СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутреннее строение Земли.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 6 классе по географии в помощь учителям географии при подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение Земли.»

6 класс

Тема: Внутреннее строение Земли.

Цели:

- сформировать представление о внутреннем строении Земли;

- способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса, умения проводить самооценку, оценку, делать выводы, обобщать, выделять главное, анализировать и систематизировать


Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Повторение пройденного материала.

- Мы с вами закончили изучение большой и сложной темы «Географическая карта».

- Что называется географической картой?

(Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.)

 - Чем карта отличается от плана местности?

(масштаб, условные знаки, территория)

Географический диктант.

На доске:

  1. Глобус

  2. Карта

  3. Меридиан

  4. Параллель

  5. Широта

  6. Долгота

  7. Экватор

  8. Восток

  9. Полюс

  10. Запад

Определения:

  1. Окружности, условно проводимые на поверхности Земли параллельно экватору.

  2. Расстояние до какой – либо точки на земной поверхности от нулевого меридиана, выраженное в градусах.

  3. Точки земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли.

  4. Сторона горизонта, имеющая азимут 270.

  5. Самая большая параллель.

  6. Расстояние до какой-либо точки земной поверхности от экватора, выраженное в градусах.

  7. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

  8. Сторона горизонта, имеющая азимут 90.

  9. Условно принятые линии на поверхности земного шара, проводимые от полюса к полюсу.

  10. Модель земного шара.

Взаимопроверка.

Ответы: 4, 6, 9, 10, 7, 5, 2, 8, 3, 1

-Молодцы. Вы справились с заданиями.

  1. Работа над новым материалом.

-Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь  недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.

- Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство

Скорлупа – земная кора

Белок – мантия

Ядро – желток

- Наш корабль находится в самом центре Земли.

- Что же у Земли вну


Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее.

(делают рисунок)

Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.                                                                             

- Наш корабль исследует далее недра Земли.

- Какой следующий слой  встречается нам на пути?

(мантия)

- Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» - слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.

(делают рисунок)

- Наше путешествие по недрам Земли продолжается.

- Какой следующий слой встречается нам на пути?

(земная кора)

-Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5-17 км под океанами. Это твёрдая оболочка. Делится на 2 типа:

  • Океаническую

  • Материковую


(делают рисунок)

Как видно на рисунке океаническая кора состоит из 2-х слоёв: осадочного и базальтового

Материковая  кора состоит из 3-х слоёв: базальтового, гранитного, осадочного. Она более мощная.

(Показать породы)

С глубиной в земной коре увеличивается давление и температура. На каждые 100 м температура повышается на 3 градуса.

100 м  t      на 3 градуса.

Решите задачу.  (Решение на интерактивной доске)

Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя, с которого начинается повышение 5 .

1600:100*3+5=53

- В 1909 году на Балканском полуострове, около г. Загреба произошло сильное землетрясение. Хорватский геофизик Андрия Мохоровичич, изучая сейсмограмму, записанную в момент землетрясения, заметил, что на глубине 30 км скорость волн заметно увеличилась. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи. Значит, существует раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения приняли особый термин –поверхность Мохоровичича (Мохо).

(делают рисунок)

Литосфера – каменная оболочка Земли.

- Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (нет) 

- Почему? (давление, температура)

- Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?

-Существуют 2 современных метода изучения. Это космический и сейсмический.

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

  1. Первичное закрепление.

- Из каких оболочек состоит Земля?

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится ядро,

Но не ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…

Выбрались мы на поверхность –

Ура!

- Объясните, почему мантию называют основной частью Земли?

- Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли?

  1. Закрепление пройденного материала.

Подберите пару. Найдите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой.

1.Каменная оболочка Земли.

2.Воздушная оболочка Земли.

3. Водная оболочка Земли.

4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами.

а) Атмосфера               в) Литосфера

  1. б) Гидросфера             г) Биосфера


II.

1. земная кора океанического типа;

2. материковая земная кора;

3. мантия;

4. ядро.

а) состоит из гранита, базальта и осадочных пород;

б) температура +2000°С , состояние вязкое, ближе к твердому;

в) толщина слоя 5—10 км;

г) температура +2000...+5000°С , состояние твердое, состоит из двух слоев.



  1. Домашнее задание. (Слайд на доске)

  2. Итог урок




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!