СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории России. Начало правления Петра Первого.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Споры вокруг  личности Петра I и его значения для судьбы России до сих пор не утихают споры.  Петр I — великий реформатор или великий тиран?  Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России. Начало правления Петра Первого.»

Урок. История России. 8 класс.

«Начало правления Петра I»

  1. ФИО: Аюпова Раиса Маратовна

  2. Место работы: МОУ «СОШ с. Новая Порубежка Пугачевского района Саратовской области»

  3. Должность: учитель истории

  4. Предмет: история

  5. Класс: 8

  6. Номер урока в теме: урок 3-ий в теме «Россия в эпоху преобразований Петра I».

  7. Базовый учебник: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/[Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. : ил., карт.

  8. Цели урока: сформировать представление о личности Петра I и начале его правления

  9. Задачи:

  1. Рассмотреть исторические условия вступления Петра I на престол

  2. Определить основные задачи, стоящие перед Россией в конце XVII – начале XVIIIвв.

  3. Формировать интерес к изучению истории своей страны, чувство осознания себя гражданином России.

  1. Тип урока: Комбинированный урок

  2. Формы работы учащихся: проблемный диалог, самостоятельная работа, работа в парах, практическая работа с учебником, картой, рабочей тетрадью.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, атлас.

  4. План:

  1. Постановка проблемы: Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем??

  2. Поиск решения проблемы:

  1. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья.

Примерный вывод по проблеме: в период двоецарствия действительным правителем России была царевна Софья - «Великая государыня Царевна и Великая Княжна». Попытка проведения реформ по западному образцу: развитие промышленности и торговля, открытие Славяно-греко-латинской академии, укрепление международных связей. Интриги бояр вокруг престола.

  1. Начало царствования Петра. Азовские походы.

Примерный вывод по проблеме: Интриги бояр вокруг престола. Начало самостоятельного правления Петра. Основные задачи, стоящие перед Россией в конце XVII – начале XVIIIвв. – выход к морям. Азовские походы и создание первого военного флота.

  1. Великое посольство 1697—1698 гг. Стрелецкий бунт.

Примерный вывод по проблеме: Великое посольство. Поиск союзников в борьбе с Турцией. Обучение европейским наукам и мастерству.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ универсальные учебные действия

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ универсальные учебные действия

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты:

  • учащиеся смогут рассказать о воспитании, образовании, характере Петра I. (1689—1694);

  • объяснять понятие двоецарствие; показывать на карте Азовские походы Петра I; называть не менее двух причин «Великого посольства»;

  • используя исторические источники, смогут дать характеристику личности Петра I; составлять схему «Цели и результаты Великого посольства»;

  • называть причины стрелецкого бунта; добывать необходимые знания в учебнике; смогут высказывать свое мнение хотя бы по двум из поставленных вопросов на уроке.

    • объяснять значения понятий: двоецарствие, гвардия, лавра, азовские походы, великое посольство, стрелецкий бунт.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Готовность к уроку.

  2. Актуализация знаний: На рубеже XVII—XVIII вв. в российском обществе назревала потребность во многих важнейших изменениях. Какие из них были начаты при Алексее Михайловиче? Как вы считаете, какие преобразования требовали продолжения?

О каких реформаторских проектах допетровского времени вы узнали? Какие проекты предлагались ими? Все ли были осуществлены? Что препятствовало их осуществлению?

  1. Мотивация учебной деятельности:

Слайд 2. Просмотр видеофрагмента к уроку. О ком пойдет речь сегодня на уроке? Что мы узнали о нем из видеофрагмента?


Слайд 3. Учитель объявляет тему урока: «Начало правления Петра I.»


  1. Постановка проблемы:

Слайд 4. Сегодня мы с вами постараемся найти ответ на вопрос. Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Какие цели мы поставим на сегодняшний урок, чтобы ответить на этот вопрос??

Рассмотреть исторические условия вступления Петра I на престол

Определить какие задачи, стоящие перед Россией, были им решены.

Итак, давайте познакомимся с планом урока:

1) Детство Петра

2) Двоецарствие. Царевна Софья

3) Начало царствования Петра

4)Азовские походы

5) Великое посольство

Личность Петра I до сих пор вызывает спор среди историков. Одни называют его великим реформатором, выведшим Россию на европейский уровень развития, другие обвиняют в геноциде своего народа. Сегодня на уроке мы рассмотрим условия, в которых прошло детство и юность Петра, при жизни получившего титул Великого.

Перед вами таблица с событиями. Ваша задача вписывать в нее даты по мере изучения нового материала.

5.Объяснение нового материала. Детство Петра. Двоевластие.

Пётр I родился в 1672 году. Он был сыном царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной. От первого брака с Марией Ильиничной Милославской у царя было 13 детей: трое среди них Фёдор, Софья и Иван, в разное время побывали на царском престоле.

Слайд 5. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году править стал его старший сын Фёдор. В годы его правления в 1682 году было отменено местничество.

Федор Алексеевич умер в 1682, не оставив после себя наследников.

Боярская Дума, в обход болезненного и слабоумного Ивана, провозгласила царём Петра. Но родственники Ивана по материнской линии Милославские и его старшая сестра царевна Софья, подбила стрелецкое войско на бунт, обвинив бояр в убийстве Ивана Алексеевича. В результате на трон возвели сразу 2 царей - Ивана и Петра. Наступил период двоецарствия. Фактическим правителем государства стала Софья, назначенная над ними опекуном (регентом).

Слайд 6. Отношения Софьи к матери Петра были сложными. И Пётр вместе со своей матерью Натальей Кирилловной переезжает жить из Кремля в подмосковное село Преображенское. Дворцовое образование мальчика закончилось. Здесь, в совместных играх с мальчишками - ровесниками Петр создает два потешных полка – Преображенский и Семёновский. Вместе с ними он постигает военную науку. Впоследствии это стали самые верные и преданные Петру полки.

В свободное время Петр посещает расположенную рядом немецкую слободу. Немцы помогают ему строить потешную крепость, голландцы Тиммерман и Брандт, шотландец Гордон, швейцарец Лефорт – учат военному делу.

Софья, старавшаяся отдалить брата от престола, не заметила, как играясь, Петр создавал вокруг себя окружение единомышленников, тех с кем он будет творить историю.

Каково ваше мнение о её деятельности на посту правительницы? Как началось самостоятельное правление Петра?

Слайд 7. В 1689 году Петр получил известие о готовящемся дворцовом перевороте в пользу Софьи, в ходе которого стрельцы якобы его хотели убить.

Определите: автора письма; адресата письма.

Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…

Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…

(На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом).

Найдите в учебнике информацию, подтверждающую ваши выводы.

Самостоятельное правление Петра I.

С этого момента Петр фактически приступает к самостоятельному правлению государством. После смерти Иванаv в 1696 году, Петр становится единоличным правителем России.

Слайд 8. Какие основные задачи, стояли перед Россией в конце XVII – начале XVIIIвв.? Найдите ответ в пункте 4 к 3 параграфу. Выход к незамерзающим морям. Каким? Какой выход был более осуществим? Из ранее изученного, сделайте вывод, чем был обусловлен выбор южного направления?

Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; были предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Эти военные компании стали первым шагом на пути решения одной из основных задач, стоящих перед Россией в то время, — получения выхода к морю.

Выбор южного направления в качестве первой цели обусловлен несколькими основными причинами:

  • война с Османской империей представлялась более лёгкой задачей, чем конфликт со Швецией, закрывающей выход к Балтийскому морю.

  • взятие Азова позволило бы обезопасить южные области страны от набегов крымских татар.

  • союзники России по антитурецкой коалиции (Речь Посполитая, Австрия и Венеция) потребовали от Петра I начать военные действия против Турции.

Какой опыт извлек Петр из азовских походов? Какие главные результаты этих походов?

Можно ли сказать, что Азовские походы позволили полностью решить задачу выхода к Черному морю? Нет. Что было нужно России для окончательной победы над Турцией? Союзники. Где их можно было найти?

В Европе.

Слайд 8. Именно с этой целью (поиск союзников для войны против Турции) в 1697—1698 годах в Западную Европу с дипломатической миссией России направилось Великое посольство.

Вместе с послами заграницу поехали 250 молодых дворян для обучения разным наукам и мастерству. Среди них, под именем Петра Михайлова, поехал и царь. Почему, на ваш взгляд, Петр поехал в Европу инкогнито?

В Голландии ему хотелось собственными глазами посмотреть на работу иностранных корабельщиков. Он даже добился разрешения работать на верфях в качестве плотника.

Затем Пётр отправился в Англию. Там он тоже учился корабельному делу и знакомился с достижениями в разных науках.

В Германии Пётр учился артиллерии и военному делу.

Но кроме учения Пётр пытался добиться своей цели: найти сторонников в борьбе с турками.

В конце апреля 1698 года он срочно отправляется в Австрию. Союз России, Польши, Австрии и Венеции против  турков  распался. В Австрии русский царь должен был не допустить подписание мирного договора. В эти годы Европа жила проблемой «Испанского наследства» и никто не обращал толком внимания на идеи и предложения молодого русского царя. Однако европейские страны отказались помогать Петру и заключили мир с турецким султаном.

Определите цель и выделите основные итоги великого посольства и заполните схему.

Из Вены, Великое посольство должно было отправиться в Венецию, но в день отъезда 15 июля 1698 года, пришло сообщение об очередном стрелецком бунте в пользу Софьи. Петр I  поспешил в Москву. После проведенного расследования, с мятежниками жестоко расправились, а Софью отправили в Новодевичий монастырь.



Рассмотрите иллюстрацию картины русского художника В. И. Сурикова

«Утро стрелецкой казни» — какие события здесь отражены?

Объясните, что заставило Петра 1 вернуться раньше намеченного срока?











2. Первичное закрепление материала.

  • В каком подмосковном селе прошло детство Петра?

  • Что такое двоецарствие?

  • Кто владел Чёрным и Балтийскими морями?

  • С какой целью Пётр предпринял поездку заграницу?


5. Рефлексия.

Подведем итоги.

Какие события отразились на личности, взглядах, убеждениях Петра I? Познакомьтесь с мнением историков о Петре I (в учебнике).

Н.А. Нарочницкая

Почти все успешные начинания Петра имели начала в предыдущие царствования, особенно в царствование его отца-Алексея Михайловича, по всем источникам просвещенного государя, при котором Русь вела многогранную международную деятельность.

С.М. Соловьев

Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение…Руси, чувствовавшей жгучую потребность нового, потребность преобразования.

Чьей точки зрения вы придерживаетесь?

Можно ли говорить о том, что обе точки зрения верны?

Как события начала царствования Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?



А какой образ Петра сложился у вас? Какие вопросы вас заинтересовали, а какие вызвали затруднение? О чем захотелось узнать более подробно?

Всем спасибо. Поводим результаты работы на уроке. Выставляются оценки.



Составление синквейна Петр Первый

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор

Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император

Царь? 
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!