СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Урока Памяти"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен материал для проведения Урока Памяти к 9 мая.

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Урока Памяти"»

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Автомобильно-технический колледж"

филиал п. Ярославский







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПАМЯТИ

"ОН РОДИНУ СЕРДЦЕМ СВОИМ ЗАЩИЩАЛ"







Преподаватель: Евстратенко О.П.



май 2015 г.

Тема: Урок памяти "Он Родину сердцем своим защищал"

Урок памяти проводится накануне государственной и военно-исторической даты – Дня Победы в ВОВ.


Цели урока:

1. Образовательные: актуализация знаний студентов о Великой Отечественной войне; формирование патриотического сознания студентов и их чувства гордости за свою Родину; сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины

2. Развивающие: развитие познавательной активности студентов, развитие интереса к истории своей малой Родины; популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил, развитие личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций

3. Воспитательные: продолжить работу по историческому, культурно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию учащихся; воспитание понимания недопустимости решения вопросов внешней политики военным путем; побуждение к использованию в качестве примера для подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен; формирование уважительного отношения к государственным и общественным ценностям


Оборудование: мультимедийная система, компьютер, материал презентации.







Ход урока:




Патриотизм – это чувство сопричастности к судьбам своей Родины, готовность служить ей, защищать ее интересы.

Д.С. Лихачев

Вступительное слово преподавателя: много разных потрясений пережило человечество в ушедшем от нас в прошлое ХХ веке. Но такого ужаса, что принесло народам фашистское нашествие, еще не знала история. Великое истребление народов, великая бойня, каких еще не знал мир. Наш народ назвал эту священную войну Великой Отечественной. Защищать Отечество поднялись и стар и млад. Все дальше в историю уходят годы Великой Отечественной войны, но никогда в памяти народной угаснет чувство великой благодарности старшим поколениям за тот подвиг, который они совершили ради других поколений, ради мира на земле.

Историческая роль СССР во второй мировой войне заключается в том, что Советский Союз был главной военно-политической силой, обусловившей победный ход войны, ее решительные результаты и в конечном итоге - защиту народов мира от порабощения фашизмом. Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте, но и миллионы мирных жизней унесла развязанная фашистами бойня.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной и суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию. Они выдержали много испытаний. Сколько их было.…

Слайд 2.


Кто скажет, что он амбразуру закрыл

И умер у огненной дверцы?

Он Родину сердцем своим защитил,

Простым человеческим сердцем.

А. Фатьянов

Слайд 3.

Видеоряд с музыкальным сопровождением "Вставай страна огромная".

Слайд 4.

Наша земля – это частичка нас. Это то место, где мы родились, учимся, живем. Это цветущие сады, это реки, это мирное небо над головой, это радостная и спокойная жизнь людей, которые стремятся улучшить эту землю и обеспечить мир. Война – это страшное слово. Это ужас, это разрушение, это безумие, это уничтожение всего живого. Когда на землю приходит война, на ее защиту встают те, кому дорога эта земля. Так было и в тысяча девятьсот сорок первом году, когда на нашу Родину напала фашистская Германия. На борьбу с врагом поднялся весь советский народ. Люди не жалели ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы над врагом.

Слайд 5.

Обращение Левитана к гражданам страны "Внимание, говорит Москва".

Слайд 6.

Стихотворение с музыкальным сопровождением о начале войны.

Слайд 7.

Поистине бесчеловечным было отношение фашистов к русским людям. Их увозили в рабство, убивали военнопленных в концентрационных лагерях, убивали и жестоко обращались с гражданским населением на оккупированной территории.

Слайд 9.

Особую жестокость фашистов следует отметить по отношению к детям. Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли тяжелой работой». Дети погибали в лагерях, надрывались в тылу и на войну наши дети уходили прямо из-за школьной парты, не успев повзрослеть.

Слайд 12.

Да, за ценой не постояли, бились насмерть наши солдаты. В жестоком сражении люди проявили личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство. Подвиги простых русских людей пугали врага, вселяли в него чувство страха.

Информация преподавателя: по всем мыслимым и немыслимым расчетам во многих битвах русские воины, оставшиеся в меньшинстве, израненные и голодные, должны были проиграть: ведь почти ничего не оставалось для ведения боя. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ответ в трех словах – присяга, долг, патриотизм:

- присяга – клятва Родине;

- долг – обязанность перед Родиной;

- патриотизм – любовь к Родине.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…».

Слайд 13.

Звук метронома.

По уточненным данным министерства обороны России, общие людские потери СССР в годы Великой Отечественной войны составили 26,6 миллиона человек, безвозвратные потери личного состава советских Вооруженных сил составили свыше 8,6 миллиона человек.

Слайд 14.

На момент начала войны в Красной армии находились 4,826 миллиона военнослужащих, 75 тысяч сотрудников других ведомств, которые стояли на довольствии министерства обороны.

За все время войны было мобилизовано 29,5 миллиона человек. К 1 июля 1945 года в армии находились 11,39 миллиона человек, в госпиталях на лечении - 1,046 миллиона человек.

Слайд 15.

Что касается соотношения людских потерь Вооруженных сил СССР и фашистской Германии, то оно составляет 3:1. Потери Германии составили около 6 миллионов человек, их союзников - 806 тысяч.


Слайд 18.

История сохранила примеры героизма советских людей в годы войны и их фамилии, а сколько ещё остается неизвестным…
Участие в сражениях за свободу Родины – это уже подвиг!

Информация преподавателя: Победа хранит в памяти имена своих сынов и дочерей, героически отдавших жизнь в боях за Родину, таких, как Н.Ф.Гастелло, А.К. Горовец, Л.М. Доватор, Д.М. Карбышев, З.А. Космодемьянская, А.М. Матросов, И.В. Панфилов, В.В. Талалихин. За подвиги на фронтах Великой отечественной войны свыше 11 тыс. советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза, 104 из них получили это звание дважды, а Г.К. Жуков, И.Н. Кожедуб и А.П. Покрышкин - трижды.

Слайд 21.

Тревожная обжигающая весть о том, что 22 июня 1941 года совершено вероломное нападение фашисткой Германией на Советский Союз, молниеносно облетела всю страну. По всем селам Хорольского района прокатилась волна митингов. Архивные документы тех лет хранят тысячи заявлений добровольцев, которые хотел уйти на фронт. Только за период с августа 1941 по январь 1945 годов на фронты Великой Отечественной войны было призвано из района 3110 человек, принявших самое активное участие в разгроме врага. Не было ни одного фронта, где бы не бились хорольчане против фашистских захватчиков.

Слайд 22.

Ушедший на фронт добровольцем Юрков Иван, житель села Сиваковка, не раз проявлял героизм и отвагу, успешно выполняя ответственные задания командования. В январе 1945 года Юркову Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 23.

Слайд 25.

Семнадцатилетним пареньком ушел на фронт Никипелов Александр Демьянович из колхоза «Труженик» села Сиваковка. Попал в артиллерию и всю войну не расставался со своей пушкой. Освобождал Смоленщину, Белоруссию, Прибалтику от фашистской нечисти. Закончил войну в Кенигсберге. Домой вернулся полным кавалером орденов Славы. 

Слайд 26.

Слайд 28.

8 августа 1945 года Советское правительство объявило о состоянии войны с Японией. Одним из первых в бой с японскими милитаристами вступил батальон пограничников под командованием Ярового Артема Сергеевича, жителя с. Петровичи, призванного в 1930 году в ряды РККА и навсегда связавшего свою жизнь с армией. Командуя батальоном, он не раз проявлял смелость, инициативу, увлекал воинов личным примером. За проявленные героизм и отвагу в сентябре 1945 года капитану Яровому А.С. было присвоено звание Героя Советского Союза. 

Слайд 29.

Под небом Украины сражались жители сел Хорольского района Пугач Михаил Кириллович (с. Петровичи), Танцуренко Василий Дмитриевич (с. Прилуки), Каширин Александр Иванович (с. Приозерное). За беззаветное мужество и отвагу они были также удостоены звания Героев Советского Союза.

Слайд 30.

Примером могут служить семьи участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников, узников фашистских концлагерей, многие из них своевременно были удостоены наград, а некоторые получили их только сейчас. Большинство уже в достаточно преклонном возрасте и ограничены из-за плохого здоровья в передвижении, поэтому медали были вручены лично на дому администрацией района. В числе тех, кто встречал гостей были супруги Попело – Владимир Васильевич и Екатерина Филипповна, они оба фронтовики. Владимир Владимирович – участник ожесточенных боев под Сталинградом. Вернулся с войны домой инвалидом, потеряв ногу в результате ранения.

Слайд 31.

Еще одна семья, которая сыграла значимую роль, как в жизни нашего Хорольского района, так и во всей России – это супруги Галян – Евгения Константиновна и Николай Семенович. Евгения Константиновна служила в железнодорожных войсках, свой боевой путь закончила в Польше. Ее муж, ныне покойный, тоже был фронтовиком, после войны возглавлял районный совет ветеранов. Можно привести в пример еще множество хорольских семей и отдельных героев, погибших на поле брани или живущих по сей день. И мы ценим их ратный подвиг и доблестный труд в тяжелые военные годы.

Слайд 32.

Звучит стихотворение "Что мы знаем о войне?"

Слайд 33.

Самоотверженно трудились жители района и в тылу.
   Уже в конце июня - начале июля 1941 года появились в районе первые «двухсотники» - люди, выполняющие дневные задания на 200 %, работающие не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт. Среди них были рабочие Хорольской МТС Артюх Леонтий, Майборода Николай, Касьяненко Яков, Чибиряк Авраам. Замечательную инициативу проявили многие домохозяйки района, подав заявления с просьбой принять их на работу, чтобы заменить ушедших на фронт мужей, отцов, сыновей.

Слайд 34.

Среди них была Корецкая Софья Николаевна, жена электрика Хорольской МТС. В Лучках 18 девушек сели за штурвалы комбайнов. В колхозе «Труд» (с. Петровичи) стали заниматься на курсах комбайнеров девушки Богиня Галина, Кошевая Полина, Мусиенко Антонина, Цветкова Мария. Знатная трактористка страны Лавриненко Надежда из с. Лучки выполнила годовой план на 136 %. 

Слайд 36.

Сиухин Василий Максимович родился 4 января 1926 года в Воронежской области в семье служащего. Осенью 1943 года был призван в ряды Советской Армии и форсированным маршем прибыл в Приморский край, Хорольский район, село Лучки в 1053 стрелковый полк 300 дивизии. Службу проходил во взводе разведки. В период с 9 августа по 3 сентября 1945 года в качестве заместителя командира отделения принимал участие в боевых действиях против империалистической Японии. В составе дивизии дошел до г. Харбина. Имеет правительственные награды: медали «За боевые заслуги», «За победу над Японией».

Слайд 37.

Только в первый год войны было призвано более полутора тысяч человек, а всего за годы войны из Хорольского около тысячи ушедших на фронт не вернулись с поля боя.  672 жителя района получили высокие правительственные награды. Били фашистов Клюс Александр Яковлевич, Ляхов Петр Иванович, Овсеенко Владимир Яковлевич, Пономарчук Иван Зиновьевич, Попело Владимир Васильевич. Не отставали от них и женщины, участницы Великой Отечественной войны, Блажчук Анастасия Васильевна, Галян Евгения Константиновна, Асланян Анна Ивановна и многие сотни хорольчан – участников войны.

Слайд 38.

Совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего народа. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Слайд 39.

Но вновь солдат с больничной койки
Вставал — и шел на честный бой!
Не за награды был он стойким,
За край сражался свой родной!
 Не забывайте о солдатах!
Тот миг, когда он погибал,
Не похоронки скорбной датой —
Молчания минутой стал.

Слайд 40.

Минута молчания с музыкальным сопровождением.

Слайд 41.

Видеоряд "Память" с музыкальным сопровождением "Солдаты".

Слайд 42.

Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло много времени. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история.

Слайд 43.

Фрагмент постановления администрации Хорольского муниципального района о создании рабочей группы по сбору и подготовке информации об участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - жителях Хорольского сельского поселения для регионального портала «Книга памяти».

Слайд 44.

Департамент труда и социального развития Приморского края поздравил ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда Сысунову Марию Гавриловну, проживающую в селе Хороль, с юбилеем. 20 ноября 2014 года ей исполнилось 90 лет. В этот день ее поздравили общественные организации и должностные лица. Мария Гавриловна получила подарки и поздравление от президента Российской Федерации Владимира Путина.

Слайд 45.

27 марта 2015 года принимала поздравления в связи с 90-летним юбилеем труженица тыла в период Великой Отечественной войны Темлянцева Вера Михайловна, проживающая в с. Хороль. Представители администрации Хорольского района вручили поздравление от Президента Российской Федерации В.В. Путина, поздравления и подарки от главы муниципального района А.А.Губайдуллина и районных общественных организаций.

Слайд 46.

Ветераны ВОВ п. Ярославский (2012 год).
Спасибо Вам за то, что мы живем! Музыкальное сопровождение - новая песня к 9 мая.

Преподаватель: как Вы считаете, почему среди участников ВОВ нет ни одного уроженца поселка Ярославский?

Ответ студентов: к моменту начала и окончания ВОВ населенного пункта поселок Ярославский еще не было.

Слайд 47.

На уроке памяти, посвященном Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы прикоснулись к частице великого подвига. Прошу Вас принять активное участие в мероприятиях к Дню Победы.

Информация преподавателя: праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.

Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.

Слайд 48.

Видеоряд с музыкальным сопровождением "Этот день Победы".

Заключительное слово преподавателя: подводя итоги проведения урока памяти, хочу обратить Ваше внимание на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям, уважительное отношение к государственным общественным ценностям.

Наш патриотический долг сегодня состоит в том, чтобы Знамя Победы, добытое нашими ветеранами, находилось в надежных руках нынешнего и будущего поколений. С каждым годом ветеранов становиться все меньше. Наша первоочередная задача состоит в том, чтобы солдат Победы окружить заботой и вниманием. Тогда ветераны убедятся, что их подвиг бессмертный, славные традиции народа-победителя в надежных руках. Не пропадут бесследно и имена тех, кто не вернулся с той великой битвы, их имена навечно высечены на камне обелиска, стоящего в центре села Хороль.

Спасибо всем за участие в уроке памяти.














Список литературы:

1. Большая советская энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия, 1972.
2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия.-М.: Советская энциклопедия, 1985.
3. Школьная энциклопедия. История России. ХХ век. – М.: Пресс образование, 2003.
4. Научно-методический журнал. Классный руководитель. ( № 1-8 за 2009 и № 1—3 за 2010 г)
5. Теоретический и научно-методический журнал. Воспитание школьников. (№ 1-2 за 2010 г)
6. Последний звонок. (№ 1-2 за 2010 г)
7. Журнал Педсовет (№ 1 за 2010 г)
8. Практика административной работы в школе (№ 1-2 за 2010 г)

9. Историческое образование в современной России. — М., 2009. - № 5

10. История Отечества. XX век. / под ред. Л.Н. Жарова, И.А. Мишина — М., 2009


11. Приморский край... Архивы Великой отечественной...

rodina.pomni-yanaul.ru›vse-regionu/primorskij-…


12. КП ПРИМОРСКИЙ КРАЙ :: КНИГИ ПАМЯТИ :: 2-ая Мировая...

forum.vgd.ru›Книги памяти


13. Село Хороль | ...и продовольствия Приморского края

agrodv.ru›content/selo-khorol










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!