СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Памяти героев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный Урок Памяти был проведен в рамках месячника патриотического воспитания и приурочен ко дню освобождения родного города от немецко – фашистских захватчиков. Содержание урока, формы и методы направлены на формирование нравственных основ личности младших школьников, чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы Великой Отечественной войны. Материал урока соответствует  возрастным особенностям второклассников.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Памяти героев"»

Методическая разработка Урока Памяти,

посвященного 79 годовщине освобождения города Свердловска от немецко – фашистских захватчиков (2 класс)

ВВЕДЕНИЕ

Данный Урок Памяти был проведен в рамках месячника патриотического воспитания и приурочен ко дню освобождения родного города от немецко – фашистских захватчиков. Содержание урока, формы и методы направлены на формирование нравственных основ личности младших школьников, чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания и благодарности к старшему поколению за героизм и самоотверженность в годы Великой Отечественной войны. Материал урока соответствует возрастным особенностям второклассников.

Цель урока: познакомить второклассников со страницами истории города Свердловска в годы Великой отечественной войны; способствовать обогащению эмоционального мира детей нравственными переживаниями, моральному развитию учащихся и их творческих способностей; воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.

Оборудование: предметные картинки (строитель, арбуз, шар, солнце, паутина), портреты Лидии и Светланы Бабарицких, сюжетные картинки с изображениями войны, листы формата А5 со стихотворением «Спасибо, солдат» с пропущенными буквами (по количеству детей в классе), элементы для украшения письма – треугольника, звездочки из цветной бумаги.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организация класса.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок – это Урок Памяти. Память есть у растений и животных, даже у камня, сохранившего отпечатки доисторических растений и животных. Память – это то, что связывает прошлое и будущее. В нашей жизни есть события, даты, имена людей, которые навсегда останутся в памяти многих поколений. Чтобы узнать, чему посвящен наш Урок Памяти, расшифруйте ребус.

  1. Определение темы урока.

йна

, а

,,,








(МИР СТРОИТ, А ВОЙНА РАЗРУШАЕТ.)

- Ребята, как понимаете смысл этой пословицы? (В мирное время человек что – то строит, совершает открытия, что – то создает, война все быстро разрушает, уничтожает.)

- Что можете сказать о словах мир – война, строит – разрушает? (Антонимы)

- Как понимаете значение слова МИР?

- В толковом словаре С.И. Ожегова: МИР – Вселенная, планета, земной шар; дружеские связи, согласие между кем – либо, тишина, покой.

- Какие ассоциации возникают вас со словом МИР?

(На лучиках учитель дописывает ассоциации детей)

- А как понимаете слово ВОЙНА?

- ВОЙНА - борьба, враждебные отношения с кем – либо; вооруженная борьба между народами или государствами.

- Какие ассоциации возникают у вас этим словом?

(Учитель вписывает ассоциации детей)

- О чем же мы поговорим с вами на нашем уроке? (Дети высказывают свои предположения)

III. Работа над темой урока

  1. Рассказ учителя, который сопровождается показом иллюстраций о военном времени (Приложение 1)

- Сегодня мы поговорим о страшной войне 20 века, которая началась 22 июня 1941года. Она длилась долгих 4 года, 1418 дней. В этой войне погибло 27 млн. человек, но страна под названием Советский Союз, частью которой мы являемся сейчас, одержала победу. В этом году мы празднуем 77 лет Победы в Великой Отечественной войне. И мы с вами никогда не должны забывать тех, кто защищал нашу страну от врага, имя которому фашизм. Мы с вами живем в маленьком городе Свердловске. Война не обошла и его стороной. Около 15000 свердловчан ушли на фронт и более половины из них не вернулись домой. 22 июля 1942 г. фашистские войска захватили территорию Свердловского района. За время оккупации гитлеровцы расстреляли и замучили 227 человек, в том числе 27 детей. Жертвами фашистов стали врачи А.А. Мартынова и М.В. Саянова, которые выдавали жителям города фиктивные справки о болезнях, чем спасли многих от угона в Германию. Постоянным местом казней в Свердловске стал шурф шахты № 23. После освобождения из него были извлечены тела 62-х замученных человек. Около 4645 человек оккупанты угнали на принудительные работы в Германию. Жители города всеми силами боролись с захватчиками. С первых дней оккупации в Свердловском районе активно действовала патриотическая группа, возглавляемая Григорием Романченко. Группа принимала по радио и распространяла в виде листовок сводки Совинформбюро, выводила из строя вражескую технику, собирала оружие, подпольщики взорвали железнодорожный состав с продовольствием для немецких войск, готовили восстание совместно с лагерем для военнопленных. В это военное тяжелое время в нашей школе «Свердловский лицей №1» располагался военный госпиталь, а у

чащиеся ухаживали за ранеными, писали письма их родным, помогали врачам. А теперь мы носим имена двух сестер – подпольщиц Лидии и Светланы Бабарицких.



16 февраля 1943 г. советские войска освободили г. Свердловск.

- Ребята, а есть ли у вас прабабушки и прадедушки, которые были участниками этой страшной войны? (Рассказы детей).

- Ребята, а вот мой дедушка, Крупий Борис Федорович, ушел на фронт, когда ему исполнилось 17 лет. Он участвовал в сражениях за Сталинград, Киев, в боях за Польшу был тяжело ранен и отправлен в госпиталь. Победу встретил, находясь на лечении. Мой дедушка награжден орденом Великой Отечественной войны, орденом «За мужество», медалью Жукова, медалью за Победу над Германией. (Детям демонстрирую награды)

2. Фронтовые письма

- Ребята, отгадайте загадку:

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Письмо)

Физкультминутка

Письмо само никуда не пойдёт, (шагают на месте)
Но в ящик его опусти — (приседают)
Оно пробежит (бег на месте),

пролетит (имитация самолета),

проплывёт (имитация движений пловца)
Тысячи вёрст пути.


- Не было на фронте человека, который не скучал бы по родному дому. Единственной связью с родными были письма. Фронтовые письма чаще всего были очень короткими, написаны между боями. В них солдаты пытались успокоить своих близких. А знаете ли вы, что почтовых конвертов во время войны не хватало, поэтому письма писали и делали из них конверт – треугольник. Послушайте, отрывки из фронтовых писем.

«Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа». Из письма неизвестного солдата

«Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое — уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные». Сержант гвардии Андрей Гаденов. 10 ноября 1942 года

«...Свободного времени мало. Многому приходится учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля». Николай Дронов. Погиб под Керчью в 1942 году

«Здравствуй, моя дочка Ленуся! Посылаю тебе с фронта эту открытку и передаю тебе свой горячий привет. Теперь ты уже наверное выздоровела. Слушайся маму, получше одевайся и не простуживайся. Я очень скучаю по тебе. Так хочется увидеть свою дочечку, которая уж выросла и стала умной барышней. Крепко целую свою Лену. Привет маме, бабушке, дедушке и Вите. Пиши как живешь. Твой папа».

«Ну вот, милый мой сын, ну вот мы больше не увидимся. Я получил задание, выполнив которое, не вернусь живым… Этого ты, мой малыш, не пугайся, а гордись той смелостью, с которой пойдет твой папа к смерти, но к победе. От выполнения моего задания зависит жизнь тысяч людей. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения. Без обмана: больше не жди и не огорчайся, что оставляю тебя. Ты не один, с тобой Родина! Прощай сын! Прощайте все! Любите Родину. Январь 1944 г.» Капитан Масловский

- Этих писем ждали с большим нетерпением. Ребята, а давайте и мы напишем письмо – треугольник в прошлое солдату - освободителю со словами благодарности за то, что отстоял в те далекие годы мир для нас. Перед вами лист, а на нем отрывок из стихотворения, давайте прочитаем его, вставляя пропущенные буквы.

Сп..сиб.., солдат,
За ж..вых на з..мле,
За свет г..р..дов,
За цв..тенье п..лей,
За дедов седых
И за наших р..бят.
Я сер..цем св..им г.ворю —
Сп..сиб.., солдат!

3. Изготовление открытки – письма – треугольника. (Из этих писем – треугольников на доске складывается вечный огонь)

4. Дидактическая игра «Восстанови строки стихотворения» (Дети восстанавливают стихотворение, правильно расположив предложения по цветам радуги. На доске появляется радуга)

Все дети планеты мечтают о мире,
О детстве весёлом и солнце игривом.
Чтоб мир наш наполнен был светом, добром,

И не было боли, страдания в нём.
Все дети земли жить хотят без войны.
Услышать их взрослые просто должны.
Прекрасного столько увидишь вокруг,
Любовь, красота – наш спасательный круг.
Чтоб не было слёз и не было зла,
Я это запомнить прошу навсегда.
Возьмёмся за руки вместе друзья,
И музыку эту услышит Земля.

IV. Подведение итогов. «Салют Победы»

- Все дальше и дальше уходят грозные годы Великой Отечественной войны, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной. Ребята, помните и никогда не забывайте, какой ценой завоеван МИР на нашей родной земле. У вас на партах лежат маленькие разноцветные звездочки, давайте из них сделаем на нашей доске праздничный салют в часть героев, подаривших нам МИР!

Погибшим и живым

 Погибшим –
 Быть бессменно на посту,
 Им жить в названьях улиц и в былинах.
 Их подвигов святую красоту
 Отобразят художники в картинах.

 Живым –
 Героев чтить, не забывать,
 Их имена хранить в бессмертных списках,
 Об их отваге всем напоминать
 И класть цветы к подножьям обелисков!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данный урок носит огромный воспитательный характер.. Учащиеся не только в доступной форме знакомятся с историей родного города в годы Великой Отечественной войны, но и вовлекаются в практическую деятельность, в ходе которой самостоятельно изготавливают письмо – треугольник в прошлое солдату – освободителю. Это письмо содержит слова благодарности за подаренный мир. На уроке происходит смена видов деятельности, имеет место физкультминутка, присутствует наглядность, материал доступен и понятен второклассникам.

ЛИТЕРАТУРА

Интернет – ресурсы:

  1. https://trinixy.ru/129395-frontovye-pisma-kotorye-trogayut-do-glubiny-dushi-7-foto-tekst.html

  2. https://stihi.ru/2015/12/19/3267

  3. https://www.detkityumen.ru/biblio/category144/holidays/656/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!