СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по литературе «Литература как культурный символ России»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по литературе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературе «Литература как культурный символ России»»

ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска







Разработка урока по литературе

«Литература как культурный символ России»

(рекомендовано для 10 класса)









Выполнил

учитель русского языка и литературы

Сивцева Галина Григорьевна












2017 год




Цели урока: формирование практических навыков в предметных областях «литература», «искусство», «культура»

Образовательные задачи: расширить представление о предмете, углубить знания о деятельности писателей; расширить кругозор обучающихся.

Развивающие: развить умение понимать культурологический аспект литературы; развить аналитические способности обучающихся, их способность к переключению внимания, формировать потребность в чтении книг.

Воспитательные: формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи; воспитывать уважительное отношение к великой русской литературе, глубокое осознание русской культуры.

Формирование УДД:

Личностные УДД: сравнение собственного «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

Регулятивные УДД: определение причинно-следственной последовательности этапов развития русской литературы, построение вектора развития русской литературы и его логическое обоснование.

КоммуникативныеУДД: умение воссоздать картину исторических и культурных событий, формулирование собственных высказываний с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.

Познавательные УДД: умение находить сходство и различие между образами, созданными в произведениях искусства, обобщать полученную информацию, развитие творческого отношения к процессу обучения, сравнивать различные виды искусства, определять их специфику.



Оборудование: мультимедийные средства, портреты Л.Н,Толстого, Ф.М, Достоевского, А.С,Пушкина, А.П,Чехова, П.И,Чайковского, видеоряд: балалайка, самовар, спутник, берёзки, медведь, матрёшка, голубь мира; государственные символы России; иллюстрации картин Марка Шагала, Василия Кандинского, танцовщиков балета, аудиозапись Четвёртого концерта П.И.Чайковского, фотографии рок-музыкантов.


Эпиграф:

Гёте и Ницше переживаются в России;

они – наши. Потому что мы, русские, единственные из европейцев, кто ищет, страдает, мучается; на Западе благополучно здоровеют.

Андрей Белый



Ход урока

I.Звучит Четвёртый концерт П.И.Чайковского( тема «Во поле берёзонька стояла») на фоне видеоряда берёзовой рощи.

Актуализация темы

Цель этапа: познакомить с темой урока

-С чем у вас ассоциируются берёзы?

(С Родиной, Россией)

-Можно ли сказать, что берёза- символ России?

-А какие ещё символы России вы можете назвать?

(Появляется видеоряд: балалайка, самовар, матрёшка, спутник)

-С каким животным иностранцы сравнивают Россию?

(С медведем)

-Всё выше перечисленное - это устоявшиеся символы. Обратимся к государственным символам Российского государства: герб и флаг России. Что они символизируют?

( Показ герба и флага Российской Федерации)

-Какие культурные символы нашей Родины вам известны?

(Видеоряд: русский балет, музыка Чайковского (портрет П.И. Чайковского), картины русских авангардистов – то, что известно во всём мире).

II.Обращение к эпиграфу урока.

Постановка цели и учебной задачи

Цель этапа: определение цели и учебной задачи, мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению учебных действий.

-Как вы понимаете слова Андрея Белого?

-Сформулируйте цели урока, исходя из сегодняшней темы урока «Литература как культурный символ России».

Ш.Осмысление цели и задачи урока

Цель этапа: с помощью различных цитат о книге и литературе выявить её основную функцию.

Выявление функции книги

Учитель:

-В наши дни книга перестала быть единственным, а может быть, и главным источником знаний. Функция хранения и передачи информации всё больше переходит к электронным носителям.

Книга престала быть развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания иллюзорных виртуальных миров.

–Что ищет человек в книге?

(Один ищет в книге развлечения, другой – поучения, третий правдоподобия, четвёртый – набор символов-ребусов, для пятого книга – наркотик, грёза о «красивой жизни».

-Каждый находит то, что ищет. И никогда найденное полностью не удовлетворяет читателя, потому что литература о другом говорит. О чём?

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она, когда встретится с теплом души читателя, и вновь начнут дышать, страдать, любить хранимые книгой образы.)

Работа в парах. (В скобках указаны предполагаемые ответы)

-Объясните смысл предложенных цитат:

1. «Два читателя перед одним и тем же произведением – всё равно что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота» (В.Асмус)

(То, что вычитывает из книги каждый, - безошибочный критерий нашего человеческого развития.)

2.Жан Кокто: «Читать самого себя – вот чего хочет читатель…Мы все – больные и умеем читать только те книги, которые рассказывают нам о наших болезнях».

( Образно говоря, в картине человеку интересен не холст, а стекло, в котором он видит своё отражение. Вся литература для него:

Я и природа

Я и общество

Я и они

Я и государство

Это поиск своего «я» на фоне жизни.)

3.Русская литература потому и стала великой, что для неё не было «ни эллина, ни иудея», что она в Гамлете и Дон Кихоте видела не тайну английской души или испанской, а видела «ДУШУ ЖИВУ», человеческую. (Достоевский Ф.М.)

(Человек переживает себя как другого, и тогда ему открываются милосердие, самопожертвование, ценность чужой человеческой жизни. Литература решает вопросы, важные для человека: «Что заставляет человека поступить так, а не иначе, что определяет выбор человека?»)

4.Д.С. Лихачёв: «Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем, по Пушкину, «самостоянье человека», осознаём себя звеном в цепи поколений».

(Выбор человеком своего пути, его дорога к героическому поступку и причины отступления от благородства человеческой натуры составляют круг размышлений литературы: нравственные истоки подвига и позора, исторические деяния и обывательского существования. Литература - это приобщение человека к миру, разрешение проблемы одиночества, к которому неизбежно приводит равнодушие.)


5. «В начале было «Слово» - сказано в «Писании».

(Для нас с вами слово, сказанное художником, автором. – вечный и единственный неоспоримый аргумент. И если слово произнесено, то надо знать, для чего оно произнесено. Все произведения литературы задают три основных вопроса:

1)-Что сказал писатель всем людям?

2)-Что сказал он мне?

3)-Как я отношусь к сказанному?)


6.Ф.М.Достоевский: «За литературой нашей именно та заслуга, что она, почти вся целиком, в лучших традициях своих…преклонялась перед правдой народной, признала идеалы народные за действительно прекрасные».

(Русская классика поразила мир обилием масштабных фигур и художественных открытий.

Отечественная культура – воплощение патриотического и гуманистического единства.)


7.В.Г. Белинский: «Литература служит у нас точкою соединения людей, во всех других отношениях внутренно разъединённых».

(Долгое время литература была тем мостиком, который соединял людей разных социальных групп, другого вероисповедания, национальности, великая русская литература делала из разрозненных людей русский народ)

8.«Задача литературы – облагородить человека» (А.М.Горький)

(Искусство, как и природа, способствует пробуждению высоких начал в человеке и помогает ему удержаться на уровне благородства. Искусство и природа как источники красоты, гармонии, далеко не всегда преодолевают трагедии в жизни, но придают ей смысл и свет.)


9 «Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…»(А.А.Григорьев)

(Создатель русского литературного языка и художественной русской литературы А.С.Пушкин сформировал современного читателя, его отношение к литературе, воспитал культурную личность)

V.Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы

Цель этапа: повторяя этапы развития русской литературы, выявить, когда русская литература стала культурным символом страны.

Этапы развития русской литературы:

Фольклор;

древнерусская литература;

новая единая русская литература европейского склада и дворянско- имперского содержания, литература XVIII века;

романтическая литература 20-ых-30-ых годов XIX века;

А.С.Пушкин;

литература второй половины XIX века;

литература Серебряного века;

советская литература;

современная литература

Проблемный вопрос:

-Какой этап развития нашей литературы кажется вам наиболее важным, значительным?

-Когда русская литература стала культурным символом России?

-Почему именно литература второй половины XIX века приобрела мировое значение?

1)(В этот период русская литература становится одной из европейских литератур, мировых литератур, и изучение русской литературы есть одновременно вхождение в мировой литературный процесс.

Русская литература – великая литература, но ход её развития и расцвет были особыми, во многом не совпадающими с общеевропейскими.

2) В этот период рождалась великая русская интеллигенция, существенно изменился и развился русский литературный язык.

3)Литература – это не только писатели и книги. Сюда входят журналы, газеты, издательства, литературные общества, кружки, клубы и фонды, переводы с иностранного и даже государственная цензура. Именно тогда всё выше перечисленное процветало.

4)В России второй половины 19 века возник многочисленный просвещённый, интересующийся художественной литературой российский читатель.)

-Назовите русских писателей, известных всему миру.

-Почему ими стали Л.Н Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов?

VI. Индивидуальная работа над осмыслением темы урока

Цель этапа:
С помощью индивидуального сообщения докладчика показать значимость русской культуры во всём мире.

Индивидуальное задание.

Рассказ о ежегодном чеховском фестивале театрального искусства

Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова учреждён Международной конфедерацией театральных союзов. Первый фестиваль состоялся осенью 1992 года. «Фестиваль - затея не праздная. Это свидетельство нашей решимости существовать в открытом, не знающем границ пространстве культуры». Так определил назначение фестиваля его первый президент К.Ю. Лавров.

За свою почти двадцатипятилетнюю историю Чеховский фестиваль переживал разные времена, претерпевал изменения, но неумолимо и последовательно шел к поставленной цели – стать желанным и радостным событием для всех, кому дорог театр.

Если основу программы первых фестивалей составляли спектакли выдающихся режиссеров, имена которых были знакомы нашему зрителю, - Питера Брука, Джорджо Стрелера, Петера Штайна, Отомара Крейчи, то уже в программе Третьего фестиваля появились спектакли тех, кто был известен за рубежом, но не знаком в России - Ариан Мнушкин, Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа, Тадаси Судзуки, Петр Лебл, Ежи Яроцкий, Оливье Пи и др. Расширялись жанровые границы фестиваля: в его программе появились хореографические и оперные спектакли, конный театр «Зингаро». Начиная со Второго фестиваля, неизменным участником программы чеховских фестивалей стали спектакли в постановке Деклана Доннеллана.

Организаторы фестиваля старались как можно полнее представить лучшие спектакли театров России, стран СНГ и Прибалтики.

В 2001 году, когда Четвертый Чеховский фестиваль слился с Международной театральной Олимпиадой, к обычной зарубежной и российской программам прибавились «Экспериментальная программа», программы, представленные Валерием Фокиным и Анатолием Васильевым, а также огромная программа «Площадные театры мира», художественным руководителем которой был В. Полунин, которая сама включала несколько проектов. Само решение Международного комитета театральных Олимпиад провести Олимпиаду в Москве означало признание Москвы одним из центров фестивального движения.

География Пятого и Шестого чеховских фестивалей расширилась на Восток и Латиноамериканский континент. В рамках фестивалей прошли три «Японских сезона в России» и «Бразильский сезон».

В рамках чеховского фестиваля проходили творческие встречи и дискуссии, круглые столы, сценические читки пьес, а также лаборатории для молодых режиссеров.

Седьмой Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова (2007 г.) отличался широким представительством спектаклей из Канады. В «Сезоне канадского театра» приняли участие спектакли выдающегося мастера современного театра Робера Лепажа и хореографа Мари Шуинар, «Дождь» в постановке Даниэля Финци Паска и цирка Элуаз.

Особенностью Восьмого фестиваля, который состоялся в 2009 году, было то, что его Почётным гостем стала Франция и в его программе были представлены театрально - цирковые постановки наиболее интересных зарубежных трупп, в том числе из Франции, в жанре Nouveau Сirque. Впервые Москва увидела драматический спектакль хореографа Матса Эка, японский театр «Бунраку», современную оперу "Навигатор" из Австралии, кукольный спектакль "Шинель" по Н. В. Гоголю чилийского "Театро Милагрос" и спектакль из Таджикистана «Рустам и Сухраб».

В "Московской программе" были представлены новые постановки Ю. Любимова, П. Фоменко, А.Бородина, А. Шапиро, К. Гинкаса, А. Тителя, Д. Крымова, К. Серебренникова, А. Ратманского.

Девятый Международный фестиваль им. А.П. Чехова был посвящен 150-летию Антона Павловича. В его программе были спектакли «по Чехову, о Чехове, Чехову». Из них пятнадцать - совместные постановки чеховского фестиваля с российскими и зарубежными режиссерами и театрами. В программу вошли также спектакли московских театров, поставленные к юбилею писателя М. Захаровым, С. Женовачом, А.Кончаловским, Ю. Бутусовым, М. Левитиным, Ю. Погребничко.

Девиз выдающегося итальянского режиссера Джорджо Стрелера «Театр для людей» для чеховского фестиваля по-прежнему остается неизменным и актуальным. Наша цель – постоянно расширять зрительскую аудиторию, сделать так, чтобы театр был любим всеми и стал потребностью людей разных слоев общества и в первую очередь нашей интеллигенции, которую во все времена отличала тяга к театру. Мы стремимся формировать программу фестивалей так, чтобы она была и общедоступной и в какой-то части элитарной. И, конечно, очень важно, чтобы люди театра могли найти то, что им необходимо как профессионалам, чтобы они ощущали себя в контексте мирового театрального процесса.

VII.Включение в систему знаний дискуссионный вопрос

Цель этапа: выявить отношение современной молодёжи к русской культуре и литературе.

Дискуссионный вопрос:

-Является ли для современного русского человека литература культурным символом России?

( В качестве дискуссионных приводятся высказывания критика Платона Беседина о современном литературном процессе. «Литературная газета», апрель 2017 г.)

- Литературный процесс заменён корпоративным бизнесом, заточенным на премии «для своих».

- Масскульт восторжествовал окончательно. Творчество изуродовано мамоной.

-Мы сейчас говорим не о противостоянии массовости и элитарности, а о сохранении здравого смысла, вкуса, мышления как такового. Без этого ни жить, ни выжить нельзя.

- Когда подменяется культурная основа, культурная самоидентификация, тогда рушится всё – от личности до государства.

- Теряется сама профессия, сама идентификация человека, а вместе с тем и понятие труда, личности. Остаётся лишь успехометр: не соответствуешь критерию по шкале – на выход.

-Награждение Боба Дилана Нобелевской премией по литературе – это желание сделать премию ближе к «народу», пополнить число её лауреатов культовой медийной фигурой. Литература всё больше размывается и превращается в ещё одно подразделение медиа.

-Первое место по хитам продаж в книжных магазинах занял сборник стихотворений лидера рок-группы Rammstein Тиля Линдеманна «В тихой ночи» с весьма посредственным переводом на русский язык. Ощущение такое, что писал их глуповатый школяр, тексты беспомощны в своей зияющей пустоте и воинствующей примитивности.

-По клавишам литературы бьют какие-то лены ленины – это мрак, занавес и капитуляция здравого смысла в принципе. Но продаются они намного лучше, чем реально качественная современная литература.

-Человек идёт и покупает Ксению Бородину, а не Юрия Бондарева. Имя великого Олега Чухонцева массовой публике неизвестно.

Вопрос:

-Как вам кажется, почему так происходит?

(Институт литературной критики в России полностью уничтожен, а те, кто пишет о книгах, часто бездарны.

Особенно важно, когда литературной критикой всерьёз и надолго занимаются молодые люди, выбирающие данный тернистый путь вопреки матрице прославления и декларации всеобщего успеха. Эти люди – истинные подвижники от литературы.

Подвижников нам сегодня до кислородного голодания не хватает.)

Рефлексия учебной деятельности

Цель: с помощью подведения итогов урока провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, предъявленных обучающимся; оценить собственную деятельность, обсудить трудности в выполнении домашнего задания.

Подведение итогов:

-Массовая культура прививает человеку определённые жизненные ценности, если он не способен выработать собственные, а русская литература помогает человеку сориентироваться в жизни и выработать правильную жизненную установку.

В жизни культуры новое не отменяет старого. Книга – источник знаний и развлечений лишь во вторую очередь. А в первую – инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

VIII.Вариативное домашнее задание:

1) Письменный ответ на вопрос: «Кого из писателей и поэтов XX века вы видите в качестве культурного символа России?»

2)Сочинение-эссе: «Зачем человеку XXI века нужна великая русская литература?»



Скачать

© 2023, 162 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!