СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  по литературному чтению. Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению»

Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Цели урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; содействовать расширению представлений и знаний учащихся о творчестве баснописцев Эзопа и И.А. Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать, обогащать и активизировать словарный запас, развивать интерес к творчеству И.А. Крылова и других баснописцев.

Метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

коммуникативные: формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений, развивать индивидуальное творчество и умение работать в группе.

Воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся: положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивация (самоопределение) обучающихся к деятельности.


  1. Речевая разминка

а) Проворонила ворона воронёнка.

- Произнесение скороговорки с разной силой голоса и интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро)

Учитель: Что интересного заметили в этой скороговорке?

Дети: - Это однокоренные слова.

б)(чистоговорка)

Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.

Со-со-со – лиса катит колесо.

Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.

Су-су-су – в лесу видел я лису.


III. Постановка проблемы. Актуализация и пробное учебное действие.

1. Слушание песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона».

2. Слушание басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в грамзаписи. (Портрет писателя)

Учитель: - знаете ли вы ещё басни, где главные герои Лисица и Ворона? (работа с оглавлением сборника басен).

  • О лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел», «Лисица и Сурок», «Волк и Лисица», «Лев и Лисица», «Лиса-строитель», «Лев, Серна и Лиса», «Крестьянин и Лисица»).

  • О вороне («Ворона и лисица», «Воронёнок», «Ворона и Курица»).

IV. Физминутка для глаз «Дождик

V. Совместное открытие (применение) знаний.

VI. Сравнительный анализ басенПовторное чтение басен.

  1. Словарная работа

Гнусна-

Ангельский-

Зоб-

Плутовка-

Лесть – угодливое восхваление

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

Царь птица – лучшая из всех птиц

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

Все не впрок – не на пользу

  1. Работа в группах.


4. Анализ басен.

Работа с пословицами.

  • - Найдите в книгах пословицы, в которых упоминается ворона. Объясните их смысл.

- Кому из героев вы отдаете предпочтение? Обоснуйте свой ответ.

5. Работа с учебником.

- Как вы думаете, каково отношение Крылова к героям?

VI. Выразительное чтение басни. Чтение по ролям.

1. Чтение по ролям.

- Постарайтесь прочитать басню так, чтобы слушатели увидели большую неуклюжую ворону, а рядом с ней хитрую, умную, лживую плутовку лисицу.

2. Инсценирование басни с фигурками оригами.

VII. Физминутка от Вороны.


Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

VIII. Работа над моралью

-Как вы считаете, в чем заключается смысл басни? Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами). (« и в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

- Так кого же осуждает Крылов? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть).

- Какими хотел видеть своих читателей Крылов? Какие пороки людей осуждаются?

- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?

• Какой вывод можно сделать из этой истории? (Льстить очень плохо, лесть вредна, она портит человека).

• Что мы сейчас вывели? (мораль)

• Как еще можно сказать? (поучение, нравоучение) – синонимы.

- Прочитайте, как об этом говорит сам автор.

- Какие строки из басни стали крылатыми? (Употребляются как пословицы)

  • И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру...

  • Ворона каркнула во все воронье горло.

VIII. Работа с пословицами.

1.На языке медок, а в сердце ледок.

2.Верь своим очам, а не чужим речам.

3. У лести нет чести.

X. Рефлексия.

XII. Итог урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!