СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок памяти в 5 классе. «Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная авторская разработка урока памяти  в 5 классе посвящена творчеству русского советского прозаика, поэта, драматурга,сценариста, журналиста, военного корреспондента Константина Михайловича Симонова. Предназначается для учителей русского языка и литературы, классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Урок памяти в 5 классе. «Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Грушевская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак





Урок памяти

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.

К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

5- В класс





Подготовила учитель

русского языка и литературы

Глущенко А.С.

Цель:

Продолжить изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. Ознакомиться с произведением К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, своей семьи, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

УУД: Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека, знать о героях крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта

Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (коллаж о подвиге и предательстве)

Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Оборудование: проектор, презентация, выставка книг, портрет К.М. Симонова, иллюстрации к произведению, аудиозапись стихотворения, материал для создания коллажей, плакаты с терминами, учебник под редакцией Коровиной В.Я. Литература 5 кл.

Ход урока

  1. Вступление учителя

Проблемный вопрос.

Ребята, я хочу начать с того, что 77 лет назад нашу Родину настигла беда. Кто мне скажет, какая? (началась Великая Отечественная война).

А когда она началась? Как? Где?

Гарнизон Брестской крепости одним из первых принял на себя удар немецкой армии во время начала Великой Отечественной войны. Неожиданный штурм крепости начался в 4 часа ранним утром 22 июня 1941 года ураганным артиллерийским огнем.

Работа в группах. Игра «Ассоциации»

Подберите ассоциации к слову война. Давайте заполним таблицу

Звуки

войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны

Гарь, копоть, дым

Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен

Боль, ненависть, страх…

  1. Проверка домашнего задания

1 группа – стихотворение наизусть «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить

  1. Целеполагание

Слово учителя

Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? У вас есть подсказки

Для чего мы проводим наш урок? С какой целью? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведением о подвиге обычного человека в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писал поэт Константин Михайлович Симонов в своем стихотворении.

4. Работа по теме урока

Работа в тетрадях.

Марк Ту́ллий  Цицеро́н — древнеримский политический деятель, оратор и философ сказал: «Когда говорят пушки, музы молчат».

Словарная работа

Муза

1) В греческой мифологии: каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук.2) В переносном значении – символ поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

Но позвольте не согласиться с великим оратором.

Накануне войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, из них на поле боя отправились 944 человека, а не вернулось оттуда 417.

Давайте запишем, как звали некоторых из них:

Александр Трифонович Твардовский, Константин Михайлович Симонов, Федор Григорьевич Сухов, Юлия Владимировна Друнина и многие другие.

5.Физкультминутка.

Работа с биографией К.М. Симонова (Реализация домашнего задания группы № 2)

На нашем уроке мы с вами проанализируем стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» К.М. Симонова

Биография К. М. Симонова (рассказ учащегося).

Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.

В1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К  этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.

Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Словарная работа

Майо́р (лат. Maior — старший) — чин, первое войсковое звание старших офицеров в некоторых вооружённых силах государств мира.

Лафет – специальное приспособление, на котором закрепляется ствол оружия.

Брест – крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Чтение и анализ стихотворения. Читает К. Симонов (аудиозапись)

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.

Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.


Комментарий учителя

В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».

Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.

Работа с теорией литературы

Найдите слова в переносном значении в произведении:

зачтутся эти десять дней, дом отнят у мальчишки, горе оборвало сердца, призвал нас воинский закон.

Найдите эпитеты: заснувшая игрушка, седой мальчишка,

Найдите элементы сказочного повествования: за тридевять земель

Какой вид рифмы представлен в произведении? Абаб – перекрестная

Какой стихотворный размер? – ямб

6.Подведение итогов урока

Работа в группах

Создание коллажа на тему «Подвиг» и «Предательство». Защита мини-проектов

7.Рефлексия

Метод «Микрофон»

- Что такое подвиг?

- Человек, совершивший подвиг, какой он?

- Какими качествами обладает?

- Сегодня я хотел бы пожелать всем людям на Земле…

Мне урок понравился тем, что…

8. домашнее задание

Подготовить иллюстрации к произведению


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!