"Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…" Слайд-1
Цели и задачи урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
-передать красоту и музыкальность поэтической речи;
-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Вид урока: объяснение нового материала.
Ход урока
Слайд -2 Стадия вызова. - Как называется раздел, который мы изучаем? (Люблю природу русскую. Зима.) Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по этому времени года, поэтому нужно быть наблюдательными и внимательными. Будем учиться думать, рассуждать, отвечать на вопросы и задавать их.
I.Проверка домашнего задания.
- С какими произведениями из этого раздела мы уже знакомы? О чём каждое из них?
- Какое произведение читали дома? Кто его написал?
-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
Чтение вслух.
- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?
- Какой отметкой оцените их чтение?
- Почему так?
- Какие бы советы дали остальным ребятам?
1.Беседа.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. И в этом нам помогут произведения мастеров, каждый из которых по-своему увидел и описал зимнюю природу. И в то же время есть в этих произведениях что-то общее.
-Впечатляет красота и очарование зимней природы композиторов, художников.
-Послушайте, как П.Чайковский передал ее в своем музыкальном произведении «Времена года. Зима.
Слайд-3
2.Приём «Корзина идей»
Работа в группах.
Все предложения, которые вы сейчас будете выбирать связаны общей темой «Зима». Но когда вы выберите предложения, подумайте, как они будут между собой связаны.
Первая группа. В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в…………..шубы . На рябинку накинула………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем.
Вторая группа. снег мягкий падает
деревьев он сыплется хлопьями на ветви и кустов крупными
тихий в такой денек в лесу хорошо
Третья группа. Тишина в лесу стоит,
Молодой снежок блестит…
Хорошо плясать гурьбой
В день морозный голубой!
-Обсудите в группах, дайте получившиеся варианты ответов.
-Сбросим идеи в «корзину»(на доске.) (Группа поочередно называет одно из выписанных выражений, учитель фиксирует реплики.)
-О чем пойдет речь на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Будем читать художественное произведение о зимнем лесе).
-Да. Сегодня познакомимся со стихотворением о зимнем лесе Ф.И.Тютчева «Чародейкою-Зимою». Слайд-4
Стадия осмысления.
1.Беседа об авторе.
-Действительно красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.
-Выступление ученика:
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе.
Именно с такого раннего возраста он и начал писать стихи.
Мы будем знакомиться с многими стихами поэта. «Люблю грозу в начале мая….», «Весенние воды» - «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Зима недаром злится, Прошла ее пора …»
С одним из стихов Тютчева вы уже были знакомы, из раздела осень. «Есть в осени первоначальной…
Фёдора Ивановича Тютчева называют «певцом русской природы».
-Как вы понимаете это выражение?
VI.Физминутка.
2. Знакомство с произведением «Чародейкою Зимою».
- Сейчас вы услышите это стихотворение в исполнение артиста. Подумайте, как изобразил зиму Фёдор Иванович Тютчев. Может, вы услышите что-то необычное…
Слайд 5-аудиоклип.
-Захотелось попасть в этот лес? Почему? (Он таинственный и даже сказочный.)
-Кто его сделал таким? (Зима).
-Как называет ее автор? (Чародейка-волшебница).
-Что особенно вас впечатлило? (Как автор необычно описал зимний лес, подобрав красивые выражения, слова).
-Прочитайте это стихотворение еще раз. (Самостоятельное чтение.)
-Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку? Почему?
Цель нашего урока - выяснить с помощью каких слов Ф. И. Тютчеву удалось показать красоту русской зимы.
1) –Какова тема этого произведения? (Описывается зимний лес.)
-Как поэт называет зиму? Чародейка (волшебница, колдунья)
-Почему Чародейка Зима написана с большой буквы? (Она очеловечена, она оживает)
-Одно слово о зиме – чародейка и мы очутились в сказке. Взмахнула чародейка своей ледяной палочкой и лес стал сказочным.
-Что необычного и удивительного видит поэт в зимнем пейзаже? (Снежная, немая бахрома и под ней чудная жизнь)
Немой (беззвучный, тихий, безмолвный)
Неподвижный (замерший, оцепеневший, без движения, не способен говорить)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр.
Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.
-Значит, какой он человек? (наблюдательный)
Прочитаем вторую строфу.
Поэт по-особенному видит картину жизни зимнего леса, и, размышляя о её красоте и загадочности, как он говорит о лесе? (не мертвец и не живой)
-Почему он так сказал? Какое слово, рядом стоящее, помогает ответить на этот вопрос? (сном волшебным)
Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны и ждёт того времени, когда его разбудит солнце.
-Ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой».
-Как понять это выражение?
-О ком так говорят? (например: о пленнике)
-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
-А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
Прочитаем третью строфу.
-Как изменяется лес под лучами солнца? (он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой)
Осепительная краса (красивая, блестящая)
-Какие чувства вы передали бы, читая описание леса, освещённого солнцем?
(восхищение, любование)
Найдите непонятные слова.
Мещет – мечет - от слова метать.
-В чём загадка этих слов? (Может образ солнца становится как бы живым существом. Оно мечет стрелы, и лес должен трепетать, бояться, а всё происходит наоборот. Он блещет ослепительной красой).
- Знаете, что, ребята, меня поразило?
Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.
-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)
- Чему оно нас учит? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу....)
-Прочитаем еще раз это стихотворение, голосом и интонацией показав замысел автора.
Работа в группах. Слайд 6-8
Приготовьте читать выразительно. Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
Прослушивание 3-5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
III.Рефлексия.
Пришло время оценить свой труд.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
- А в целом, с каким настроением работали?
Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте Если вам было интересно и комфортно на уроке ,то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом. фиолетовым цветом.
Домашнее задание- выучить стихотворение наизусть.
¦ -короткая пауза
│ - пауза
║-длинная пауза
¦ -короткая пауза
│ - пауза
║-длинная пауза
¦ -короткая пауза
│ - пауза
║-длинная пауза
В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в…………..шубы . На рябинку накинула………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем.
снег мягкий падает
деревьев он сыплется хлопьями на ветви
тихий в такой денек в лесу хорошо
В день морозный голубой!
Молодой снежок блестит…
Хорошо плясать гурьбой
Тишина в лесу стоит,