СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии 5 класс "Внутреннее строение Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока используется маршрутный лист учащихся, презентация и видеоматериалф

Просмотр содержимого документа
«fail 1»

География 5 класс. Дата:______________

Тема «________________________________________________________________________________________________________________________»

Маршрутно-оценочный лист урока (Фамилия, имя ученика) _______________________________________________

тема

задание

Умения/критерии

Планируемый результат

Оценка в баллах ученика

Оценка учителя

1. Интеллектуальная разминка

Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

Преобразовать ребус в слово


- верно выполнено


- не выполнено


1 б


0 б


2.

Сформулировать тему урока

Просмотреть видеофрагмент, сформулировать и записать тему урока

Извлекать необходимую информацию


- верно выполнено


- не выполнено


1 б


0 б


3. Мотивация

Каково внутреннее строение Земли?




Находить и извлекать необходимую информацию


- верно выполнено


- не выполнено


1 б


0 б





4. Изучение нового материала



Внутренняя структура Земли

1 -_________________________________________________

2 -_________________________________________________

3 - ________________________________________________

4 - ________________________________________________

5 - ________________________________________________







Заполните таблицу «Внутреннее строение Земли».

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

1.

Земная кора


Твердое


2.

Мантия верхняя




 

Мантия нижняя


Твердое, кристаллическое

3.

Ядро внешнее




 

Ядро внутреннее


Твёрдое





Находить и извлекать необходимую информацию






- верно выполнено


- не выполнено






1 б


0 б




Используя рисунок, заполните схему

Земная кора


__________________ ____________________

1._______________________ 1. __________________

2. _______________________ 2. __________________

3. ______________________


Извлекать необходимую информацию


- верно выполнено


- не выполнено


1 б


0 б


5. Закрепление

Найдите соответствие (метод перетаскивания).

1

Ядро

А

Толщина слоя 5–10 км

2

Мантия

Б

Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое

3

Материковая земная кора

В

Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев

4

Океаническая земная кора

Г

Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

Ответ: 1 ___, 2 ____, 3 _____, 4_____.


Находить в тексте информацию.


- верно выполнено


- не выполнено


1 б


0 б


6. Итоги

Подсчитать сумму баллов в колонке «Оценка баллов ученика»





7. Домашнее задание

Параграф 20. Вопросы на стр.70.






Просмотр содержимого документа
«rabota»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11











Урок географии 5 класс

«Внутреннее строение Земли»



















Подготовила

Учитель географии

Егорова Н. В.





Стародеревянковская

2016

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.
Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Развивающие задачи: способствовать развитию умений выделять главное в тексте и других источниках информации, уметь работать с рисунками, таблицей, уметь создать модель из пластилина, развивать внимание и речь.
Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.
Формировать УУД:

Личностные: Оценивание усвояемого содержания, овладение навыками

Познавательные: Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать текст, иллюстрации.

Регулятивные: Создание модели внутреннего строения Земли.

Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, работать индивидуально и в парах.

Оборудование на уроке: план на доске, проектор для просмотра слайдов (презентация), таблица: «Внутреннее строение Земли».

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы организации: фронтальная, парная.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

План:

  1. Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

  2. Литосфера.

  3. Методы изучения Земли.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

Эмоциональный настрой. Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

II этап. Актуализация знаний.

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. Зачитываю текст. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О гипотезе происхождения Земли.

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли шарообразная.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, далее вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус.

Приложение 1

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

СЛАЙД 2.

Мы начинаем изучать новый раздел в географии «Литосфера». А сейчас просмотрим видеофрагмент и сформулируем тему сегодняшнего урока.

ВИДЕОФРАГМЕНТ.

Тема сегодняшнего урока. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера.

СЛАЙД 3.

Записываем число и тему нашего урока в технологическую карту.

Мотивация.  Я сейчас вам зачитаю рассказ «Конфета Земля» , а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы.

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

III этап. Объяснение нового материала.

Учитель. Прослушав рассказ и используя (наглядное пособие) ТАБЛИЦА «Внутреннее строение Земли», ответьте на вопросы.

СЛАЙД 4.

Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

СЛАЙД 5.



Самостоятельная работа – устно. Внутренне строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

СЛАЙД 6.









СЛАЙД 7. Рассмотрим внутреннюю структуру Земли и проверим вашу внимательность



СЛАЙД 8. Использую схему свойства Земли, материал учебника стр.68 §20 рис 42. определить температуру, толщину мантии состояние в котором находится тело Земли на разной глубине, заполните таблицу «Внутреннее строение Земли». Парная работа (взаимопроверка).

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно).

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

1.

Земная кора

5–80 км

Твердое

Разная, от -7°С, до +57°С

760 мм. рт. ст.

1%

2.

Мантия верхняя

200–250 км

Пластичное, размягчённый

2000°С

1,3 млн. атм.

82%

 

Мантия нижняя

2900 км

Твердое, кристаллическое

3.

Ядро внешнее

2250 км

Расплавленное, жидком

2000–5000°С

3,6 млн. атм.

17%

 

Ядро внутреннее

1250 км

Твёрдое

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

СЛАЙД 9.

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.



Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – на место сесть опять.



Приложение 2

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

ВИДЕОРОЛИК. (короткий № 2) СЛАЙД 9.

Учитель. Ребята, а что такое литосфера.

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

Видеофрагмент «Типы земной коры». Слайд 10.

  1. Назовите виды земной коры?

  2. Сколько и какие слои слагают материковую земную корку и океаническую?

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Задание. Используя рисунок, заполните схему. СЛАЙД 11





Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу ЗемлюЭтот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмографУникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами. СЛАЙД 12

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.

Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

СЛАЙД 10.

Работа с учебником. Используя стр. 40 пункт №3 §16 назовите самую глубокую скважину.

Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

А это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

IV этап. Закрепление.

Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания).

1

Ядро

А

Толщина слоя 5–10 км

2

Мантия

Б

Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое

3

Материковая земная кора

В

Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев

4

Океаническая земная кора

Г

Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.



Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А



СЛАЙД 11.

V этап. Обобщение.

Задание.

Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

  • Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

  • Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

  • Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

  • Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).

  • Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.

  • Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…

VI этап. Домашнее задание

§ 16, творческое задание. Напишите стихотворение, сказку или рассказ о литосфере.

VII этап. Подведение итогов. Оценивание учащихся. Рефлексия.

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

В технологической карте напечатаны смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

СЛАЙД 12.

Похвалы. Скажи друг другу доброе слово. Положительная оценка класса с аплодисментами себе за хорошую работу на уроке.

СЛАЙД 13.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!



Просмотр содержимого презентации
«fail 2»

Разгадайте ребус,  назовите спрятанную земную оболочку

Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку

Тема урока.  «Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера» План 1. Внутреннее строение Земли.

Тема урока. «Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера»

План

1. Внутреннее строение Земли.

  • Земная кора;
  • Мантия;
  • Ядро.
  • Литосфера.
  • Методы изучения Земли.
Внутреннее строение Земли Мантия Ядро

Внутреннее строение Земли

Мантия

Ядро

Послойное строение

Послойное строение

Что обозначает каждая цифра  на рисунке ?

Что обозначает каждая цифра на рисунке ?

Внутренняя структура Земли
  • Внутренняя структура Земли

1 – земная кора; 2 – внешняя мантия; 3 – внутренняя мантия; 4 – внешнее ядро; 5 – внутреннее ядро.

Свойства Земли
  • Свойства Земли
Внутреннее строение Земли № Название оболочки 1. 2. Размер (толщина) Земная кора Состояние Мантия верхняя 5 – 80км 3. Мантия нижняя 200-250км Температура Твердое Пластичное, размягчённый Ядро внешнее Давление 2900км Разная, от -7°С, до +57°С 760 мм.рт.ст. Ядро внутреннее 2250км Твердое, кристаллическое Процентное соотношение 2000 0 С 1,3 млн. атм. Расплавленное, жидком 1% 1250км 82% 2000 - 5000 0 С Твёрдое 3,6 млн. атм. 17%

Внутреннее строение Земли

Название оболочки

1.

2.

Размер

(толщина)

Земная

кора

Состояние

Мантия верхняя

5 – 80км

3.

Мантия нижняя

200-250км

Температура

Твердое

Пластичное, размягчённый

Ядро

внешнее

Давление

2900км

Разная, от -7°С, до +57°С

760 мм.рт.ст.

Ядро внутреннее

2250км

Твердое, кристаллическое

Процентное соотношение

2000 0 С

1,3 млн. атм.

Расплавленное, жидком

1%

1250км

82%

2000 - 5000 0 С

Твёрдое

3,6 млн. атм.

17%

Типы земной коры Земная кора океаническая материковая Слагаются из слоев горных пород осадочный осадочный гранитный базальтовый базальтовый

Типы земной коры

Земная кора

океаническая

материковая

Слагаются из слоев горных пород

осадочный

осадочный

гранитный

базальтовый

базальтовый

Исследования земных глубин Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным.

Исследования земных глубин

Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным.

1 Найдите соответствие Ядро 2 А Мантия 3 4 Толщина слоя 5 - 10 км Б Материковая земная кора Земная кора океанического типа Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое В Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев Г Состоит из гранита, базальта и осадочных пород. Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А

1

Найдите соответствие

Ядро

2

А

Мантия

3

4

Толщина слоя 5 - 10 км

Б

Материковая

земная кора

Земная кора

океанического типа

Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое

В

Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к твердому, состоит из двух слоев

Г

Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А

Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке

Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке

Молодцы!

Молодцы!

Источники информации

Источники информации

  • Лобковский Л.И., Никишин А.М., Хаин В.Е.– Современные проблемы геотектоники и геодинамики.– М.: Научный мир, 2004.
  • Магницкий В.А. Внутреннее строение и физика Земли. М., 1965
  • http://www.help-rus-student.ru/pictures_fail/19/387_1.htm
  • http://forexaw.com/TERMs/Nature/image25170_3-12_ Строение_Земли_12
  • 900igr.net
  • http://900igr.net/kartinki/ekologija/Litosfera/009-Vertikalnoe-stroenie-litosfery.html
  • http://www.eclic.nios.ru/p92aa1.html
  • clubs.ya.ru
  • www.nadietah.ru
  • http://www.geoglobus.ru/earth/geo3/earth03.php
  • http://www.clow.ru/a-zemlja2/1400.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!