СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира в 4 а классе. Тема: "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления учащихся с определением «отечественная война»; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира в 4 а классе. Тема: "ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА".»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с определением «отечественная война»; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, историческими источниками, организовывать рабочее место.

Метапредметные: познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://www.youtube.com/watch?v=iRspm6R93Y0

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портрет М.И. Кутузова, Наполеона; иллюстрация с изображением Бородинской битвы

Основные понятия

Отечественная война



Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

СЛАЙД 2

- А сейчас давайте настроимся на урок.

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткем из ниточек урок

Он знакомства нашего исток.

А исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

- Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по страницам истории. А чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу.

СЛАЙД 3

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

(1812 год.)


- Правильно, это 1812 год. Этот год был непростым для России, а почему – вы узнаете сегодня на уроке.

СЛАЙД 4

Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».


- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

- Что мы будем делать для достижения этой цели?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

СЛАЙД 5

  1. Почему эту войну называют отечественной?

  2. Сколько времени продолжалась эта война?

  3. Кто победил в этой войне? И т. д.


Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, организация рабочего места

2.Открытие нового знания

Фронтальный опрос














































































  1. Работа со словарем

- Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество».

(Ответы детей.)

- Где можно узнать определение этого слова?

(В словаре.)

СЛАЙД 6

- В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

2. Работа в группах

- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих.

СЛАЙД 7

Задание для первой группы

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

- Прочитайте текст на стр. 112-113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавил французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

Задание для второй группы

Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года.

- Прочитайте текс на стр. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на стр. 114-115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года?

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. какой момент боя был самым тяжелым?

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на стр. 114-115?

Задание для третьей группы

Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны.

- Прочитайте текст на стр. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.

1. Кто такие партизаны?

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?

- А теперь давайте поговорим о личностях.

СЛАЙД 8

- Кто такой Наполеон Бонапарт? О нем нам расскажет Кудряшов Антон.


УЧИТЕЛЬ

- Русская армия продолжала отступать.

… Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

- Об этом писал М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино».

Но командиры не боялись «изорвать чужие мундиры», а тщательно готовились к генеральному сражению. Главнокомандующим армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

СЛАЙД 9

О Кутузове нам расскажет Курганов Николай.


УЧИТЕЛЬ

- Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова рассказывал так:

… Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый,

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус …

СЛАЙД 10

О Бородинском сражении расскажет Шлык Карина


- Почему же Кутузов принял решение оставить Москву врагу?

- А как воевал народ и партизанские отряды против Наполеона?


- Много построено памятников героям войны 1812 года.

СЛАЙД 11

- В Петербурге, например, построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли. А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова.

(Демонстрирует фотографии памятника)

- О других памятниках героям войны 1812 года вы подготовите к следующему уроку.


Отвечают на вопросы









































































Рассказывает Кудряшов Антон



Внимательно слушают



















Рассказывает Курганов Николай



Внимательно слушают













Рассказывает Шлык Карина


Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в группе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета


Устные ответы

3.Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

- О каком историческом событии мы сегодня говорили?

- Что произвело на вас самое большое впечатление?

- Объясните, почему война 1812 года называется отечественной.

- Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ, превратился в войну Отечественную.

СЛАЙД 12

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

СЛАЙД 13

В 1812 году Россия вела Отечественную войну против захватчиков. На борьбу с врагом поднялся весь народ. Разгром наполеоновских войск в России и заграничный поход русской армии помогли освободиться от завоевателей другим народам Европы.

- Много стихов написано стихов про войну 1812 года. Давайте вернемся к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино», строки из которого я цитировала на уроке и послушаем отрывок, который нам прочитает Коршунова Александра

Бородино (отрывок)

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой …

(М.Ю. Лермонтов)

- Какие чувства, эмоции вы испытали, слушая это стихотворение?

СЛАЙД 14

- А сейчас дополните предложения.

  • Я узнал …

  • Я научился …

  • Мне понравилось …

(Самооценка. Комментарий учителя)

СЛАЙД 15

Высказывания детей














Дети обращают внимание на доску, где записаны вопросы
















Читает наизусть Коршунова Александра


















Отвечают на вопросы

Фронтальная, коллективная














Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

4.Домашнее задание

Комментарий учителя

1.Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 39-40.

2.Найти дополнительный материал о других героях и памятниках героям войны 1812 года.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач








































Задание для первой группы


Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».


- Прочитайте текст на стр. 112-113 учебника. Ответьте на вопросы.


1. В каком году началась война?




В июне 1812

2. Между какими странами шла война?




Между Россией и Францией

3. Кто первым начал войну и почему?




Французская армия вторглась в Россию, потому что Наполеон мечтал покорить весь мир.

4. Кто возглавил французскую армию?




Наполеон Бонапарт

5. Кто возглавил русскую армию?




Михаил Илларионович Кутузов





Задание для второй группы


Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года.


- Прочитайте текс на стр. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на стр. 114-115. Ответьте на вопросы.


1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года?




Бородинское сражение

2. Где оно произошло?




На широком и просторном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы

3. Чем закончилось?




Полководец Кутузов принял нелегкое решение отступить

4. Какой момент боя был самым тяжелым?




Оборона Курганной высоты

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на стр. 114-115?




Во главе защитников стоял генерал Николай Николаевич Раевский. В течение нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. Все же после ожесточенных атак враг занял высоту



Задание для третьей группы


Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны.


- Прочитайте текст на стр. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы.


1. Кто такие партизаны?





Те, кто воевал на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооруженные вилами, дубинами, брошенным оружием, а также небольшие отряды русской армии

2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?





Денис Васильевич Давыдов. Он был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем

3. Как была изгнана французская армия за пределы России?





Партизаны и ополченцы изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Действия партизан были внезапны и стремительны. Конные отряды неожиданно появлялись в тылу врага и наносили удары с тыла. Рейды партизан нанесли огромный ущерб французам. Есть было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде. Силы французов таяли. Отступление было мучительным. Наступившая зима измучила французских солдат. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!