СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка экоурока по литературе "Путь длиною в век"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка экологического урока

«Баргузинский заповедник - путь длиною в век»

Предмет: русская литература и экология

Класс: 8

Учитель: Бадмаева Елена Доржиевна, учитель русского и литературы

Цели: познакомить учащихся с возникновением и историей Баргузинского заповедника; способствовать формированию экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе, к историческому наследию родного края.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология: проблемно-диалоговая

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему 2017 год посвящен  Году экологии, Году особо охраняемых природных территорий?

Ученики: ответы

  • Эпиграфом урока станет следующее изречение «Все мы в гостях у природы». В конце урока вернемся к нему и попробуем поразмыслить над ним вместе.

2. «Викторинка для разминки»

Учитель: да, вы правы, 2017 год объявлен Годом экологии, поскольку именно 100 лет назад в 1917 году был создан первый в России заповедник Баргузинский. А 11 января – это особый день – официальный день рождения заповедной системы России.

Сегодня наш урок будет в форме краткого экскурса в историю Баргузинского заповедника. А помогут нам в этом наши экскурсоводы (ребята с сообщениями, мультимедийной презентацией).

Но прежде чем приступить к виртуальной экскурсии, давайте попытаемся ответить на вопросы викторины «Из истории заповедной системы России», подготовленной нашими «историками» (3 учащихся):

Итак, слово предоставляем ведущему викторины:

Ведущий:

  • Что такое ООПТ? (особо охраняемые природные территории, Это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают различные природные и историко-культурные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую и рекреационную ценность).
  • Есть ли ООПТ на территории нашего района? (Государственный природный заповедник «Джергинский»)
  • К какому периоду истории Руси относятся первые сведения об охране отдельных территорий государством? (конец XI – начало XII века – времена правления на Киевской Руси великого князя Мономаха)
  • Кому принадлежит это высказывание: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину» (русский писатель М.М.Пришвин)
  • Назовите дату становления заповедной системы России? (11 января 2017 года)
  • Назовите время создания первого государственного заповедника «Баргузинский»? (май 2016 года)
  • Кто был первым директором Баргузинского заповедника? (Константин Алексеевич Забелин, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)
  • Что такое заповедник? (по толковому словарю С.И.Ожегова «Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности»)
  • Кто из русских правителей запретил вырубку деревьев около больших рек, ввел основы надзора рыболовства и охоты? (Петр I)
  • Почему первый государственный заповедник был создан в Бурятии? (с целью восстановления и сохранения популяции баргузинского соболя)
  • Территория заповедника? (включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га)
  • Что называют Подлеморьем? («Заповедное Подлеморье» - край на северо-восточном берегу Байкала - особо охраняемая природная территория, объединившая Забайкальский национальный парк, Фролихинский заказник и Баргузинский заповедник)
  • Кто из бурятских писателей и в каком произведении прославил этот уникальный край? (писатель Михаил Жигжитов в исторической трилогии «Подлеморье»)
  • Какое произведение на бурятском языке является переводом романа-трилогии «Подлеморье» и кто автор? («Далай шадарай дайда», Владимир Намсараев)
  • Кем установлены границы будущего Баргузинского заповедника? (членами научной экспедиции по изучению баргузинского соболя под руководством Георгия Георгиевича Доппельмаира)
  • Назовите имя человека, с чьим именем навсегда связана история создания Баргузинского заповедника? (Зенон Францевич Сватош, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)
  • Когда и за что заповедник получил статус биосферного? (1986 год, не только за вклад в сохранение баргузинского соболя, но и за сохранение всего природного комплекса).

3. Мультимедийная презентация «Баргузинский заповедник – 100 лет»

Учитель: Спасибо нашим историкам за интересные вопросы. Давайте, подытоживая наши новые знания и факты по истории Баргузинского заповедника, перейдем к просмотру презентации и дадим слово для комментария нашим «операторам» (4 учащихся, подготовивших презентацию).

 

4. Кроссенс (подготовлен группой учащихся)

Учитель: А теперь перейдем к работе по кроссенсу (кроссенс «пересечение смыслов» - интерактивная технология, основанная на методе критического мышления. В кроссенсе 9 изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько или весь кроссенс. Эти связи могут быть глубинными (изображены символами) или поверхностными (картины). Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку с помощью взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать. Центральная картина – номер 5). На выполнение данной работы отводится 10 мин.

 

5. Вопросы для размышления (закрепление материала)

Учитель:

  • Почему возникла необходимость защиты национального богатства: прекрасных уголков природы, редких видов животных и растений, уникальных природных комплексов?
  • Что, по-вашему, мнению, вызывает экологическую угрозу?
  • Какие реальные меры охраны окружающей среды мы можем предпринять?
  • Как вы понимаете выражение «экологическое мировоззрение»?
  • Что является главной закономерностью природно-территориальных комплексов и экосистем?
  • Кто или что становится причиной экологического неблагополучия региона?

6. Творческая работа

Учитель: Выберите их предложенных тем одну и напишите небольшое рассуждение: «Как я могу решить экологические проблемы?», «Мы учимся у природы», «Что такое чувство сопричастности к миру природы?», «Кто, если не мы?» или составьте синквейн по теме «Экология» (1 строка- существительное, 2 строка- 2 прилагательных,3 строка- 3 глагола, 4 строка- предложение, 5 строка – слово, словосочетание или синоним исходного слова) - 10 мин.

7. Вывод по уроку

  • Итак, ребята, что вы можете сказать по нашему уроку? Что нового вы узнали, увидели, услышали? Какие чувства вы испытали на этом уроке? Что, по-вашему, стало самым интересным, запоминающимся моментом на этом уроке?
  • А теперь вернемся к нашему эпиграфу. Ваше мнение, рассуждение по этому выражению (ответы учащихся)
  • Сформулируйте, пожалуйста, краткий вывод по нашему уроку (ответы учащихся)

Учитель: Всем спасибо за работу на этом уроке и помните всегда это мудрое изречение, ставшее эпиграфом нашего урока «Все мы в гостях у природы».

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка экоурока по литературе "Путь длиною в век"»

Разработка экологического урока

«Баргузинский заповедник - путь длиною в век»


Предмет: русская литература и экология

Класс: 8

Учитель: Бадмаева Елена Доржиевна, учитель русского и литературы

Цели: познакомить учащихся с возникновением и историей Баргузинского заповедника; способствовать формированию экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе, к историческому наследию родного края.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология: проблемно-диалоговая

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему 2017 год посвящен Году экологии, Году особо охраняемых природных территорий?

Ученики: ответы

Учитель: Эпиграфом урока станет следующее изречение «Все мы в гостях у природы». В конце урока вернемся к нему и попробуем поразмыслить над ним вместе.

2. «Викторинка для разминки»

Учитель: да, вы правы, 2017 год объявлен Годом экологии, поскольку именно 100 лет назад в 1917 году был создан первый в России заповедник Баргузинский. А 11 января – это особый день – официальный день рождения заповедной системы России.

Сегодня наш урок будет в форме краткого экскурса в историю Баргузинского заповедника. А помогут нам в этом наши экскурсоводы (ребята с сообщениями, мультимедийной презентацией).

Но прежде чем приступить к виртуальной экскурсии, давайте попытаемся ответить на вопросы викторины «Из истории заповедной системы России», подготовленной нашими «историками» (3 учащихся):

Итак, слово предоставляем ведущему викторины:

Ведущий:

  • Что такое ООПТ? (особо охраняемые природные территории, Это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают различные природные и историко-культурные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую и рекреационную ценность).

  • Есть ли ООПТ на территории нашего района? (Государственный природный заповедник «Джергинский»)

  • К какому периоду истории Руси относятся первые сведения об охране отдельных территорий государством? (конец XI – начало XII века – времена правления на Киевской Руси великого князя Мономаха)

  • Кому принадлежит это высказывание: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину» (русский писатель М.М.Пришвин)

  • Назовите дату становления заповедной системы России? (11 января 2017 года)

  • Назовите время создания первого государственного заповедника «Баргузинский»? (май 2016 года)

  • Кто был первым директором Баргузинского заповедника? (Константин Алексеевич Забелин, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)

  • Что такое заповедник? (по толковому словарю С.И.Ожегова «Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности»)

  • Кто из русских правителей запретил вырубку деревьев около больших рек, ввел основы надзора рыболовства и охоты? (Петр I)

  • Почему первый государственный заповедник был создан в Бурятии? (с целью восстановления и сохранения популяции баргузинского соболя)

  • Территория заповедника? (включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га)

  • Что называют Подлеморьем? («Заповедное Подлеморье» - край на северо-восточном берегу Байкала - особо охраняемая природная территория, объединившая Забайкальский национальный парк, Фролихинский заказник и Баргузинский заповедник)

  • Кто из бурятских писателей и в каком произведении прославил этот уникальный край? (писатель Михаил Жигжитов в исторической трилогии «Подлеморье»)

  • Какое произведение на бурятском языке является переводом романа-трилогии «Подлеморье» и кто автор? («Далай шадарай дайда», Владимир Намсараев)

  • Кем установлены границы будущего Баргузинского заповедника? (членами научной экспедиции по изучению баргузинского соболя под руководством Георгия Георгиевича Доппельмаира)

  • Назовите имя человека, с чьим именем навсегда связана история создания Баргузинского заповедника? (Зенон Францевич Сватош, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)

  • Когда и за что заповедник получил статус биосферного? (1986 год, не только за вклад в сохранение баргузинского соболя, но и за сохранение всего природного комплекса).

3. Мультимедийная презентация «Баргузинский заповедник – 100 лет»

Учитель: Спасибо нашим историкам за интересные вопросы. Давайте, подытоживая наши новые знания и факты по истории Баргузинского заповедника, перейдем к просмотру презентации и дадим слово для комментария нашим «операторам» (4 учащихся, подготовивших презентацию).


4. Кроссенс (подготовлен группой учащихся)

Учитель: А теперь перейдем к работе по кроссенсу (кроссенс «пересечение смыслов» - интерактивная технология, основанная на методе критического мышления. В кроссенсе 9 изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько или весь кроссенс. Эти связи могут быть глубинными (изображены символами) или поверхностными (картины). Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку с помощью взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать. Центральная картина – номер 5). На выполнение данной работы отводится 10 мин.


5. Вопросы для размышления (закрепление материала)

Учитель:

  • Почему возникла необходимость защиты национального богатства: прекрасных уголков природы, редких видов животных и растений, уникальных природных комплексов?

  • Что, по-вашему, мнению, вызывает экологическую угрозу?

  • Какие реальные меры охраны окружающей среды мы можем предпринять?

  • Как вы понимаете выражение «экологическое мировоззрение»?

  • Что является главной закономерностью природно-территориальных комплексов и экосистем?

  • Кто или что становится причиной экологического неблагополучия региона?

6. Творческая работа

Учитель: Выберите их предложенных тем одну и напишите небольшое рассуждение: «Как я могу решить экологические проблемы?», «Мы учимся у природы», «Что такое чувство сопричастности к миру природы?», «Кто, если не мы?» или составьте синквейн по теме «Экология» (1 строка- существительное, 2 строка- 2 прилагательных,3 строка- 3 глагола, 4 строка- предложение, 5 строка – слово, словосочетание или синоним исходного слова) - 10 мин.

7. Вывод по уроку

Учитель: Итак, ребята, что вы можете сказать по нашему уроку? Что нового вы узнали, увидели, услышали? Какие чувства вы испытали на этом уроке? Что, по-вашему, стало самым интересным, запоминающимся моментом на этом уроке?

Учитель: А теперь вернемся к нашему эпиграфу. Ваше мнение, рассуждение по этому выражению (ответы учащихся)

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, краткий вывод по нашему уроку (ответы учащихся)

Учитель: Всем спасибо за работу на этом уроке и помните всегда это мудрое изречение, ставшее эпиграфом нашего урока «Все мы в гостях у природы».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!