СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения . Тема " Ф.И. Тютчев  Чародейкою зимою"

Просмотр содержимого документа
«Тютчев Чародейкою Зимою»

"Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…" Слайд-1

Цели и задачи урока.

I. Образовательные:

1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»

-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.

II. Развивающие:

1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;

3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

III. Воспитательные:

-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

-передать красоту и музыкальность поэтической речи;

-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Вид урока: объяснение нового материала.


Ход урока

Слайд -2 Стадия вызова. - Как называется раздел, который мы изучаем? (Люблю природу русскую. Зима.) Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по этому времени года, поэтому нужно быть наблюдательными и внимательными. Будем учиться думать, рассуждать, отвечать на вопросы и задавать их.
I.Проверка домашнего задания.

- С какими произведениями из этого раздела мы уже знакомы? О чём каждое из них?

- Какое произведение читали дома? Кто его написал?

-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

Чтение вслух.

- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?

- Какой отметкой оцените их чтение?

- Почему так?

- Какие бы советы дали остальным ребятам?



1.Беседа.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»?

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. И в этом нам помогут произведения мастеров, каждый из которых по-своему увидел и описал зимнюю природу. И в то же время есть в этих произведениях что-то общее.

-Впечатляет красота и очарование зимней природы композиторов, художников.

-Послушайте, как П.Чайковский передал ее в своем музыкальном произведении «Времена года. Зима.

Слайд-3

2.Приём «Корзина идей»

Работа в группах.

Все предложения, которые вы сейчас будете выбирать связаны общей темой «Зима». Но когда вы выберите предложения, подумайте, как они будут между собой связаны.

Первая группа. В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в…………..шубы . На рябинку накинула………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем.

Вторая группа. снег мягкий падает

деревьев он сыплется хлопьями на ветви и кустов крупными

тихий в такой денек в лесу хорошо

Третья группа. Тишина в лесу стоит,

Молодой снежок блестит…

Хорошо плясать гурьбой

В день морозный голубой!


-Обсудите в группах, дайте получившиеся варианты ответов.

-Сбросим идеи в «корзину»(на доске.) (Группа поочередно называет одно из выписанных выражений, учитель фиксирует реплики.)

-О чем пойдет речь на уроке? Кто сможет сформулировать тему? (Будем читать художественное произведение о зимнем лесе).

-Да. Сегодня познакомимся со стихотворением о зимнем лесе Ф.И.Тютчева «Чародейкою-Зимою». Слайд-4


Стадия осмысления.

1.Беседа об авторе.

-Действительно красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.

-Выступление ученика:

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе.

Именно с такого раннего возраста он и начал писать стихи.

Мы будем знакомиться с многими стихами поэта. «Люблю грозу в начале мая….», «Весенние воды» - «Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…», «Зима недаром злится, Прошла ее пора …»

С одним из стихов Тютчева вы уже были знакомы, из раздела осень. «Есть в осени первоначальной…

Фёдора Ивановича Тютчева называют «певцом русской природы».

-Как вы понимаете это выражение?


VI.Физминутка.

2. Знакомство с произведением «Чародейкою Зимою».

- Сейчас вы услышите это стихотворение в исполнение артиста. Подумайте, как изобразил зиму Фёдор Иванович Тютчев. Может, вы услышите что-то необычное…

Слайд 5-аудиоклип.

-Захотелось попасть в этот лес? Почему? (Он таинственный и даже сказочный.)

-Кто его сделал таким? (Зима).

-Как называет ее автор? (Чародейка-волшебница).

-Что особенно вас впечатлило? (Как автор необычно описал зимний лес, подобрав красивые выражения, слова).

-Прочитайте это стихотворение еще раз. (Самостоятельное чтение.)

-Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку? Почему?

Цель нашего урока - выяснить с помощью каких слов Ф. И. Тютчеву удалось показать красоту русской зимы.

1) –Какова тема этого произведения? (Описывается зимний лес.)

-Как поэт называет зиму? Чародейка (волшебница, колдунья)

-Почему Чародейка Зима написана с большой буквы? (Она очеловечена, она оживает)

-Одно слово о зиме – чародейка и мы очутились в сказке. Взмахнула чародейка своей ледяной палочкой и лес стал сказочным.

-Что необычного и удивительного видит поэт в зимнем пейзаже? (Снежная, немая бахрома и под ней чудная жизнь)

Немой (беззвучный, тихий, безмолвный)

Неподвижный (замерший, оцепеневший, без движения, не способен говорить)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр.

Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.

-Значит, какой он человек? (наблюдательный)


Прочитаем вторую строфу.

Поэт по-особенному видит картину жизни зимнего леса, и, размышляя о её красоте и загадочности, как он говорит о лесе? (не мертвец и не живой)

-Почему он так сказал? Какое слово, рядом стоящее, помогает ответить на этот вопрос? (сном волшебным)

Лес безмолвен, неподвижен, он спит до весны и ждёт того времени, когда его разбудит солнце.

-Ещё одно необычное выражение «окован лёгкой цепью пуховой».

-Как понять это выражение?

-О ком так говорят? (например: о пленнике)

-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).


-А плен это хорошо или плохо? (например: плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).

-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес? (например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).


Прочитаем третью строфу.

-Как изменяется лес под лучами солнца? (он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой)

Осепительная краса (красивая, блестящая)

-Какие чувства вы передали бы, читая описание леса, освещённого солнцем?

(восхищение, любование)

Найдите непонятные слова.

Мещет – мечет - от слова метать.

-В чём загадка этих слов? (Может образ солнца становится как бы живым существом. Оно мечет стрелы, и лес должен трепетать, бояться, а всё происходит наоборот. Он блещет ослепительной красой).

- Знаете, что, ребята, меня поразило?

Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.

-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)

- Чему оно нас учит? (Учит любить природу, наблюдать и наслаждаться ее красотой, бережному отношению к лесу....)

-Прочитаем еще раз это стихотворение, голосом и интонацией показав замысел автора.

Работа в группах. Слайд 6-8

Приготовьте читать выразительно. Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

Прослушивание 3-5 учащихся.

Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.



III.Рефлексия.

Пришло время оценить свой труд.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за …

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…



- А в целом, с каким настроением работали?

Если вам было интересно и комфортно на уроке, то закрасьте Если вам было интересно и комфортно на уроке ,то закрасьте свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, свои снежинки голубым цветом, а если вам было скучно, однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки однообразно и не уютно, то закрасьте свои снежинки фиолетовым цветом. фиолетовым цветом.





Домашнее задание- выучить стихотворение наизусть.



¦ -короткая пауза


- пауза


║-длинная пауза

¦ -короткая пауза


- пауза


║-длинная пауза



¦ -короткая пауза


- пауза


║-длинная пауза


В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в…………..шубы . На рябинку накинула………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем.




снег мягкий падает

деревьев он сыплется хлопьями на ветви

тихий в такой денек в лесу хорошо




В день морозный голубой!

Молодой снежок блестит…

Хорошо плясать гурьбой

Тишина в лесу стоит,


Просмотр содержимого презентации
«Чародейкою зимою»

Урок литературного чтения 2-й класс ТЕМА: Тютчев Федор Иванович «Чародейкою Зимою»

Урок литературного чтения 2-й класс

ТЕМА: Тютчев Федор Иванович

«Чародейкою Зимою»

Люблю природу  русскую. Зима .

Люблю природу

русскую. Зима .

В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в …………..шубы. На рябинку накинула ………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем.

В лес пришла………..зима. Сосны и ели она нарядила в …………..шубы. На рябинку накинула ………. покрывало. Веточки берёз украшены …….. инеем.

снег мягкий падает  деревьев он сыплется хлопьями на ветви  тихий в такой денек в лесу хорошо    Падает мягкий снег.  Он сыплется хлопьями на ветви деревьев .  Хорошо в такой тихий денек в лесу !

снег мягкий падает деревьев он сыплется хлопьями на ветви тихий в такой денек в лесу хорошо

Падает мягкий снег. Он сыплется хлопьями на ветви деревьев . Хорошо в такой тихий денек в лесу !

В день морозный голубой! Молодой снежок блестит…  Хорошо плясать гурьбой Тишина в лесу стоит, Тишина в лесу стоит,  Молодой снежок блестит…  Хорошо плясать гурьбой  В день морозный голубой!

В день морозный голубой!

Молодой снежок блестит…

Хорошо плясать гурьбой

Тишина в лесу стоит,

Тишина в лесу стоит,

Молодой снежок блестит…

Хорошо плясать гурьбой

В день морозный голубой!

Ф.И.Тютчев

Ф.И.Тютчев

Первая группа Чародейкою Зимою │  Околдован, ¦ лес стоит — ║  И ¦ под снежной бахромою, │ Неподвижною, │ немою, │  Чудной жизнью он блестит. ║

Первая группа

Чародейкою Зимою │ Околдован, ¦ лес стоит — ║ И ¦ под снежной бахромою, │ Неподвижною, │ немою, │ Чудной жизнью он блестит. ║

Вторая группа    И стоит он, │ околдован, — ║  Не мертвец ¦ и не живой — ║  Сном волшебным очарован, ║ Весь опутан, │ весь окован │  Легкой цепью пуховой... ║

Вторая группа

И стоит он, │ околдован, — ║ Не мертвец ¦ и не живой — ║ Сном волшебным очарован, ║

Весь опутан, │ весь окован │ Легкой цепью пуховой... ║

Третья группа   Солнце зимнее ли мещет │  На него свой луч косой — ║  В нем ¦ ничто не затрепещет, ║  Он весь вспыхнет ¦ и заблещет ║  Ослепительной красой.  ║

Третья группа

Солнце зимнее ли мещет │ На него свой луч косой — ║ В нем ¦ ничто не затрепещет, ║ Он весь вспыхнет ¦ и заблещет ║ Ослепительной красой.

Выберите и продолжите любое предложение.   На сегодняшнем уроке я узнал…  На этом уроке я похвалил бы себя за …  После урока мне захотелось…  Сегодня я сумел…

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за …

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!