СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме Продукты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме Продукты»


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Воронежский филиал РАНХиГС



Воронежский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

Липецкая область





ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методическая разработка урочного занятия на тему:

«Что такое семейный бюджет и как его построить»





Проект выполнили:


Санников Александр Сергеевич

Коннова Наталия Владимировна

Цуканова Светлана Александровна

Широкова Елена Евгеньевна







Допустить к защите:

старший методист Воронежского ММЦ, к.и.н., доцент Пекшева Л.А.__________ «___» ____________ 2020 г.




Воронеж

2020

Содержание


Введение 3

Общая характеристика занятия 4

Педагогическая характеристика занятия 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ 15

Заключение 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

ПРИЛОЖЕНИЯ 18




Введение


Актуальность темы проекта заключается в том, что бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальным различием. Семейный бюджет – это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, составляемый на определенный срок, баланс семейных доходов и расходов, это финансовый план, суммируемый доходы и расходы семьи за определенный период времени. 

В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. Изучение формирования семейного бюджета как плана регулирования денежных доходов и расходов семьи способствует выработке у школьников навыков рационального поведения в принятии финансовых решений.

Восьмиклассники уже обладают определенными базовыми знаниями, навыками, умениями в области экономики, поэтому на уроке занятии по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить» они смогут расширить свои представления в этой области. Учащиеся углубят свои представления о понятиях «семейный бюджет», «доходы», «расходы», профицит и дефицит бюджета, «источники денежных средств семьи».

На данном занятии учащиеся должны научиться рассчитывать доходы и расходы семьи на условных примерах, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги, сравнивать доходы и расходы и принимать решения

Цель проекта: Создать методическую разработку занятия по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить» (Тема 4 Построение семейного бюджета).

Задачи проекта:

1. Изучить методические рекомендации по модулю 1 «Управление денежными средствами семьи».

2. Разработать приемы и методы, подобрать ресурсы для проведения занятия.

3. Сформировать технологическую карту урока.



Общая характеристика занятия

Наименование: Занятие по финансовой грамотности для 8 классов «Что такое семейный бюджет и как его построить».

Тип занятия: урок

Форма проведения занятия: Лекция-беседа Практикум

Место занятия в реализации курса: Занятие №7, Модуль 1 «Управление денежными средствами семьи».

Вид деятельности учащихся: интерактивная, групповая работа, участие в беседе, практикум

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Основные понятия и термины: «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «структура семейного бюджета», «дефицит бюджета», «профицит бюджета», «сбалансированный бюджет», «планирование», «источники денежных средств семьи».


Учебно-методическое обеспечение занятия:

  1. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  2. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)

  3. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  4. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с.

  5. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 76 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)).


Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия – повышение уровня финансовой грамотности, необходимой для грамотного планирования семейного бюджета.

Задачи занятия:

  • сформировать ответственное отношение к принятию решений в области планирования семейного бюджета;

  • разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

  • закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

  • развить навыки коммуникативных умений, умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

  • воспитать у обучающихся чувства ценности семьи, чувства взаимопомощи, уважения к мнению других


Образовательные задачи:

«семейный бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит бюджета», «сбалансированный бюджет», «планирование», «источники денежных средств семьи», «уровень жизни».

формирование у учащихся понимания того, что рациональный подход является важной составляющей базой финансовой грамотности современного человека.

Развивающие задачи:

  • дальнейшее развитие навыков работы в группе;

  • развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.

Воспитательные задачи:

  • воспитание ответственного отношения к принятию финансовых решений;

  • воспитание чувства ценности семьи, чувства взаимопомощи, уважения к мнению других.


Планируемые результаты обучения:

Личностные:

  • Воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Предметные:

  • Формирование умения описывать и сравнивать источники доходов семьи

  • Формирование умения рассчитывать расходы семьи на условных примерах

  • Формирование умения описывать направления расходов семьи

  • Формирование умения рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

  • Формирование умения составлять семейный бюджет на условных примерах.

  • Формирование умения сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Метапредметные:

  • развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа;

  • владение умением извлекать информацию из предложенного источника;

  • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи.

Основные этапы занятия


Этап

Продолжительность

Деятельность учителя

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Организационный (постановка практической задачи)

4


Определение темы занятия,


Мотивация учащихся к уроку, формирование темы урока, актуализация знаний по теме

Основной (содержательно-операционный)

31

Объяснение нового материала

Формирование первичных знаний, умений, навыков в области финансовой грамотности (планирования семейного бюджета)

Итог занятия.

Рефлексия.

5

Подведение итогов занятия

Закрепление и оценка полученных знаний, умений, навыков

Технологическая карта занятия


Этап занятия

Действия учителя по организации

деятельности учащихся


Действия учащихся

Результат

взаимодействия

учителя и учащихся

по достижению

планируемых

результатов


Диагностика

(контроль)

достижения

планируемых

результатов

Время

1 этап Мотивационно-целевой

Орг. момент, актуализация знаний

(ролевая сценка, диалог с учащимися)

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех присутствующих на сегодняшнем уроке. А чтобы узнать тему урока, предлагаю посмотреть ролевую сценку, которую разыграют ваши одноклассники.

Учитель предлагает обучающимся карточки, на которых написаны персонажи (автор, мама, папа) и тексты для озвучивания

(Приложение 1)


- О какой семейной проблеме идет речь в этой сценке?

- Для чего нужны деньги?

- Откуда берутся деньги?

- А что необходимо для того, чтобы не тратить заработанные деньги бездумно?

- А вы знаете, из чего состоит семейный бюджет?

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


Правильно. Тема сегодняшнего урока «Что такое семейный бюджет и как его построить?»


Эпиграфом урока станут слова немецкого писателя Авербаха «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

Учащиеся приветствуют учителя.

Наиболее активные учащиеся принимают участие в сценке, остальные внимательно наблюдают и анализируют.















Учащиеся включаются в диалог с учителем, предлагают варианты ответов на вопросы:



- о нехватке средств на покупки, приобретения



- для удовлетворения различных потребностей

- зарабатываются родителями на работе

- правильно формировать семейный бюджет



- из доходов и расходов



- о семейном бюджете и его формировании

Мотивация учащихся к уроку, формирование темы урока, актуализация знаний по теме

Оценка эмоционального настроя

4 мин

2 этап Основной (содержательно-операционный)

Изучение нового материала

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик и после просмотра ответить на вопросы:

  1. Что такое бюджет?

  2. Для чего нужен бюджет?

  3. С чего начинается составление бюджета?

  4. Какие виды расходов бывают в семье?

  5. Каковы основные условия составления бюджета?

Начинаем обсуждение вопросов.

Итак, что такое бюджет? Перед вами таблички с опорными словами: план, доходы, расходы. (представлены на слайде в презентации урока)

Бюджет – это план регулярных доходов и расходов.

Давайте попробуем составить структуру семейного бюджета. (Раздаточный материал – таблица. Приложение 2) Что мы обязательно должны включить в нее?

Обязательным элементом семейного бюджета являются…. (доходы и расходы).

Что может выступать в качестве доходов семьи?

(зарплата, пенсии, пособия, доход от недвижимости, стипендии)

Какие виды расходов есть в семье? (обязательные, желаемые)


Контрольный вопрос:

Что из перечисленного ниже относится к необходимым расходам семьи? (представлено на слайде в презентации урока)

а) питание

б) оплата жилья, воды, отопления, электроэнергии

в) поход в кино и кафе

г) оплата кредита

д) подписка на youtube канал

е) путешествие за границу

ж) хозяйственные товары

з) одежда и обувь

и) кожаные сумки и дорогие украшения

к) проезд на транспорте

л) лекарства

Смотрят видеоролик.

При просмотре фиксируют ответы на вопросы.





















Учащиеся формулируют ответы на вопросы при помощи слов-подсказок.







Составляют таблицу: структура семейного бюджета.

Участвуют в обсуждении структуры, видов расходов и доходов.

Отвечают на вопросы.



















Отвечают на вопрос




Формирование у обучающихся первичных знаний о семейном бюджете и его структуре

Экспресс-контроль

15

Решение задач

Теперь решим задачу. (представлены на слайде в презентации урока)

Расходы в семейном бюджете составляют 30 тыс. руб., а доходы – 35 тыс. руб. Как называется данный тип бюджета и какой процент составляет разница? (профицит)


Дадим определения:

Дефицит бюджета – ситуация, при которой расходы будут превышать доходы.

Профицит бюджета – ситуация, при которой расходы меньше доходов.


Задача.

В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 9 тыс. руб. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. руб. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Григорьевых?

Решение:

30000+8500+9000+5000=52500

50000-52500=-2500

дефицит бюджета

Вопрос: каковы последствия такого планирования своих финансов?

От каких статей расходов, по вашему мнению, следует отказаться семье?

Решают задачу. Анализируют полученный результат.













Формулируют понятия дефицит и профицит бюджета.













Решают задачу. Отвечают на вопросы (фронтальный опрос).


Формирование умений применять полученные знания в жизненных ситуациях

Взаимноконтроль

10


Попробуйте назвать пять способов оптимизации семейного бюджета, которые, на ваш взгляд являются самыми эффективными. Приведите примеры.


Что значит экономить? Чем отличается экономный человек, от жадного?

- На чём бы вы сэкономили? (на игрушках, развлечениях, сладостях)

- Закончи фразу экономного человека:

  1. Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом)

  2. Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ)

  3. Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть дача, если покупать в меру)

  4. Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь)

  5. Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать)

Предлагают способы оптимизации семейного бюджета.









Отвечают на вопросы.




Формирование умений применять полученные знания в жизненных ситуациях

Взаимоконтроль


Практическая работа «Составление бюджета семьи»:

Представьте, что на вечернем семейном совете вы планируете бюджет на следующий месяц. Составьте бюджет семьи таким образом, чтобы 10% дохода шло в накопления (отложите в качестве сбережений). Совокупный доход вашей семьи составляет 75 тыс. руб. В вашей семье двое взрослых работающих и два ребёнка 10 и 15 лет. Бабушка – пенсионерка и живёт с вами, а её квартиру вы сдаёте за 10 тыс. руб. Доход от сдачи в аренду вы тратите на общие нужды, а пенсию бабушка расходует только на свои лекарства и сбережения. Постоянные необходимые затраты на домашнее хозяйство – 30 тыс. руб. Летом вы собираетесь отдохнуть, поэтому нужно спланировать эти расходы, предусмотрев их в ежемесячном бюджете (80 тыс. руб. за 10 месяцев). Необходимо заложить расходы на одежду, обувь, проезд, обеды в школе и на дополнительные занятия, а также отложить деньги на покупку нового холодильника.

Используйте таблицу – структуру семейного бюджета (Приложение 2)



Заполняют таблицу в процессе обсуждения.


Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа, формирование умения самостоятельно планировать семейный бюджет

Самоконтроль

6

3 этап. Итог занятия.


Подведение итогов. Рефлексия

Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест “Хороший ли вы экономист в семье?” (Приложение 3)

Дети проходят тест и анализируют результаты

Закрепление и оценка полученных знаний, умений, навыков

Анализ. Рефлексия

5

Домашнее задание

Домашнее задание на выбор:

1) Кроссворд на тему: «Бюджет».

2) Сочинение – миниатюра «Как я буду использовать свои доходы, когда вырасту».

3) Конспект.


Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по заданию


Самоконтроль





МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Перечень методических приемов, рекомендуемых к использованию на занятии:

  • проблемно-аналитический,

  • исследовательский,

  • решение проблемной ситуации,

  • методы погружения и финансового моделирования.


Методическая оценка педагогической эффективности занятия

• достижение планируемого результата;

• умение выбирать необходимую информацию из различных источников;

• умение использовать полученную информацию для принятия решений;

• умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.



Заключение


Материальное положение семьи, уровень ее жизни зависит не только от абсолютной величины доходов и расходов, но и от сбалансированности семейного бюджета, что требует рационального планирования. Весь смысл домохозяйственной деятельности и в целом семейной экономики состоит, в первую очередь, в сбалансированности доходов и расходов семьи, а затем и в формировании накоплений для увеличения расходов на улучшение обустройства быта семьи, на формирование ее финансового резерва.

Поэтому изучение проблематики, связанной с доходами и расходами семьи направлено не только на формирование умений объяснять, как формируется семейный бюджет и подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги, но и на то, чтобы научить школьников анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений, прогнозировать риски, с которыми семья может столкнуться.

В рамках настоящего проекта, используя технологические методы и приемы, разработанные для проведения урока «Что такое семейный бюджет и как его построить», мы достигаем планируемых (личностных, предметных и метапредметных) результатов.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 «№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  4. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)

  5. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  6. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с.

  7. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 76 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)


Интернет-ресурсы

  1. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс] URL: https://fmc.hse.ru/ (дата обращения 10.10.2019)

  2. хочумогузнаю.рф

  3. вашифинансы.рф


ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1

Ролевая сценка про семейный бюджет



Автор. Жила-была семья: мама, папа, сын и дочь. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму.



Папа. Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются?



Мама. Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Холодильник продуктами заполнила на неделю, чтобы каждый день в магазин не ходить. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сыну - новые кроссовки. Вчера я решила пылесос заменить, у старого шнур совсем истерся. А сегодня увидела в магазине такой набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит.



Автор. Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все накопления и пошел покупать новые колеса к машине.





Карточки персонажей ролевой сценки



Автор

Автор: Жила-была семья: мама, папа, сын и дочь. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму.

Папа: ………

Мама: ………

Автор: Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все накопления и пошел покупать новые колеса к машине.







Папа

Автор: ………

Папа: Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются?

Мама: ……….

Автор: ………



Мама

Автор: ……..

Папа: ………

Мама: Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Холодильник продуктами заполнила на неделю, чтобы каждый день в магазин не ходить. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сыну - новые кроссовки. Вчера я решила пылесос заменить, у старого шнур совсем истерся. А сегодня увидела в магазине такой набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит.

Автор: ……..





Приложение 2



Структура семейного бюджета. Таблица.










 




 




 




 







Доходы

Расходы

Статья

Сумма

Статья

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

Итого

 

Итого профицит (дефицит):

 







Приложение 3

ТЕСТ: «Хороший ли вы экономист в семье?»



Вопросы

да

нет

иногда

  1. Знаете ли вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты?


20

5

10

  1. Вы увидели очередь за дефицитной вещью. Будете ли вы стоять в очереди?


5

20

10

  1. Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме?


20

5

10

  1. Покупают ли в вашей семье одежду впрок?


5

20

10

5.Заказывают ли в вашей семье такси?


10

10

20

6.Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты?


5

20

10

7.Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей?


20

5

10

  1. Хотите ли вы иметь сбережения в банке?


20

10

10

  1. Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим?


10

10

20

  1. Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок?


20

5

10



65-100 баллов. В вашей семье не имеют понятия о том, что деньги любят счет. Вам не хватает денег от зарплаты до зарплаты. В вашей семье следует прислушиваться к советам по рациональному распределению средств.

100-160. Квалификация семейного экономиста у вас не высока. Вы знаете, что в вашей семье бюджет расходуется не совсем рационально, но ничего не можете с этим поделать. Вы не можете отказать себе в удовольствии покупать приятные, но не всегда необходимые товары. В расходах вам надо научиться определять приоритеты.

160-200. Вы хороший экономист и многим у вас можно поучиться в ведении домашней экономики. Вашей семье нечего бояться. К деньгам вы относитесь спокойно. Каждый в семье знает цену заработанных денег и умеет правильно и грамотно распределить семейный бюджет, учитывая интересы и возможности всех.



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!