Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Воронежский филиал РАНХиГС
Воронежский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Липецкая область
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Методическая разработка урочного занятия на тему:
«Что такое семейный бюджет и как его построить»
Проект выполнили:
Санников Александр Сергеевич
Коннова Наталия Владимировна
Цуканова Светлана Александровна
Широкова Елена Евгеньевна
Допустить к защите:
старший методист Воронежского ММЦ, к.и.н., доцент Пекшева Л.А.__________ «___» ____________ 2020 г.
Воронеж
2020
Содержание
Введение 3
Общая характеристика занятия 4
Педагогическая характеристика занятия 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ 15
Заключение 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 18
Введение
Актуальность темы проекта заключается в том, что бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальным различием. Семейный бюджет – это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, составляемый на определенный срок, баланс семейных доходов и расходов, это финансовый план, суммируемый доходы и расходы семьи за определенный период времени.
В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. Изучение формирования семейного бюджета как плана регулирования денежных доходов и расходов семьи способствует выработке у школьников навыков рационального поведения в принятии финансовых решений.
Восьмиклассники уже обладают определенными базовыми знаниями, навыками, умениями в области экономики, поэтому на уроке занятии по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить» они смогут расширить свои представления в этой области. Учащиеся углубят свои представления о понятиях «семейный бюджет», «доходы», «расходы», профицит и дефицит бюджета, «источники денежных средств семьи».
На данном занятии учащиеся должны научиться рассчитывать доходы и расходы семьи на условных примерах, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги, сравнивать доходы и расходы и принимать решения
Цель проекта: Создать методическую разработку занятия по теме «Что такое семейный бюджет и как его построить» (Тема 4 Построение семейного бюджета).
Задачи проекта:
1. Изучить методические рекомендации по модулю 1 «Управление денежными средствами семьи».
2. Разработать приемы и методы, подобрать ресурсы для проведения занятия.
3. Сформировать технологическую карту урока.
Общая характеристика занятия Наименование: Занятие по финансовой грамотности для 8 классов «Что такое семейный бюджет и как его построить».
Тип занятия: урок
Форма проведения занятия: Лекция-беседа Практикум
Место занятия в реализации курса: Занятие №7, Модуль 1 «Управление денежными средствами семьи».
Вид деятельности учащихся: интерактивная, групповая работа, участие в беседе, практикум
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Основные понятия и термины: «семейный бюджет», «доходы», «расходы», «структура семейного бюджета», «дефицит бюджета», «профицит бюджета», «сбалансированный бюджет», «планирование», «источники денежных средств семьи».
Учебно-методическое обеспечение занятия:
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с.
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 76 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)).
Педагогическая характеристика занятия
Цель занятия – повышение уровня финансовой грамотности, необходимой для грамотного планирования семейного бюджета.
Задачи занятия:
сформировать ответственное отношение к принятию решений в области планирования семейного бюджета;
разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).
закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;
развить навыки коммуникативных умений, умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;
воспитать у обучающихся чувства ценности семьи, чувства взаимопомощи, уважения к мнению других
Образовательные задачи:
«семейный бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит бюджета», «сбалансированный бюджет», «планирование», «источники денежных средств семьи», «уровень жизни».
формирование у учащихся понимания того, что рациональный подход является важной составляющей базой финансовой грамотности современного человека.
Развивающие задачи:
дальнейшее развитие навыков работы в группе;
развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.
Воспитательные задачи:
воспитание ответственного отношения к принятию финансовых решений;
воспитание чувства ценности семьи, чувства взаимопомощи, уважения к мнению других.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Предметные:
Формирование умения описывать и сравнивать источники доходов семьи
Формирование умения рассчитывать расходы семьи на условных примерах
Формирование умения описывать направления расходов семьи
Формирование умения рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Формирование умения составлять семейный бюджет на условных примерах.
Формирование умения сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
Метапредметные:
развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа;
владение умением извлекать информацию из предложенного источника;
умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи.
Основные этапы занятия
Этап | Продолжительность | Деятельность учителя | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Организационный (постановка практической задачи) | 4 | Определение темы занятия, | Мотивация учащихся к уроку, формирование темы урока, актуализация знаний по теме |
Основной (содержательно-операционный) | 31 | Объяснение нового материала | Формирование первичных знаний, умений, навыков в области финансовой грамотности (планирования семейного бюджета) |
Итог занятия. Рефлексия. | 5 | Подведение итогов занятия | Закрепление и оценка полученных знаний, умений, навыков |
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов | Диагностика (контроль) достижения планируемых результатов | Время |
1 этап Мотивационно-целевой |
Орг. момент, актуализация знаний (ролевая сценка, диалог с учащимися) | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех присутствующих на сегодняшнем уроке. А чтобы узнать тему урока, предлагаю посмотреть ролевую сценку, которую разыграют ваши одноклассники. Учитель предлагает обучающимся карточки, на которых написаны персонажи (автор, мама, папа) и тексты для озвучивания (Приложение 1) - О какой семейной проблеме идет речь в этой сценке? - Для чего нужны деньги? - Откуда берутся деньги? - А что необходимо для того, чтобы не тратить заработанные деньги бездумно? - А вы знаете, из чего состоит семейный бюджет? - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Правильно. Тема сегодняшнего урока «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Эпиграфом урока станут слова немецкого писателя Авербаха «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». | Учащиеся приветствуют учителя. Наиболее активные учащиеся принимают участие в сценке, остальные внимательно наблюдают и анализируют. Учащиеся включаются в диалог с учителем, предлагают варианты ответов на вопросы: - о нехватке средств на покупки, приобретения - для удовлетворения различных потребностей - зарабатываются родителями на работе - правильно формировать семейный бюджет - из доходов и расходов - о семейном бюджете и его формировании | Мотивация учащихся к уроку, формирование темы урока, актуализация знаний по теме | Оценка эмоционального настроя | 4 мин |
2 этап Основной (содержательно-операционный) |
Изучение нового материала | А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик и после просмотра ответить на вопросы: Что такое бюджет? Для чего нужен бюджет? С чего начинается составление бюджета? Какие виды расходов бывают в семье? Каковы основные условия составления бюджета? Начинаем обсуждение вопросов. Итак, что такое бюджет? Перед вами таблички с опорными словами: план, доходы, расходы. (представлены на слайде в презентации урока) Бюджет – это план регулярных доходов и расходов. Давайте попробуем составить структуру семейного бюджета. (Раздаточный материал – таблица. Приложение 2) Что мы обязательно должны включить в нее? Обязательным элементом семейного бюджета являются…. (доходы и расходы). Что может выступать в качестве доходов семьи? (зарплата, пенсии, пособия, доход от недвижимости, стипендии) Какие виды расходов есть в семье? (обязательные, желаемые) Контрольный вопрос: Что из перечисленного ниже относится к необходимым расходам семьи? (представлено на слайде в презентации урока) а) питание б) оплата жилья, воды, отопления, электроэнергии в) поход в кино и кафе г) оплата кредита д) подписка на youtube канал е) путешествие за границу ж) хозяйственные товары з) одежда и обувь и) кожаные сумки и дорогие украшения к) проезд на транспорте л) лекарства | Смотрят видеоролик. При просмотре фиксируют ответы на вопросы. Учащиеся формулируют ответы на вопросы при помощи слов-подсказок. Составляют таблицу: структура семейного бюджета. Участвуют в обсуждении структуры, видов расходов и доходов. Отвечают на вопросы. Отвечают на вопрос | Формирование у обучающихся первичных знаний о семейном бюджете и его структуре | Экспресс-контроль | 15 |
Решение задач | Теперь решим задачу. (представлены на слайде в презентации урока) Расходы в семейном бюджете составляют 30 тыс. руб., а доходы – 35 тыс. руб. Как называется данный тип бюджета и какой процент составляет разница? (профицит) Дадим определения: Дефицит бюджета – ситуация, при которой расходы будут превышать доходы. Профицит бюджета – ситуация, при которой расходы меньше доходов. Задача. В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 9 тыс. руб. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. руб. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Григорьевых? Решение: 30000+8500+9000+5000=52500 50000-52500=-2500 дефицит бюджета Вопрос: каковы последствия такого планирования своих финансов? От каких статей расходов, по вашему мнению, следует отказаться семье? | Решают задачу. Анализируют полученный результат. Формулируют понятия дефицит и профицит бюджета. Решают задачу. Отвечают на вопросы (фронтальный опрос). | Формирование умений применять полученные знания в жизненных ситуациях | Взаимноконтроль | 10 |
| Попробуйте назвать пять способов оптимизации семейного бюджета, которые, на ваш взгляд являются самыми эффективными. Приведите примеры. Что значит экономить? Чем отличается экономный человек, от жадного? - На чём бы вы сэкономили? (на игрушках, развлечениях, сладостях) - Закончи фразу экономного человека: Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом) Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ) Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть дача, если покупать в меру) Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь) Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать) | Предлагают способы оптимизации семейного бюджета. Отвечают на вопросы. | Формирование умений применять полученные знания в жизненных ситуациях | Взаимоконтроль |
| Практическая работа «Составление бюджета семьи»: Представьте, что на вечернем семейном совете вы планируете бюджет на следующий месяц. Составьте бюджет семьи таким образом, чтобы 10% дохода шло в накопления (отложите в качестве сбережений). Совокупный доход вашей семьи составляет 75 тыс. руб. В вашей семье двое взрослых работающих и два ребёнка 10 и 15 лет. Бабушка – пенсионерка и живёт с вами, а её квартиру вы сдаёте за 10 тыс. руб. Доход от сдачи в аренду вы тратите на общие нужды, а пенсию бабушка расходует только на свои лекарства и сбережения. Постоянные необходимые затраты на домашнее хозяйство – 30 тыс. руб. Летом вы собираетесь отдохнуть, поэтому нужно спланировать эти расходы, предусмотрев их в ежемесячном бюджете (80 тыс. руб. за 10 месяцев). Необходимо заложить расходы на одежду, обувь, проезд, обеды в школе и на дополнительные занятия, а также отложить деньги на покупку нового холодильника. Используйте таблицу – структуру семейного бюджета (Приложение 2) | Заполняют таблицу в процессе обсуждения. | Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа, формирование умения самостоятельно планировать семейный бюджет | Самоконтроль | 6 |
3 этап. Итог занятия. | |
Подведение итогов. Рефлексия | Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест “Хороший ли вы экономист в семье?” (Приложение 3) | Дети проходят тест и анализируют результаты | Закрепление и оценка полученных знаний, умений, навыков | Анализ. Рефлексия | 5 |
Домашнее задание | Домашнее задание на выбор: 1) Кроссворд на тему: «Бюджет». 2) Сочинение – миниатюра «Как я буду использовать свои доходы, когда вырасту». 3) Конспект. | Дети записывают домашнее задание, задают вопросы по заданию | | Самоконтроль |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень методических приемов, рекомендуемых к использованию на занятии:
проблемно-аналитический,
исследовательский,
решение проблемной ситуации,
методы погружения и финансового моделирования.
Методическая оценка педагогической эффективности занятия
• достижение планируемого результата;
• умение выбирать необходимую информацию из различных источников;
• умение использовать полученную информацию для принятия решений;
• умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.
Заключение
Материальное положение семьи, уровень ее жизни зависит не только от абсолютной величины доходов и расходов, но и от сбалансированности семейного бюджета, что требует рационального планирования. Весь смысл домохозяйственной деятельности и в целом семейной экономики состоит, в первую очередь, в сбалансированности доходов и расходов семьи, а затем и в формировании накоплений для увеличения расходов на улучшение обустройства быта семьи, на формирование ее финансового резерва.
Поэтому изучение проблематики, связанной с доходами и расходами семьи направлено не только на формирование умений объяснять, как формируется семейный бюджет и подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги, но и на то, чтобы научить школьников анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений, прогнозировать риски, с которыми семья может столкнуться.
В рамках настоящего проекта, используя технологические методы и приемы, разработанные для проведения урока «Что такое семейный бюджет и как его построить», мы достигаем планируемых (личностных, предметных и метапредметных) результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Федеральный закон от 29.12.2012 «№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с.
Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 76 с. — (Учимся разумному финансовому поведению)
Интернет-ресурсы
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» // [Электронный ресурс] URL: https://fmc.hse.ru/ (дата обращения 10.10.2019)
хочумогузнаю.рф
вашифинансы.рф
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Ролевая сценка про семейный бюджет
Автор. Жила-была семья: мама, папа, сын и дочь. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму.
Папа. Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются?
Мама. Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Холодильник продуктами заполнила на неделю, чтобы каждый день в магазин не ходить. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сыну - новые кроссовки. Вчера я решила пылесос заменить, у старого шнур совсем истерся. А сегодня увидела в магазине такой набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит.
Автор. Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все накопления и пошел покупать новые колеса к машине.
Карточки персонажей ролевой сценки
Автор Автор: Жила-была семья: мама, папа, сын и дочь. Папа и мама работали, дети учились в школе. Вроде бы и зарабатывали родители неплохо, а вот денег от зарплаты до зарплаты никак не хватало. Папа постоянно возмущался и ворчал на маму. Папа: ……… Мама: ……… Автор: Папа выслушал маму, молча подошел к шкатулке, в которой хранились деньги, взял все накопления и пошел покупать новые колеса к машине. |
Папа Автор: ……… Папа: Не умеешь ты деньги тратить. Куда они у нас деваются? Мама: ………. Автор: ……… |
Мама Автор: …….. Папа: ……… Мама: Цены в магазинах вон как быстро растут, каждый день на продукты по 500 рублей уходит. Холодильник продуктами заполнила на неделю, чтобы каждый день в магазин не ходить. Сапоги вон модные дочери купили, у всех подруг такие и ей надо. А сыну - новые кроссовки. Вчера я решила пылесос заменить, у старого шнур совсем истерся. А сегодня увидела в магазине такой набор посуды, что не сдержалась и купила. Пусть стоит. Автор: …….. |
Приложение 2
Структура семейного бюджета. Таблица.
Доходы | Расходы |
Статья | Сумма | Статья | Сумма |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого | | Итого | |
Итого профицит (дефицит): | |
Приложение 3
ТЕСТ: «Хороший ли вы экономист в семье?»
Вопросы | да | нет | иногда |
Знаете ли вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты? | 20 | 5 | 10 |
Вы увидели очередь за дефицитной вещью. Будете ли вы стоять в очереди? | 5 | 20 | 10 |
Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме? | 20 | 5 | 10 |
Покупают ли в вашей семье одежду впрок? | 5 | 20 | 10 |
5.Заказывают ли в вашей семье такси? | 10 | 10 | 20 |
6.Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты? | 5 | 20 | 10 |
7.Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей? | 20 | 5 | 10 |
Хотите ли вы иметь сбережения в банке? | 20 | 10 | 10 |
Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим? | 10 | 10 | 20 |
Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок? | 20 | 5 | 10 |
65-100 баллов. В вашей семье не имеют понятия о том, что деньги любят счет. Вам не хватает денег от зарплаты до зарплаты. В вашей семье следует прислушиваться к советам по рациональному распределению средств.
100-160. Квалификация семейного экономиста у вас не высока. Вы знаете, что в вашей семье бюджет расходуется не совсем рационально, но ничего не можете с этим поделать. Вы не можете отказать себе в удовольствии покупать приятные, но не всегда необходимые товары. В расходах вам надо научиться определять приоритеты.
160-200. Вы хороший экономист и многим у вас можно поучиться в ведении домашней экономики. Вашей семье нечего бояться. К деньгам вы относитесь спокойно. Каждый в семье знает цену заработанных денег и умеет правильно и грамотно распределить семейный бюджет, учитывая интересы и возможности всех.
5