СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «Горные породы, минералы. Полезные ископаемые» . География 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  «Горные породы, минералы.  Полезные ископаемые » 

в 5 классе

 

 Тема: Литосфера

Предмет: география

Класс:   5

Учитель:  Заярная Людмила Ивановна

Тема урока:   Горные породы, минералы.  Полезные ископаемые.  

  Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми/

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира. способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности. 

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование:  учебник И. Алексеев. География 5-6,  презентация «Горные породы. Полезные ископаемые», ПК, телевизор, карты атласа, коллекция горных пород.

 

Эпиграф урока:  «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни». 

К. Г. Паустовский

Ход урока

I.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся;   проверка  готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

II.Актуализация

Какое внутреннее строение Земли? (слайд 2,3)

 Что  такое литосферные плиты?

Из чего сложена земная кора? (слайд 4)

III.Мотивация

Прослушайте отрывок из сказки П. Бажова «Медной горы хозяйка» и определите тему нашего урока.

«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..

—... А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы...

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный, а на нем цветки медны...».

Определяем тему и цели  урока.

Почему земная кора сложена разными горными породами? (слайд 5, 6,7)

Какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему, какие образовались в литосфере? (слайд 8)

На уроке мы узнаем:  какие горные породы и минералы существуют;

  происхождение и свойства горных пород;

виды полезных ископаемых, их значение для человека.

 

 

IV Приобретение новых знаний

1.Поисковая деятельность

 Понятие горная порода.  Чем горные породы отличаются от минералов.

Работа в парах. Работа с текстом учебника стр. 71.

Горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве .(слайд 9)

 Объяснение: Например: в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк (объяснение сопровождается  презентацией   и демонстрацией коллекции пород) (слайд 10)

 Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др.

 Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.

2.Работа в тетради.

Обучающиеся заполняют таблицу по ходу объяснения материала учителем.

Горные породы (слайд 11)

 

ГРУППЫ

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Группы горных пород

Ребята, а вы любите сказки?  

Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?», из которой мы с вами подробнее узнаем о горных породах недр Земли.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына.  Отправляет он его в  дальнюю дорогу,  а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать.  Отыщи ты мне ключ Земли,  а потом будешь ты царем».

Отправился Иван в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства.  Видит: пред ним   белый   дворец   с      золотой   крышей, а над ним надпись - «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался

  ? - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - спрашивает царевич. «Есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняки, нефть, уголь, торф

Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы. (слайд 12)

Презентация. Демонстрация горных пород.

Как образуются осадочные  горные породы.

Работа в парах.  Работа с текстом учебника стр. 72. 

Ребята заполняют таблицу.

 

Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими. (слайд 13)

Презентация «Горные породы. Полезные ископаемые»,   коллекция горных

Параллельно работа с текстом учебника (в парах). стр. 72 Как образуются магматические  горные породы.

Ребята заполняют таблицу.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

     - Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?    

(ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура). 

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими.  Из одних пород образуются другие: песок   -    песчаник -   кварцит -   кварц; известняк-   мрамор; гранит   -   гнейс; графит – алмаз.(слайд 14)

Презентация.  Демонстрация горных пород. Параллельно работа с текстом учебника (в парах). стр. 72 Как образуются метаморфические  горные породы.

4. Работа в тетрадях. Ребята заполняют таблицу.

   Физминутку.

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

 Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф  (руки вверх, потягивание).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой

 Но придется приседать (приседания),

 Чтобы фиников набрать.

 Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места)

Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!»

 Ребята, поможем отгадать загадки Ивану - Царевичу?

 1. По доске он бегает, нужное дело делает.

 Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (Мел)

2.Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу.  глина

3.Что сперва в воде родится,

 А потом воды боится? (Соль)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.

Поклонился   Иван   и   отправился   домой.

 А мы с Вами сделаем вывод, какие бывают горные породы? 

5. Взаимопроверка заполнения таблицы. Работа в парах. (слайд 16)

Общий вывод.   Все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались

6.Понятие выветривание. (слайд 17-23)

Как образуются горные породы?

 Работа с текстом учебника стр. 72.

Как образуются горные породы?

 Под воздействием внешних и внутренних процессов

 7. Понятие полезные ископаемые.

Ребята, как человек использует горные породы?

 Как их называют?

 Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми. (слайд 24-34)

На какие  группы по характеру использования делятся полезные ископаемые?

Работа в парах. Работа по тексту учебника стр. 73. (слайд 32)

 Вывод. По характеру использования все п/и делятся на три группы: топливные (горючие) - используются как топливо; рудные (металлические) - из которых выплавляют металлы; нерудные (неметаллические): сырье для химической промышленности и строительное сырье.  Демонстрация горных пород.

 

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

 

V Закрепление

1.Презентация (слайд 36).  Метод «микрофона»

Что такое литосфера?

-Из каких слоев состоит земная кора?

-Что такое горные породы?

-Какие группы горных пород Вы знаете?

-Чем они отличаются друг от друга?

2.Презентация  слайд (37)

Выбрать из перечня рудные полезные ископаемые- 3, 7,8, 9

Выбрать из перечня нерудные полезные ископаемые- 1, 2, 4, 5, 6, 10, 11,12,

Какие полезные ископаемые являются горючими?-2, 6,11,

Какие полезные ископаемые можно использовать в строительстве?-1,4,5,12

 

Взаимопроверка и взаимооценивание (слайд 38)

 

VI. Рефлексия.

1.Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

2. Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

3. Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

3. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

 

Учитель. Вернувшись домой, Иван-Царевич прислал нам грамоту, и вот, что он в ней пишет:

                                     Грамота:

Друзья, мои! Спасибо за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, быть любознательными, познавайте тайны природы!

VII. Итог урока.

Итак, мы теперь знаем какие бывают горные породы по происхождению. Как использует человек горные породы

Учитель аргументирует оценки за урок.

 

 

VIII. Домашнее задание.

1 уровень. Прочитать § 21, вопросы 1- 7 на стр. 73.(устно)

2 уровень.  Прочитать § 21, вопросы 1- 7 (устно), Составить таблицу вопрос 8.  на стр. 73.

3 уровень.  Прочитать § 21, вопросы 1- 7; 9 (устно), Составить таблицу вопрос 8.  на стр. 73.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Горные породы, минералы. Полезные ископаемые» . География 5 класс»

Методическая разработка урока «Горные породы, минералы. Полезные ископаемые »

в 5 классе


Тема: Литосфера

Предмет: география

Класс: 5

Учитель: Заярная Людмила Ивановна

Тема урока: Горные породы, минералы. Полезные ископаемые.

Познавательные УУД: делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми/

Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Личностные УУД: осознать необходимость изучения окружающего мира. способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: учебник И. Алексеев. География 5-6, презентация «Горные породы. Полезные ископаемые», ПК, телевизор, карты атласа, коллекция горных пород.


Эпиграф урока: «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни».

К. Г. Паустовский

Ход урока

I.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; проверка готовности обучающихся к уроку; проверка отсутствующих, организация внимания

II.Актуализация

Какое внутреннее строение Земли? (слайд 2,3)

Что такое литосферные плиты?

Из чего сложена земная кора? (слайд 4)

III.Мотивация

Прослушайте отрывок из сказки П. Бажова «Медной горы хозяйка» и определите тему нашего урока.

«И вот повела Хозяйка Медной горы рудобоя Степана показывать свои богатства. Куда она идет — все ей открыто. Комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых цветы медные. Одним словом, изукрашено подземелье, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной россыпью засверкает, потом опять шелком зеленим отливает..

—... А тут у меня самое дорогое место, — говорит Хозяйка Медной горы...

И видит Степан огромадную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный, а на нем цветки медны...».

Определяем тему и цели урока.

Почему земная кора сложена разными горными породами? (слайд 5, 6,7)

Какие горные породы образовались на поверхности Земли и почему, какие образовались в литосфере? (слайд 8)

На уроке мы узнаем: какие горные породы и минералы существуют;

происхождение и свойства горных пород;

виды полезных ископаемых, их значение для человека.



IV Приобретение новых знаний

1.Поисковая деятельность

Понятие горная порода. Чем горные породы отличаются от минералов.

Работа в парах. Работа с текстом учебника стр. 71.

Горные породы состоят из минералов. Это сочетание нескольких минералов или скопление одного в большом количестве .(слайд 9)

Объяснение: Например: в состав горной породы гранита входит три минерала: кварц, слюда, полевой шпат, а нагромождение минерала кальцита в большом количестве образует горную породу – известняк (объяснение сопровождается презентацией и демонстрацией коллекции пород) (слайд 10)

Так же к горным породам относятся: базальт, мрамор, глина, гнейс, торф, пемза и др.

Все горные породы по происхождению делят на три группы: магматические, метаморфические и осадочные.

2.Работа в тетради.

Обучающиеся заполняют таблицу по ходу объяснения материала учителем.

Горные породы (слайд 11)


ГРУППЫ








ПРИМЕРЫ












3.Группы горных пород Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня я вам расскажу сказку: «Как Иван Царевич ключ Земли искал?», из которой мы с вами подробнее узнаем о горных породах недр Земли.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Додон. Был у него сын - удалой добрый молодец Иван-царевич. Тяжело царю править стало, состарился он. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отправляйся, Иван-царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ты мне ключ Земли, а потом будешь ты царем».

Отправился Иван в путь-дорогу. Долго ли шел, коротко ли, дошел до чужого царства-государства. Видит: пред ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись - «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался

? - Ребята, давайте подскажем Ивану, что же такое «литосфера».

Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает: «Что, мил человек, голову повесил?» «Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой?» - спрашивает царевич. «Есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна». «А как же мне туда попасть?» - спрашивает Иван. «Нужно вырыть глубокий колодец», - отвечает ему старик. Взял Иван в руки лопату и начал рыть колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие, рыхлые: песок, глина, мел, соль каменная, известняки, нефть, уголь, торф

Эти горные породы образуются при разрушении более твердых пород, при скоплении остатков растений и животных, при химических реакциях, а называют эту группу осадочные горные породы. (слайд 12)

Презентация. Демонстрация горных пород.

Как образуются осадочные горные породы.

Работа в парах. Работа с текстом учебника стр. 72.

Ребята заполняют таблицу.


Глубже роет Иван, тверже становятся горные породы. Попадаются ему железняки - бурый, магнитный, руды полезных металлов, гранит, базальт, пемза.

Все эти породы образовались из застывшей лавы, поэтому и называются они магматическими. (слайд 13)

Презентация «Горные породы. Полезные ископаемые», коллекция горных

Параллельно работа с текстом учебника (в парах). стр. 72 Как образуются магматические горные породы.

Ребята заполняют таблицу.

Совсем глубоко опустился Иван-царевич под землю. Тяжело рыть ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути, да и дышать ему трудно, воздух горячий, тяжелый.

- Ребята! Что случилось? Почему трудно дышать нашему герою?

(ученики отвечают, что ядро Земли раскалено, и чем ближе к ядру, тем выше температура).

Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их называют метаморфическими. Из одних пород образуются другие: песок - песчаник - кварцит - кварц; известняк- мрамор; гранит - гнейс; графит – алмаз.(слайд 14)

Презентация. Демонстрация горных пород. Параллельно работа с текстом учебника (в парах). стр. 72 Как образуются метаморфические горные породы.

4. Работа в тетрадях. Ребята заполняют таблицу.

Физминутку.

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места)

Увлекся работой Иван-царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят, переливаются драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, а он мне очень нужен, обещал я батюшке добыть его!» «Ну что ж, отгадаешь три моих загадки, отдам тебе заветный ключ!» -ответила царевна. «Загадывай, - сказал Иван-царевич, - попробую отгадать!» Ребята, поможем отгадать загадки Ивану - Царевичу?

1. По доске он бегает, нужное дело делает.

Порешал, пописал, раскрошился и пропал. (Мел)

2.Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу. глина

3.Что сперва в воде родится,

А потом воды боится? (Соль)

«Молодец, Иван-царевич, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания, как ключ, открывают любые замки и двери», — сказала ему царевна.

Поклонился Иван и отправился домой.

А мы с Вами сделаем вывод, какие бывают горные породы?

5. Взаимопроверка заполнения таблицы. Работа в парах. (слайд 16)

Общий вывод. Все горные породы делятся на группы, в зависимости от того, где они образовались

6.Понятие выветривание. (слайд 17-23)

Как образуются горные породы?

Работа с текстом учебника стр. 72.

Как образуются горные породы?

Под воздействием внешних и внутренних процессов

7. Понятие полезные ископаемые.

Ребята, как человек использует горные породы?

Как их называют?

Все горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называются полезными ископаемыми. (слайд 24-34)

На какие группы по характеру использования делятся полезные ископаемые?

Работа в парах. Работа по тексту учебника стр. 73. (слайд 32)

Вывод. По характеру использования все п/и делятся на три группы: топливные (горючие) - используются как топливо; рудные (металлические) - из которых выплавляют металлы; нерудные (неметаллические): сырье для химической промышленности и строительное сырье. Демонстрация горных пород.


Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад) Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


V Закрепление

1.Презентация (слайд 36). Метод «микрофона»

Что такое литосфера?

-Из каких слоев состоит земная кора?

-Что такое горные породы?

-Какие группы горных пород Вы знаете?

-Чем они отличаются друг от друга?

2.Презентация слайд (37)

Выбрать из перечня рудные полезные ископаемые- 3, 7,8, 9

Выбрать из перечня нерудные полезные ископаемые- 1, 2, 4, 5, 6, 10, 11,12,

Какие полезные ископаемые являются горючими?-2, 6,11,

Какие полезные ископаемые можно использовать в строительстве?-1,4,5,12


Взаимопроверка и взаимооценивание (слайд 38)


VI. Рефлексия.

1.Ребята, достиг ли урок заданных целей, которые мы с вами ставили в начале урока?

2. Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

3. Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

3. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным и интересным.

Учитель. Вернувшись домой, Иван-Царевич прислал нам грамоту, и вот, что он в ней пишет:

Грамота:

Друзья, мои! Спасибо за помощь в поисках ключа Земли! Желаю вам успехов в учебе, быть любознательными, познавайте тайны природы!

VII. Итог урока.

Итак, мы теперь знаем какие бывают горные породы по происхождению. Как использует человек горные породы

Учитель аргументирует оценки за урок.



VIII. Домашнее задание.

1 уровень. Прочитать § 21, вопросы 1- 7 на стр. 73.(устно)

2 уровень. Прочитать § 21, вопросы 1- 7 (устно), Составить таблицу вопрос 8. на стр. 73.

3 уровень. Прочитать § 21, вопросы 1- 7; 9 (устно), Составить таблицу вопрос 8. на стр. 73.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!