Работа со словарем - Прежде чем мы начнем говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «Отечество». (Ответы детей.) - Где можно узнать определение этого слова? (В словаре.) СЛАЙД 6 - В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой читаем: отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. 2. Работа в группах - Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и подготовит выступающих. СЛАЙД 7 Задание для первой группы Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война». - Прочитайте текст на стр. 112-113 учебника. Ответьте на вопросы. 1. В каком году началась война? 2. Между какими странами шла война? 3. Кто первым начал войну и почему? 4. Кто возглавил французскую армию? 5. Кто возглавил русскую армию? Задание для второй группы Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года. - Прочитайте текс на стр. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на стр. 114-115. Ответьте на вопросы. 1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года? 2. Где оно произошло? 3. Чем закончилось? 4. какой момент боя был самым тяжелым? 5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на стр. 114-115? Задание для третьей группы Проблема: исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны. - Прочитайте текст на стр. 116-117 учебника. Ответьте на вопросы. 1. Кто такие партизаны? 2. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов? 3. Как была изгнана французская армия за пределы России? - А теперь давайте поговорим о личностях. СЛАЙД 8 - Кто такой Наполеон Бонапарт? О нем нам расскажет Кудряшов Антон. УЧИТЕЛЬ - Русская армия продолжала отступать. … Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» - Об этом писал М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино». Но командиры не боялись «изорвать чужие мундиры», а тщательно готовились к генеральному сражению. Главнокомандующим армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. СЛАЙД 9 О Кутузове нам расскажет Курганов Николай. УЧИТЕЛЬ - Про ночь накануне Бородинской битвы старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова рассказывал так: … Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый, Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус … СЛАЙД 10 О Бородинском сражении расскажет Шлык Карина - Почему же Кутузов принял решение оставить Москву врагу? - А как воевал народ и партизанские отряды против Наполеона? - Много построено памятников героям войны 1812 года. СЛАЙД 11 - В Петербурге, например, построен Казанский собор. Перед собором стоят два памятника: Кутузову и де Толли. А в самом Казанском соборе хранятся французские полковые знамена и находится гробница Кутузова. (Демонстрирует фотографии памятника) - О других памятниках героям войны 1812 года вы подготовите к следующему уроку. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в группе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Личностные: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |