Тема: И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
Цели урока: создать условия для полноценного восприятия произведений Эзопа и И.А. Крылова, продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; содействовать расширению представлений и знаний учащихся о творчестве баснописцев Эзопа и И.А. Крылова; умение выразительно читать произведения и их анализировать, обогащать и активизировать словарный запас, развивать интерес к творчеству И.А. Крылова и других баснописцев.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивные: учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкций учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
познавательные: учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);
коммуникативные: формировать умение использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений, развивать индивидуальное творчество и умение работать в группе.
Воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся: положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивация (самоопределение) обучающихся к деятельности.
Речевая разминка
а) Проворонила ворона воронёнка.
- Произнесение скороговорки с разной силой голоса и интонацией (спроси, удивись, возмутись, поинтересуйся, сообщи новость другу, проговори быстро)
Учитель: Что интересного заметили в этой скороговорке?
Дети: - Это однокоренные слова.
б)(чистоговорка)
Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.
Со-со-со – лиса катит колесо.
Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
Су-су-су – в лесу видел я лису.
III. Постановка проблемы. Актуализация и пробное учебное действие.
1. Слушание песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона».
2. Слушание басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» в грамзаписи. (Портрет писателя)
Учитель: - знаете ли вы ещё басни, где главные герои Лисица и Ворона? (работа с оглавлением сборника басен).
О лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел», «Лисица и Сурок», «Волк и Лисица», «Лев и Лисица», «Лиса-строитель», «Лев, Серна и Лиса», «Крестьянин и Лисица»).
О вороне («Ворона и лисица», «Воронёнок», «Ворона и Курица»).
IV. Физминутка для глаз «Дождик
V. Совместное открытие (применение) знаний.
VI. Сравнительный анализ басенПовторное чтение басен.
Словарная работа
Гнусна-
Ангельский-
Зоб-
Плутовка-
Лесть – угодливое восхваление
Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.
Пленить- покорить чем – ибо, очаровать
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница
Царь птица – лучшая из всех птиц
Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.
Все не впрок – не на пользу
Работа в группах.
4. Анализ басен.
Работа с пословицами.
- Кому из героев вы отдаете предпочтение? Обоснуйте свой ответ.
5. Работа с учебником.
- Как вы думаете, каково отношение Крылова к героям?
VI. Выразительное чтение басни. Чтение по ролям.
1. Чтение по ролям.
- Постарайтесь прочитать басню так, чтобы слушатели увидели большую неуклюжую ворону, а рядом с ней хитрую, умную, лживую плутовку лисицу.
2. Инсценирование басни с фигурками оригами.
VII. Физминутка от Вороны.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
VIII. Работа над моралью
-Как вы считаете, в чем заключается смысл басни? Что того, кто любит лесть легко обмануть льстивыми словами). (« и в сердце льстец всегда отыщет уголок».)
- Так кого же осуждает Крылов? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть).
- Какими хотел видеть своих читателей Крылов? Какие пороки людей осуждаются?
- Согласитесь ли вы с утверждением, что для достижения цели «любые средства хороши»? Почему?
• Какой вывод можно сделать из этой истории? (Льстить очень плохо, лесть вредна, она портит человека).
• Что мы сейчас вывели? (мораль)
• Как еще можно сказать? (поучение, нравоучение) – синонимы.
- Прочитайте, как об этом говорит сам автор.
- Какие строки из басни стали крылатыми? (Употребляются как пословицы)
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Вороне где-то бог послал кусочек сыру...
Ворона каркнула во все воронье горло.
VIII. Работа с пословицами.
1.На языке медок, а в сердце ледок.
2.Верь своим очам, а не чужим речам.
3. У лести нет чести.
X. Рефлексия.
XII. Итог урока.