Разработка экологического урока
«Баргузинский заповедник - путь длиною в век»
Предмет: русская литература и экология
Класс: 8
Учитель: Бадмаева Елена Доржиевна, учитель русского и литературы
Цели: познакомить учащихся с возникновением и историей Баргузинского заповедника; способствовать формированию экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе, к историческому наследию родного края.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: комбинированный
Технология: проблемно-диалоговая
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему 2017 год посвящен Году экологии, Году особо охраняемых природных территорий?
Ученики: ответы
- Эпиграфом урока станет следующее изречение «Все мы в гостях у природы». В конце урока вернемся к нему и попробуем поразмыслить над ним вместе.
2. «Викторинка для разминки»
Учитель: да, вы правы, 2017 год объявлен Годом экологии, поскольку именно 100 лет назад в 1917 году был создан первый в России заповедник Баргузинский. А 11 января – это особый день – официальный день рождения заповедной системы России.
Сегодня наш урок будет в форме краткого экскурса в историю Баргузинского заповедника. А помогут нам в этом наши экскурсоводы (ребята с сообщениями, мультимедийной презентацией).
Но прежде чем приступить к виртуальной экскурсии, давайте попытаемся ответить на вопросы викторины «Из истории заповедной системы России», подготовленной нашими «историками» (3 учащихся):
Итак, слово предоставляем ведущему викторины:
Ведущий:
- Что такое ООПТ? (особо охраняемые природные территории, Это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают различные природные и историко-культурные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую и рекреационную ценность).
- Есть ли ООПТ на территории нашего района? (Государственный природный заповедник «Джергинский»)
- К какому периоду истории Руси относятся первые сведения об охране отдельных территорий государством? (конец XI – начало XII века – времена правления на Киевской Руси великого князя Мономаха)
- Кому принадлежит это высказывание: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину» (русский писатель М.М.Пришвин)
- Назовите дату становления заповедной системы России? (11 января 2017 года)
- Назовите время создания первого государственного заповедника «Баргузинский»? (май 2016 года)
- Кто был первым директором Баргузинского заповедника? (Константин Алексеевич Забелин, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)
- Что такое заповедник? (по толковому словарю С.И.Ожегова «Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности»)
- Кто из русских правителей запретил вырубку деревьев около больших рек, ввел основы надзора рыболовства и охоты? (Петр I)
- Почему первый государственный заповедник был создан в Бурятии? (с целью восстановления и сохранения популяции баргузинского соболя)
- Территория заповедника? (включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га)
- Что называют Подлеморьем? («Заповедное Подлеморье» - край на северо-восточном берегу Байкала - особо охраняемая природная территория, объединившая Забайкальский национальный парк, Фролихинский заказник и Баргузинский заповедник)
- Кто из бурятских писателей и в каком произведении прославил этот уникальный край? (писатель Михаил Жигжитов в исторической трилогии «Подлеморье»)
- Какое произведение на бурятском языке является переводом романа-трилогии «Подлеморье» и кто автор? («Далай шадарай дайда», Владимир Намсараев)
- Кем установлены границы будущего Баргузинского заповедника? (членами научной экспедиции по изучению баргузинского соболя под руководством Георгия Георгиевича Доппельмаира)
- Назовите имя человека, с чьим именем навсегда связана история создания Баргузинского заповедника? (Зенон Францевич Сватош, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)
- Когда и за что заповедник получил статус биосферного? (1986 год, не только за вклад в сохранение баргузинского соболя, но и за сохранение всего природного комплекса).
3. Мультимедийная презентация «Баргузинский заповедник – 100 лет»
Учитель: Спасибо нашим историкам за интересные вопросы. Давайте, подытоживая наши новые знания и факты по истории Баргузинского заповедника, перейдем к просмотру презентации и дадим слово для комментария нашим «операторам» (4 учащихся, подготовивших презентацию).
4. Кроссенс (подготовлен группой учащихся)
Учитель: А теперь перейдем к работе по кроссенсу (кроссенс «пересечение смыслов» - интерактивная технология, основанная на методе критического мышления. В кроссенсе 9 изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько или весь кроссенс. Эти связи могут быть глубинными (изображены символами) или поверхностными (картины). Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку с помощью взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать. Центральная картина – номер 5). На выполнение данной работы отводится 10 мин.
5. Вопросы для размышления (закрепление материала)
Учитель:
- Почему возникла необходимость защиты национального богатства: прекрасных уголков природы, редких видов животных и растений, уникальных природных комплексов?
- Что, по-вашему, мнению, вызывает экологическую угрозу?
- Какие реальные меры охраны окружающей среды мы можем предпринять?
- Как вы понимаете выражение «экологическое мировоззрение»?
- Что является главной закономерностью природно-территориальных комплексов и экосистем?
- Кто или что становится причиной экологического неблагополучия региона?
6. Творческая работа
Учитель: Выберите их предложенных тем одну и напишите небольшое рассуждение: «Как я могу решить экологические проблемы?», «Мы учимся у природы», «Что такое чувство сопричастности к миру природы?», «Кто, если не мы?» или составьте синквейн по теме «Экология» (1 строка- существительное, 2 строка- 2 прилагательных,3 строка- 3 глагола, 4 строка- предложение, 5 строка – слово, словосочетание или синоним исходного слова) - 10 мин.
7. Вывод по уроку
- Итак, ребята, что вы можете сказать по нашему уроку? Что нового вы узнали, увидели, услышали? Какие чувства вы испытали на этом уроке? Что, по-вашему, стало самым интересным, запоминающимся моментом на этом уроке?
- А теперь вернемся к нашему эпиграфу. Ваше мнение, рассуждение по этому выражению (ответы учащихся)
- Сформулируйте, пожалуйста, краткий вывод по нашему уроку (ответы учащихся)
Учитель: Всем спасибо за работу на этом уроке и помните всегда это мудрое изречение, ставшее эпиграфом нашего урока «Все мы в гостях у природы».
Просмотр содержимого документа
«Разработка экоурока по литературе "Путь длиною в век"»
Разработка экологического урока
«Баргузинский заповедник - путь длиною в век»
Предмет: русская литература и экология
Класс: 8
Учитель: Бадмаева Елена Доржиевна, учитель русского и литературы
Цели: познакомить учащихся с возникновением и историей Баргузинского заповедника; способствовать формированию экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе, к историческому наследию родного края.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: комбинированный
Технология: проблемно-диалоговая
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему 2017 год посвящен Году экологии, Году особо охраняемых природных территорий?
Ученики: ответы
Учитель: Эпиграфом урока станет следующее изречение «Все мы в гостях у природы». В конце урока вернемся к нему и попробуем поразмыслить над ним вместе.
2. «Викторинка для разминки»
Учитель: да, вы правы, 2017 год объявлен Годом экологии, поскольку именно 100 лет назад в 1917 году был создан первый в России заповедник Баргузинский. А 11 января – это особый день – официальный день рождения заповедной системы России.
Сегодня наш урок будет в форме краткого экскурса в историю Баргузинского заповедника. А помогут нам в этом наши экскурсоводы (ребята с сообщениями, мультимедийной презентацией).
Но прежде чем приступить к виртуальной экскурсии, давайте попытаемся ответить на вопросы викторины «Из истории заповедной системы России», подготовленной нашими «историками» (3 учащихся):
Итак, слово предоставляем ведущему викторины:
Ведущий:
Что такое ООПТ? (особо охраняемые природные территории, Это природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают различные природные и историко-культурные комплексы, имеющие особую экологическую, историческую, эстетическую и рекреационную ценность).
Есть ли ООПТ на территории нашего района? (Государственный природный заповедник «Джергинский»)
К какому периоду истории Руси относятся первые сведения об охране отдельных территорий государством? (конец XI – начало XII века – времена правления на Киевской Руси великого князя Мономаха)
Кому принадлежит это высказывание: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину» (русский писатель М.М.Пришвин)
Назовите дату становления заповедной системы России? (11 января 2017 года)
Назовите время создания первого государственного заповедника «Баргузинский»? (май 2016 года)
Кто был первым директором Баргузинского заповедника? (Константин Алексеевич Забелин, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)
Что такое заповедник? (по толковому словарю С.И.Ожегова «Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности»)
Кто из русских правителей запретил вырубку деревьев около больших рек, ввел основы надзора рыболовства и охоты? (Петр I)
Почему первый государственный заповедник был создан в Бурятии? (с целью восстановления и сохранения популяции баргузинского соболя)
Территория заповедника? (включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га)
Что называют Подлеморьем? («Заповедное Подлеморье» - край на северо-восточном берегу Байкала - особо охраняемая природная территория, объединившая Забайкальский национальный парк, Фролихинский заказник и Баргузинский заповедник)
Кто из бурятских писателей и в каком произведении прославил этот уникальный край? (писатель Михаил Жигжитов в исторической трилогии «Подлеморье»)
Какое произведение на бурятском языке является переводом романа-трилогии «Подлеморье» и кто автор? («Далай шадарай дайда», Владимир Намсараев)
Кем установлены границы будущего Баргузинского заповедника? (членами научной экспедиции по изучению баргузинского соболя под руководством Георгия Георгиевича Доппельмаира)
Назовите имя человека, с чьим именем навсегда связана история создания Баргузинского заповедника? (Зенон Францевич Сватош, участник Байкальской экспедиции, один из основателей Баргузинского заповедника)
Когда и за что заповедник получил статус биосферного? (1986 год, не только за вклад в сохранение баргузинского соболя, но и за сохранение всего природного комплекса).
3. Мультимедийная презентация «Баргузинский заповедник – 100 лет»
Учитель: Спасибо нашим историкам за интересные вопросы. Давайте, подытоживая наши новые знания и факты по истории Баргузинского заповедника, перейдем к просмотру презентации и дадим слово для комментария нашим «операторам» (4 учащихся, подготовивших презентацию).
4. Кроссенс (подготовлен группой учащихся)
Учитель: А теперь перейдем к работе по кроссенсу (кроссенс «пересечение смыслов» - интерактивная технология, основанная на методе критического мышления. В кроссенсе 9 изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько или весь кроссенс. Эти связи могут быть глубинными (изображены символами) или поверхностными (картины). Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку с помощью взаимосвязи изображений. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать. Центральная картина – номер 5). На выполнение данной работы отводится 10 мин.
5. Вопросы для размышления (закрепление материала)
Учитель:
Почему возникла необходимость защиты национального богатства: прекрасных уголков природы, редких видов животных и растений, уникальных природных комплексов?
Что, по-вашему, мнению, вызывает экологическую угрозу?
Какие реальные меры охраны окружающей среды мы можем предпринять?
Как вы понимаете выражение «экологическое мировоззрение»?
Что является главной закономерностью природно-территориальных комплексов и экосистем?
Кто или что становится причиной экологического неблагополучия региона?
6. Творческая работа
Учитель: Выберите их предложенных тем одну и напишите небольшое рассуждение: «Как я могу решить экологические проблемы?», «Мы учимся у природы», «Что такое чувство сопричастности к миру природы?», «Кто, если не мы?» или составьте синквейн по теме «Экология» (1 строка- существительное, 2 строка- 2 прилагательных,3 строка- 3 глагола, 4 строка- предложение, 5 строка – слово, словосочетание или синоним исходного слова) - 10 мин.
7. Вывод по уроку
Учитель: Итак, ребята, что вы можете сказать по нашему уроку? Что нового вы узнали, увидели, услышали? Какие чувства вы испытали на этом уроке? Что, по-вашему, стало самым интересным, запоминающимся моментом на этом уроке?
Учитель: А теперь вернемся к нашему эпиграфу. Ваше мнение, рассуждение по этому выражению (ответы учащихся)
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, краткий вывод по нашему уроку (ответы учащихся)
Учитель: Всем спасибо за работу на этом уроке и помните всегда это мудрое изречение, ставшее эпиграфом нашего урока «Все мы в гостях у природы».