

6. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности 6 мин. Обобщение полученных на уроке сведений Составление синквейна к словам «Ученик» или «Школа» или «образование» Организует работу над проблемой урока Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. фронтальная   Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

6. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности 6 мин.

Обобщение полученных на уроке сведений

Составление синквейна к словам «Ученик» или «Школа» или «образование»

Организует работу над проблемой урока

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

фронтальная

 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

7. домашнее задание 2 мин Написать мини сочинение «школа моей мечты» Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задания Индивидуальная работа  

7. домашнее задание 2 мин

Написать мини сочинение «школа моей мечты»

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задания

Индивидуальная работа

 

Домашнее задание: §6, сс. 50-58, Задания в рабочей тетради: №№ 1-2, 6-8, сс.29-33. - «4» Проект «Школа будущего»- «5»

Домашнее задание:

  • §6, сс. 50-58,
  • Задания в рабочей тетради:

№№ 1-2, 6-8, сс.29-33. - «4»

Проект «Школа будущего»- «5»

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!