МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МУГИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ С. Н. АБДУЛЛАЕВА»
Разработка урока по математике
в 5 классе на тему:
«Геометрические фигуры»
Учителя математики Мусаатаевой Х.М.
2021
Тема урока: «Геометрические фигуры»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение представлений о развернутом угле, биссектрисе угла, треугольнике, расстоянии от точки до прямой, решать геометрические задачи на свойство биссектрисы угла; овладение умением сравнения и измерения углов, построения биссектрисы угла и различных видов треугольников;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать свойства геометрических фигур: угол, треугольник, расстояние от точки до прямой.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения, дополнение и исправление ответа других учащихся, предлагать свои способы решения задач, решать простейшие творческие задания; способность сопереживать радость, удовольствие от верно решенной задачи
метапредметные:
Познавательные УУД : Анализировать и осмысливать текст задачи
Регулятивные УУД: Могут излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории. Могут дать оценку информации
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, участие в диалоге.
В результате у учащихся формируются такие качества личности, необходимые в современном обществе, как интуиция, логическое мышление, пространственное представление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с тестовыми заданиями, карточки («смайлики») для рефлексии урока
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап 2 мин. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Учащиеся слушают учителя |
Урок я хотела бы начать со слов Мордковича Александра Григорьевича, автора нашего учебника (слайд 1) “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели” И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда, и тем самым развивать себя. | |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин Человек очень часто в нашей жизни сталкивается с фигурами? Какими? Где вы встречались с ними? Кроме того, полученные знания, помогут вам в дальнейшем при решении задач по геометрии. А также при сдаче экзаменов. Сформулируйте тему нашего урока, цели на сегодняшний урок Тема нашего урока: Геометрические фигуры (слайд 2) Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Геометрические фигуры " и суметь применить их при решении реальных жизненных задач. Сегодня на уроке мы с вами решим три теста, будем заниматься практической работой. За каждый правильный ответ вы можете получить по одному баллу. Я раздала вам карточки с заданиями. В конце урока мы подведем итоги, оценим себя Критерии оценивания: «5» - 14 баллов и более «4» - 10-13 баллов «3» - 7-9 баллов | Отвечают на поставленный вопрос ( треугольник, прямоугольник, квадрат, …. (в дизайне, архитектуре,…) Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. Учащиеся заполняют поле «ФИО, класс» на карточках. |
3. Применение знаний и умений. 6 мин тест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ (за каждый правильный ответ – 1 балл) -Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа. тест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1 балл) -Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное. тест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1 балла) | Учащиеся выполнят тест. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 2 мин Задание №1: (Слайд 3) 1) Угол 950- тупой угол; 2) Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является высотой. 3) Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется перпендикуляром. задание №2: (Слайд 4) Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий (√) Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол (-) Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются (-) Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало (+) Задание №3: (Слайд 5) Остроугольные треугольники Тупые углы Перпендикулярные прямые | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения |
5. Физкультминутка Давайте немного передохнем. - Встали. Сели. Поморгали. Доброе слово друг другу сказали. - Настало время для практической работы | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
Практическая работа- 8 мин Ответьте на вопрос: как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания (Приложение 2), в таблице найдите буквы, соответствующие полученным ответам, составьте слово. (Слайд 6) Постройте ∠ ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=5 см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC. Найдите: Величину углов, на которые биссектриса делит угол ABC; (1 б.) ∠BDM; (1 б.) Длину стороны DM; (1 б.) Длину стороны ВМ; (1 б.) Периметр треугольника BDM; (1 б.) Площадь треугольника BDM; (1 б.) 55 | 6 | 4 | 3 | 12 | 35 | А | М | Е | Л | С | Ф | | Учащиеся выполняют практическое задание, ответы записывают в бланк ответов |
Контроль выполнения практического задания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция- 2 минуты. (Слайды 7-10) Фалес Милетский- древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. (Слайд №11) | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения |
Рефлексия (подведение итогов урока) Закончить урок мне хочется словами, с которого мы начинали урок “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на сегодняшнем уроке. Поднимите руки, кто получил сегодня оценку «5», «4», «3». Собираются карточки и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся подсчитывают количество баллов, выставляют оценки в карточках. Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
8. Информация о домашнем задании. Раздаю карточки с домашним заданием учащимся, поясняю домашнее задание. Кроссворд по теме «Геометрические фигуры» | | | | | | | 1. | | | | | | | | | | 2. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 3. | | | | | | | | | | | | | | | 4. | | | | | | | | | | | | | 5. | | | | | | | | | | | | | | | | | | 6. | | | | | | | | | | | | | | | | 7. | | | | | | | | | | | | | По горизонтали | 1. Число, показывающее, во сколько реальные размеры больше, чем на карте | 2. Прибор для измерения углов | 3.Что помогает определить равенство углов | 4. Угол, градусная мера которого больше 90 градусов | 5. Название отрезка АВ | 6.Луч, с началом в вершине угла и делящий его пополам | 7.Два угла треугольника равны 80 и 70 градусов. Найдите чему равен третий угол | | Учащиеся слушают учителя |
9 . Рефлексия: Урок окончен, предлагаю высказать свое мнение при помощи «смайликов» - понравилось - не понравилось. | Учащиеся кладут на стол учителя карточки «смайлики» |
Приложение 1
Фамилия, имя________________________________________________
Т
Приложение №1
ЕСТ
Тест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.
1. | Угол 950 A — острый угол; B — тупой угол; C — прямой угол. | 1 б. |
2. | С торона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является… A — высотой; B — биссектрисой; C — основанием . | 1 б. |
3. | Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется… A —перпендикуляром; B –высотой; C –серединным перпендикуляром. | 1 б. |
Итого: __ балла
Тест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Отметьте знаком «+» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное.
1. | Сумма углов треугольника составляет 900 | 1 б. | |
2. | Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол | 1 б. | |
3. | Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются | 1 б. | |
4. | Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало | 1 б. | |
Итого: ___ балла.
Тест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ
По какому признаку объединены геометрические фигуры?
Итого:___балла
Всего: ____ баллов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль?
Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания, расшифруйте слово:
Постройте ∠ ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=3,5 см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC.
Найдите:
С..Величину углов, на которые биссектриса делит угол ABC; (1 б.)
Ф.∠BDM; (1 б.)
Е.Длину стороны DM; (1 б.)
А.Длину стороны ВМ; (1 б.)
Л. Периметр треугольника BDM; (1 б.)
Д.Площадь треугольника BDM; (1 б.)
Всего: ____ баллов.
Всего баллов за урок: ______ Оценка: ________
Приложение 2
Домашнее задание Кроссворд по теме «Геометрические фигуры»
| | | | | | | 1. | | | | | | | | |
| 2. | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 3. | | | | | | | | | | |
| | | | 4. | | | | | | | | | | | |
| 5. | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 6. | | | | | | | | | | | | |
| | | 7. | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали |
1. Число, показывающее, во сколько реальные размеры больше, чем на карте |
2. Прибор для измерения углов |
3.Что помогает определить равенство углов |
4. Угол, градусная мера которого больше 90 градусов |
5. Название отрезка АВ |
6.Луч, с началом в вершине угла и делящий его пополам |
7.Два угла треугольника равны 80 и 70 градусов. Найдите чему равен третий угол |
Домашнее задание Кроссворд по теме «Геометрические фигуры»
| | | | | | | 1. | | | | | | | | |
| 2. | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 3. | | | | | | | | | | |
| | | | 4. | | | | | | | | | | | |
| 5. | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 6. | | | | | | | | | | | | |
| | | 7. | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали |
1. Число, показывающее, во сколько реальные размеры больше, чем на карте |
2. Прибор для измерения углов |
3.Что помогает определить равенство углов |
4. Угол, градусная мера которого больше 90 градусов |
5. Название отрезка АВ |
6.Луч, с началом в вершине угла и делящий его пополам |
7.Два угла треугольника равны 80 и 70 градусов. Найдите чему равен третий угол |
Приложение 2
Карточки для рефлексии
| - понравилось |
| - не понравилось. |