2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию. | Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации | - Ребята, прочитайте слова на доске и распределите их на две группы. Учащиеся разбивают слова на две группы, характеризующие черты характера человека. - совершенно верно, вы разбили слова на группы положительного и отрицательного по характеру человека, а как вы думаете, как может называться сегодня тема нашего урока? Уч-ся- характер человека в изображении. Уч-ль: правильно. На прошлом уроке вы работали с женским образом, как вы думаете, чей образ мы рассмотрим сегодня? Уч-ся: Мужской. Уч-ль: Правильно. | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, формулирование познавательной цели; логические – анализ, сравнение, обобщение, формулирование проблемы), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
3.Комплексное применение и систематизация знаний. Задача: повторить алгоритм рисования портрета, изображения частей лица; закрепить понимание алгоритма и предложить ситуацию в которой можно его применить. | Объяснение, пример, демонстрация | Уч-ль: Где чаще всего мы встречаем изображение образов с ярко-выраженным характером? Уч-ся: в книжках- сказках, мультфильмах, кино. Уч-ль: как называются картинки в книжках Уч-ся: иллюстрации Уч-ль: вспомните русских художников иллюстраторов, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Уч-ся: Васнецов, Билибин, Врубель. Уч-ль: сегодня мы также обратимся к работам этих художников, чтобы понять секрет передачи характера человека через художественные средства, готовы? - посмотрим внимательно на изображенные образы. (рассматриваем картины художников) Уч-ль: скажите какие черты характера у этих образов вы заметили на этих картинах? Уч-ся: мужественность, хвастовство, горделивость, грусть, печаль Уч-ль: а как вы смогли это понять? Уч-ся: по чертам лица, по позам героев, по цвету в рисунках. Уч-ль: молодцы, все правильно. Художники для передачи характера образа используют выразительные средства: линию и цвет. А еще, передовая настроение человека художник особое значение уделяет изображению мимики, посмотрите на таблицы с изображением мимики, как видите это очень выразительно, нам понятно какой образ смотрит на нас: грустный, хмурый, веселый, испуганный, недовольный и т.д. -давайте попробуем сегодня изобразить портрет–лицо сказочного мужского героя, передавая его характер и настроение, но для начала назовите, каких мужских персонажей вы знаете, можно положительных, можно отрицательных. Уч-ся: Буратино, Айболит, кощей бессмертный, Карабас-барабас, Незнайка, Знайка, Пьеро, Арлекина. - давайте посмотрим как изобразили эти образы художники профессионалы и дети, такие же, как вы (демонстрация работ). -Я думаю, настрой на практическую работу вы уже получили и вы уже знаете, что вам предстоит нарисовать сказочного героя, осталось только вспомнить последовательность рисования портрета. Смотрим на доску и по очереди проговариваем этапы (учитель может продемонстрировать пример рисования на доске или показать слайды презентации) 1.Рисуем овал в центре вертикально расположенного листа соразмерно формату бмаги 2.Проводим вертикальную линию 3.Вертикальную линию делим пополам на 2 равные части. 4.Каждую полученную часть делим пополам (верхнюю и нижнюю), должно получиться 4 одинаковые части: -линия глаз; -линия носа -линия рта находится на самой нижней линии. 5. На линии глаз намечаем место для глаз Далее прорисовываем все черты лица. На уровне глаз прорисовываем уши, их длина должна доходить до линии носа, над глазами - брови 6. Далее более детально прорисовываем все черты лица. -Глаза имеют форму, но у сказочных персонажей может быть немного иное изображение глаз. Нос и рот напоминает дугу и они также могут быть не реалистичными, сказочными. 7.Когда карандашный рисунок готов, необходимо сделать подчистку ластиком лишних линий. 8.Ну а теперь можно работать цветом. Цвет должен соответствовать настроению и характеру героя, может быть символичным, не привычным в реальной жизни. -Мы с вами рассмотрели технику рисования портрета сказочного героя и прежде чем приступим к выполнению работы немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Видео физминутка. -Молодцы, ребята, а теперь, давайте вспомним как поэтапно изображать портрета. (ребята отвечают) -Молодцы, вижу, вы запомнили последовательность, ну а сейчас закройте глаза, и представить какого персонажа вы будете изображать. Каким он будет? Какое у него настроение? В каком цвете вы его изобразите? | Проявляют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, моделирование,рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения), коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание) |
4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. Задача: контролировать процесс рисования, озвучивать общие ошибки и показать возможности исправления. | Объяснение, педагогическое требование, создание ситуации свободного выбора, творческое задание | -Представили? -Какой образ получился? -Сейчас я попрошу вас взять альбомный лист, расположить его вертикально и изобразить сказочного мужского героя. На доске для вас подсказки в виде схем рисования частей лица и примеры портретов. Портрет изображаем красками. -Есть вопросы? (если есть , отвечаем) -Можно приступить к работе. У кого возникли какие – либо затруднения поднимаем руку. (уч-ся работают самостоятельно) | Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные - умение структуировать знания, рефлексия,; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, умение строить речевое высказывание) |
5. Рефлексия учебной деятельности. Задача: Организовать самооценку деятельности, осознание изученного материла на практике. | Беседа | Уч-ль: -Наш урок подходит к концу, надеюсь, все успели завершить работу. Давайте попросим некоторых ребят показать нам свои портреты, а мы попробуем отгадать характер изображенного героя (по приглашению учителя ребенок выходит к доске и на ушко учителю говорит характер своего героя, а ребята в классе посмотрев на рисунок хлопают в ладоши если герой положительный или топают ногами, если герой отрицательный, если задуманное автором совпадает со зрительским восприятием, то оценка отлично). Ну а теперь подведем итог урока: -Что нового вы сегодня узнали? -Какой была наша цель? -Вы ее достигли? -Ребята, напишите на ваших рисунках характер вашего героя и оставьте его на парте, а на следующем уроке я объявлю оценки за ваши работы. -А сейчас убираем рабочие места. -До свидания. | На данном этапе обучающиеся анализируют результаты собственной деятельности и структурируют полученные знания. |