СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Общение как обмен информацией"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная методическая разработка предназначена для учителя истории и обществознания. Этот материал можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Практическая часть урока позволяет развить навыки общения.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание 10 класс\материал по откр уроку»

Урок. Общение как обмен информацией(3 часа)

Цели и задачи:

-создать условия для творческой деятельности по исследованию темы: «Общение как обмен информации» (Профильный уровень. По учебнику Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. и др.)

- найти и объяснить понятия и термины: «общение как обмен информацией», «коммуникация», «невербальное общение», «хронотоп»;

- охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуни­кации; описать вербальное и невербальное общение, выяснить; особенности общения в современном обществе;

-развивать у уча­щихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, де­лать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, характеризовать с научных позиций основные социаль­ные объекты; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии,

-работать с документами;

-развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье — это когда тебя понимают», — так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника».

-Как быть понятыми друг другом?

II. Целепологание

-Что такое «общение»? (Игра «Ассоциация». Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове «общение» .На доске выписываются опорные слова, которыми ученики будут пользоваться во время урока )

- Формулируем тему нашего урока. С какими проблемами вы столкнетесь при изучении темы. (Заполняем поле Жипто наверху).

III. Момент осознания учащимися недостающих знаний. Во время беседы подвести учащихся что они не знают или слабо знают об общении. На доске пишется план:

  1. Коммуникация, или общение.

  2. Средства общения.

  3. Невербальное общение.

4.Особенности общения в современном мире.

Во время урока вы будете играть по формату Жипто, переходя от простого к более сложным заданиям. У игры 3 уровня сложности, что позволяет изучать тему последовательно с интересными заданиями. Игровые поля находятся на рабочих столах персональных компьютерах и на экране проектора

Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств.

  1. Коммуникация, или общение

Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Нам предстоит выяснить сущность этих понятий и проанализировать их.

Работая с п. 1 § 31 и с представленными схемами, сравните эти два понятия





Двунаправленная

информация

Равноправны Осознанное вступление в контакт

Равноценны Видоизменяют информацию

Свободны Дополняют, уточняют

Активны

новая информация





Однонаправленная

информация

Активен в передаче информации Получатель информации

  • В чем вы увидели сходство и различия процессов общения и коммуникации?-

  • Какие особенности процесса коммуникации можно выделить?(Особенности процесса коммуникации: взаимное информи­рование, которое предполагает активность с двух сторон;
    влияние друг на друга; наличие «общего языка»; наличие барь­еров в процессе коммуникации.)

  • Кто и что может стать другом и врагом коммуникации?

  • Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е.И. Рогова «Психология общения» и ответьте на следующие вопросы:

        • Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?

  • Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие с приемом информации?

  • Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее сущест­венными для непонимания при обмене информацией?

  • Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникативных барьеров. Запишите в тетради.


2. Средства общения

- Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Прочитайте п. 2 § 31.

  • Какая знаковая система используется при вербальном об­щении?

  • Дайте характеристику речи как универсального средства ком­муникации.

  • Опишите ее механизм.

  • Расшифруйте ее формулу, представленную в виде схемы.

  • Опишите модель речевого общения из пяти элементов.

  • При каких условиях речь приобретает свое значение?


3. Невербальное общение

- Разумеется, всем понятна роль и значение СЛОВА.

Мы знаем, что, словом можно окрылить человека, а можно, к сожалению, и убить. А невербальное, т. е. неречевое общение? Какую роль оно играет в процессе коммуникации? Что оно собой представляет?

Ученые утверждают, что оно может способствовать усилению или ослаблению вербального общения. Наша задача доказать это.

Итак, невербальное общение, включает в себя:

  • жесты;

  • мимику;

  • пантомимику.


Разделившись на группы, исследуйте виды невербального об­щения, использовав дополнительный материал:

Группа 1 - исследование жестов.

Группа 2 - исследование пантомимики (позы).

Группа 3 - исследование мимики.

Группа 4 - исследование экстралингвистической системы.

Задания для групп находятся на игровом поле у определенных «гиперссылках»


Материал для группы 1

Жесты

Обычно в разговоре мы очень часто сопровождаем слова действиями, з которых главную роль играют руки. Особенно богатой жестикуляцией отличаются итальянцы и французы. Жесты несут определенную инфор­мацию.

Югославский ученый Р. Волос посвятил много времени изучению рус­ской культуры. На основе изучения около сотни русских жестов он пред­ложил такую их классификацию. К первой группе он отнес так называемые выражающие забывчивость- легкий удар пальцем по лбу недоумение - пожимание плечами; удовольствие - облизывание губ.

Ко второй группе отнесены «жесты-усилители» - классическое потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает денег, почесывание затылка или за ухом.

Особую группу составили «количественные жесты», которые у нас частично усваиваются, когда дети играют в «каравай» - «вот такой ширины».

Интересны «он-жесты», которые выражают отношение к другому человеку. Например, характерное вращение ладонью или пальцем возле лба означает, что умственные способности кого-то оцениваются не очень высоко.

В особые группы выделены «жесты защиты», «жесты эпитеты», «жесты - выключатели словесной речи» (например, приглашающее движение руки, заговорщическое или кокетливое подмигивание и т. д.)

Иногда жесты не помогают, а просто мешают человеку в речи. Давайте вспомним стихотворение А. Барто «Сильное кино»:

И вот она начала свой рассказ:

Они ползут,

А он им - раз!

Она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им раз!

Они ей раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нетрудно догадаться, что жесты здесь вряд ли помогут лучше передать содержание фильма. В этом случае уместна пословица: «Языком скажешь; так и пальцем не растычешь».

Жесты походки

В общем, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, разма­хивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего, критичны и скрытны. Они выполняют роль «сторонников дьявола», так им очень нравится подавлять других людей. Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже часто ходят, держа руки в карманах, волоча ноги и редко глядя вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль бордюра и как бы рассматривающего, что на нем лежит.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции.

Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход. Типичный образец - Уинстон Черчилль.

Материал для группы 2

Позы

Свои чувства мы можем выразить и телодвижениями. Например, человек проявляет по отношению к другому большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека про­является в напряжении тела, и наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию. Поза «руки на порю» - один из наиболее характерных жестов, используемых человеком для передачи агрессив­ного отношения.

Посмотрите, как сидят ваши одноклассники. Если ученица предпочитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива; хватается за все, не доводя начатое до конца.

Положение крест-накрест в области колен, ноги, выдвинутые впе­ред, руки, лежащие на коленях, характеризуют тип эгоистичных, само­довольных, самовлюбленных девушек, которые стараются привлечь к себе внимание и стремятся показать себя умнее во всех вопросах. Такие натуры отличаются чрезмерным любопытством. Вытянутые вперед ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом характере.

Американский психолог С. Декель установил зависимость между позой, в которой спит человек, и его характером. Тех, кто спит «калачиком», он на­зван «бутонами», т. е. людьми, которые не желают расставаться с детством. Это чувствительные, импульсивные натуры. Те, кто спит на животе, подтянув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны. Те, кто спит на спине, заложив руки за голову, общительны, сердечны и добры.

Материал для группы 3

Мимика

Мимика (выразительные движения мышц лица) позволяет нам выра­жать самые разные чувства и настроения. Она помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настрое­ние, отношение к тому, о чем он говорит.

Начиная разговор о мимике, имеет смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что каждый индивидуум сокращает преимущест­венно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонно­стям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глу­бокими и видимыми. Связь между невербальными сигналами, идущими от лица человека, и особенностями его поведения отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в портретных изображениях

Большое количество фактов о невербальной информации, переда­ваемой нашим лицом, накоплено наукой физиогномикой (от греч. physis -природа, gnomon - знающий) - учением о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения

Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос также несет информацию. Ари­стотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно из робкого десятка, волосы жесткие как у львов или кабанов чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длин­ным волосам или вычурным расцветкам.

Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способ­ности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как глупого нередко зовут узколобым. Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается умственной работой.

Психолог Г.И. Мартынов запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их, если нахмурите лоб. Напри мер, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно это люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.

У человека эмоционального складки глубоки и ярко выражены. У ин­теллектуала те же по форме складки очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек- информативным или методичным.

Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием или подниманием бро­вей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удавления до разочарования. Ниже лба располагаются брови и глаза. Мы поднимаем брови при удивлении и сводим их вместе, когда сердимся. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма. Глаза - ключевой элемент невербальной коммуникации. Восточная пословица гласит: «Ничего не бывает без начала, и все начинается с доро­ги». Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд - это первый шаг на пути к собеседнику. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием на поведение человека. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый,

Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос также несет информацию. Ари­стотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно из робкого десятка, волосы жесткие как у львов или кабанов чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длин­ным волосам или вычурным расцветкам.

Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способ­ности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как, глупого нередко зовут узколобым. Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается ум­ственной работой

Психолог Г.И. Мартынов запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их, если нахмурите лоб. Например, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно это люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.

У человека эмоционального складки глубоки и ярко выражены. У ин­теллектуала те же по форме складки очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек- информативным или методичным.

Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием или подниманием бро­вей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удивления до разочарования. Ниже лба располагаются брови и глаза. Мы поднимаем брови при удивлении и сводим их вместе, когда сердимся. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма.

Глаза - ключевой элемент невербальной коммуникации. Восточная пословица гласит: «Ничего не бывает без начала, и все начинается с доро­ги». Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд - это первый шаг на пути к собеседнику. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием на поведение человека. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, молящий, задумчивый, просящий, укоризненный, вопрошающий, восхищенный, прощальный, мимолетный.

В книге «Гроссмейстер общения» С. Дерябо и В. Ясина дают подробное описание значений выражения глаз:

1. Слишком широко открытые глаза, «вытаращенные»:

• бессознательное стремление получить максимум информации, что­бы не ускользнули даже мелочи: У Батистова чуть дыхание не захватило; он сидел все время с раскрытым ртом и выпученными глаза ми и слушал, слушал, как отроду не слушал никого... (И. Тургенев. «Рудин»);

  • при неожиданности, удивленном восхищении, например, у детей при виде новогодней елки; при возникшей вдруг наивной радости, например, решающий гол в напряженном матче;

  • при испуге, ужасе - падение гимнаста в цирке: Степан Трофимович таращил глаза и трепетал. (Ф. Достоевский. «Бесы»);

  • огромное любопытство («пожирать глазами»);-

  • полная беспомощность, неспособность понять;

  • пришедшее вдруг понимание («Вот где собака зарыта!»).

Но при этом нельзя забывать о том, что некоторые люди могут созна­тельно использовать указанные закономерности. Так, опытные мошенни­ки сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами!

2.Прищуренный взгляд- пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-то действие.

  • Когда он направлен вбок - коварство, хитрость.

  • При наклоне головы в сторону суженный взгляд – припоминание.

3.Закрытые глаза:

  • сосредоточенность на самом себе;

  • тщательное обдумывание;

  • наслаждение;

  • кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания.

4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание(«С тобой все
ясно!», «Я тебя вижу насквозь»):

  • сигнал тайного согласия с кем-то другим;

  • кокетство (при этом - склоненная набок голова и соответствующая улыбка). Глазами Марья Ивановна кокетничала, бойко и гордо их прищуривала. (И. Бунин. «На даче»).

5.Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопать глазами») -при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях, нервозности. Игнатий заморгал, развел руками... - Да что же это за доказательство! (И. Бунин. «На даче»).

6.Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об уси­лении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе зрачок увели­чивается, при расслаблении - уменьшается. Например, в экспериментах,
когда мужчинам предъявляли фотографии красивых женщин, их зрачки увеличивались вдвое. Да, - говорил Чичиков лениво. Глазки стали у него необыкновенно маленькие. (Н. Гоголь. «Мертвые души»),

7.Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, - при­знание собеседника, интерес к нему.

8.Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партнера - вызы­вающее незамечание собеседника, подчеркнутое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»).

9.Взгляд искоса через плечо - пренебрежение, презрение или осто­рожность, наблюдение. Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя.
(Н. Гоголь. «Мертвые души»).

Но взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему.

10. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсутствие какого-либо движения глаз вообще - человек спит с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное безразличие.

11.Взгляд снизу при склоненной голове:

  • при малой напряженности, согнутой спине - подчиненность, услуж­ливость;

• при напряжении и легких вертикальных складках на лбу - расчетли­вая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждеб­ность. Она (Софья Александровна) наклонила седую голову, испод­-
лобья посмотрела на брата, вытянула палец. - И когда придет твой час, Марк, тогда ты вспомнишь Сашу, подумаешь, но будет поздно. (А. Рыбаков. «Дети Арбата»).

Рот, нос, голова

Потрагивание или потирание носа, обычно указательным пальцем, -знак сомнения. Пощипывание переносицы, сочетающееся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размыш­лениях.

Степень сжимания губ говорит о твердости или слабости характера. Плотно сомкнутые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные -мягкость, открытость.

Прямая голова - это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, но время от времени делает маленькие кивочки

Голова наклонена в сторону - выражение интереса


Материал для группы 4

Экстралингвистика

Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акусти­ческая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональ­ность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, - насыщен -ное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», - так говорил о темпе речи известный режиссер К.С. Станиславский.

Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек гово­рит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие запи­си речей на такую, например, тему, как «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, кто говорил мед­ленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.

Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи. Ко­гда рекламу ускоряли на 25%, слушатели понимали ее по-прежнему хоро­шо и оценивали говорящего как более осведомленного, интеллигентного и искреннего, а само сообщение сочли более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быстрая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприятные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседуешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т. п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).

Тон речи - это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон мо­жет даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, возмущенно, зло) и вы сами почувствуете разницу. говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь -паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различаются по способности оказывать влияние на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обыч­ные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем

Голос также является выразителем наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно - плохо слышно и трудно понять. Однако бывают си­туации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в те­атре; в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т. п.). В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает на­пряжение и пробуждает интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности

Должное внимание следует уделить и таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слуша­ние, или внимательное молчание, применяется в ситуации, когда цель обще­ния со стороны говорящего - «излияние души», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание во­просов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволя­ющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.

Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром соба­ка уверенно идет по следу преступника, не путая этот след со множест­вом других. Отстирать белье, чтобы оно полностью утратило дух хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с опьфакторной системой запахов.

Запахи всегда использовали в различных сферах жизни - сначала под­сознательно, потом - осознавая их власть. Еще в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать мужчин, помогал им выстоять в трудную минуту. В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, застав­ляла его отказаться от себя. Имеются также ароматы, наоборот, привора­живающие любимого. Традиция отдушивать постельное белье лавандой существует издавна. Простыни и пододеяльники становятся от нее души­стее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматотерапевтов, лаванда способна снимать чувства по­дозрительности и тревоги.


IV.Закрепление нового материала.

Каждая из групп характеризует и анализирует виды и способы невербального общения, подчеркивая их сильные и слабые сторо­ны. При необходимости можно «проиграть» жесты, позы и прочие атрибуты невербального общения.

Проверяем по гиперссылке правильно ли выписаны термины и понятия учащиеся за период прохождения темы.

V.Рефлексия.

Особенности общения в современном мире – На основе материала урока и дополнительного материала провести мини-дебаты по резолюции: «Человечеству необходимо «живое» общение» обязательно применяя новые термины и понятия.

Изучите последний пункт п.31, дополнительную информацию и проведите мини-дискуссию на тему: «Современные средства общения: «за» и «против».

Учащиеся дают оценку себе, другим группам с комментариями, определяя, что нового они узнали за урок.

Домашнее задание

Выучите §31, выполните задания





Просмотр содержимого презентации
«Обществознание 10 класс\открытый урок общение 10 кл»

Общение как обмен информацией

Общение как обмен информацией

Общение как обмен информацией Найдите сходства и различия между общением и коммуникацией. Коммуникация Общение Субъект Субъект Объект Объект Получатель информации Активен в передачи информации Равноправны Осознанное вступление в контакт Равноценны Видоизменяет информацию, дополняет и изменяет информацию Свободны Активны В течение урока найдите и выпишите понятия и термины новой темы.

Общение как

обмен информацией

Найдите сходства и различия между общением и коммуникацией.

Коммуникация

Общение

Субъект

Субъект

Объект

Объект

Получатель информации

Активен в передачи информации

Равноправны

Осознанное вступление в контакт

Равноценны

Видоизменяет информацию, дополняет и изменяет информацию

Свободны

Активны

В течение урока найдите и выпишите понятия и термины новой темы.

Что мешает нам учится успешнее? «Общение» с компьютером Отсутствие и не полнота источников Социум

Что мешает нам учится успешнее?

«Общение» с компьютером

Отсутствие и не полнота источников

Социум

Исследование пантомимики (поз) Теория  Практика

Исследование пантомимики (поз)

Теория

Практика

Теория

Позы

Свои чувства мы можем выразить и телодвижениями. Например, человек проявляет по отношению к другому большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека про­является в напряжении тела, и наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию. Поза «руки на порю» - один из наиболее характерных жестов, используемых человеком для передачи агрессив­ного отношения.

Посмотрите, как сидят ваши одноклассники. Если ученица предпочитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива; хватается за все, не доводя начатое до конца.

Положение крест-накрест в области колен, ноги, выдвинутые впе­ред, руки, лежащие на коленях, характеризуют тип эгоистичных, само­довольных, самовлюбленных девушек, которые стараются привлечь к себе внимание и стремятся показать себя умнее во всех вопросах. Такие натуры отличаются чрезмерным любопытством. Вытянутые вперед ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом характере.

Американский психолог С. Декель установил зависимость между позой, в которой спит человек, и его характером. Тех, кто спит «калачиком», он на­зван «бутонами», т. е. людьми, которые не желают расставаться с детством. Это чувствительные, импульсивные натуры. Те, кто спит на животе, подтянув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны. Те, кто спит на спине, заложив руки за голову, общительны, сердечны и добры.

 

Исследование мимики Теория  Практика

Исследование мимики

Теория

Практика

Теория

Мимика

Мимика (выразительные движения мышц лица) позволяет нам выра­жать самые разные чувства и настроения. Она помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настрое­ние, отношение к тому, о чем он говорит

Начиная разговор о мимике, имеет смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что каждый индивидуум сокращает преимущест­венно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонно­стям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глу­бокими и видимыми. Связь между невербальными сигналами, идущими от лица человека, и особенностями его поведения отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в портретных изображениях

Большое количество фактов о невербальной информации, переда­ваемой нашим лицом, накоплено наукой физиогномикой (от греч. physis -природа, gnomon - знающий) - учением о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения

Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос также несет информацию. Ари­стотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно из робкого десятка, волосы жесткие как у львов или кабанов чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длин­ным волосам или вычурным расцветкам.

Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способ­ности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как глупого нередко зовут узколобым. Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается умственной работой.

Психолог Г.И. Мартынов запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их, если нахмурите лоб. Напри мер, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно это люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.

У человека эмоционального складки глубоки и ярко выражены. У ин­теллектуала те же по форме складки очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек- информативным или методичным.

Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием или подниманием бро­вей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удавления до разочарования. Ниже лба располагаются брови и глаза. Мы поднимаем брови при удивлении и сводим их вместе, когда сердимся. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма. Глаза - ключевой элемент невербальной коммуникации. Восточная пословица гласит: «Ничего не бывает без начала, и все начинается с доро­ги». Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд - это первый шаг на пути к собеседнику. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием на поведение человека. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый,

Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос также несет информацию. Ари­стотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно из робкого десятка, волосы жесткие как у львов или кабанов чаще встречаются у храбрых людей.

Теория

Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длин­ным волосам или вычурным расцветкам.

Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способ­ности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как,глупого нередко зовут узколобым. Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается ум­ственной работой

Психолог Г.И. Мартынов запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их, если нахмурите лоб. Например, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно это люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.

У человека эмоционального складки глубоки и ярко выражены. У ин­теллектуала те же по форме складки очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек- информативным или методичным.

Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием или подниманием бро­вей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удивления до разочарования. Ниже лба располагаются брови и глаза. Мы поднимаем брови при удивлении и сводим их вместе, когда сердимся. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма.

Глаза - ключевой элемент невербальной коммуникации. Восточная пословица гласит: «Ничего не бывает без начала, и все начинается с доро­ги». Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд - это первый шаг на пути к собеседнику. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием на поведение человека. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, молящий, задумчивый, просящий, укоризненный, вопрошающий, восхищенный, прощальный, мимолетный.

В книге «Гроссмейстер общения» С. Дерябо и В. Ясина дают подробное описание значений выражения глаз:

1.Слишком широко открытые глаза, «вытаращенные»:

• бессознательное стремление получить максимум информации, что­бы не ускользнули даже мелочи: У Батистова чуть дыхание не захватило; он сидел все время с раскрытым ртом и выпученными глаза ми и слушал, слушал, как отроду не слушал никого. .. (И. Тургенев. «Рудин»);

при неожиданности, удивленном восхищении, например, у детей при виде новогодней елки; привозникшей вдруг наивной радости,например, решающий гол в напряженном матче;

при испуге, ужасе - падение гимнаста в цирке: Степан Трофимовичтаращил глаза и трепетал. (Ф. Достоевский. «Бесы»);

огромное любопытство («пожирать глазами»);-

полная беспомощность, неспособность понять;

пришедшее вдруг понимание («Вот где собака зарыта!»).

Но при этом нельзя забывать о том, что некоторые люди могут созна­тельно использовать указанные закономерности. Так, опытные мошенни­ки сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами!

2.Прищуренный взгляд- пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-то действие.

Когда он направлен вбок - коварство, хитрость.

При наклоне головы в сторону суженный взгляд – припоминание.

3.Закрытые глаза:

сосредоточенность на самом себе;

тщательное обдумывание;

наслаждение;

кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания.

4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание(«С тобой все ясно!», «Я тебя вижу насквозь»):

сигнал тайного согласия с кем-то другим;

кокетство (при этом - склоненная набок голова и соответствующая улыбка). Глазами Марья Ивановна кокетничала, бойко и гордо их прищуривала. (И. Бунин. «На даче»).

5.Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопать глазами») -при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях,нервозности. Игнатий заморгал, развел руками... - Да что же это за доказательство! (И. Бунин. «На даче»).

Теория

6.Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об уси­лении или ослаблении интереса. При возбуждении, страхе зрачок увели­чивается, при расслаблении - уменьшается. Например, в экспериментах, когда мужчинам предъявляли фотографии красивых женщин, их зрачки увеличивались вдвое. Да, - говорил Чичиков лениво. Глазки стали у него необыкновенно маленькие. (Н. Гоголь. «Мертвые души»),

7.Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, - при­знание собеседника, интерес к нему.

8.Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партнера - вызы­вающее незамечание собеседника, подчеркнутое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию.

Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»).

Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»).

9.Взгляд искоса через плечо - пренебрежение, презрение или осто­рожность, наблюдение. Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. (Н. Гоголь. «Мертвые души»).

Но взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему.

10. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсутствие какого-либо движения глаз вообще - человек спит с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное безразличие.

11.Взгляд снизу при склоненной голове:

при малой напряженности, согнутой спине - подчиненность, услуж­ливость;

• при напряжении и легких вертикальных складках на лбу - расчетли­вая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждеб­ность. Она (Софья Александровна) наклонила седую голову, испод­- лобья посмотрела на брата, вытянула палец. - И когда придет твой час, Марк, тогда ты вспомнишь Сашу, подумаешь, но будет поздно. (А. Рыбаков. «Дети Арбата»).

Рот, нос, голова

Потрагивание или потирание носа, обычно указательным пальцем, -знак сомнения. Пощипывание переносицы, сочетающееся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размыш­лениях.

Степень сжимания губ говорит о твердости или слабости характера. Плотно сомкнутые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные -мягкость, открытость.

Прямая голова - это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, но время от времени делает маленькие кивочки

Голова наклонена в сторону - выражение интереса.

Исследование жестов Теория  Практика

Исследование жестов

Теория

Практика

Теория

Жесты

Обычно в разговоре мы очень часто сопровождаем слова действиями, з которых главную роль играют руки. Особенно богатой жестикуляцией отличаются итальянцы и французы. Жесты несут определенную инфор­мацию.

Югославский ученый Р. Волос посвятил много времени изучению рус­ской культуры. На основе изучения около сотни русских жестов он пред­ложил такую их классификацию. К первой группе он отнес так называемые выражающие забывчивость- легкий удар пальцем по лбу недоумение - пожимание плечами; удовольствие - облизывание губ.

Ко второй группе отнесены «жесты-усилители» - классическое потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает денег, почесывание затылка или за ухом.

Особую группу составили «количественные жесты», которые у нас час-тично усваиваются, когда дети играют в «каравай» - «вот такой ширины».

Интересны «он-жесты», которые выражают отношение к другому че-ловеку. Например, характерное вращение ладонью или пальцем возле лба означает, что умственные способности кого-то оцениваются не очень высоко.

В особые группы выделены «жесты защиты», «жесты эпитеты», «жесты -выключатели словесной речи» (например, приглашающее движение руки, заговорщическое или кокетливое подмигивание и т. д.)

Иногда жесты не помогают, а просто мешают человеку в речи. Давайте вспомним стихотворение А. Барто «Сильное кино»:

И вот она начала свой рассказ:

Они ползут,

А он им - раз!

Она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им раз!

Они ей раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нетрудно догадаться, что жесты здесь вряд ли помогут лучше передать содержание фильма. В этом случае уместна пословица: «Языком скажешь; так и пальцем не растычешь».

Жесты походки

В общем, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, разма­хивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего, критичны и скрытны. Они выполняют роль «сторонников дьявола», так им очень нравится подавлять других людей. Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже часто ходят, держа руки в карманах, волоча ноги и редко глядя вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль бордюра и как бы рассматривающего, что на нем лежит.

Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции.

Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход. Типичный образец - Уинстон Черчилль.

Лексика, речь, слова. Исследование экстралингвистическая система   Теория  Практика

Лексика, речь, слова.

Исследование экстралингвистическая система

Теория

Практика

Теория

Экстралингвистика

Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акусти­ческая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональ­ность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.

Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, - насыщен -ное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», - так говорил о темпе речи известный режиссер К.С. Станиславский.

Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек гово­рит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие запи­си речей на такую, например, тему, как «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, кто говорил мед­ленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.

Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи . Ко­гда рекламу ускоряли на 25%, слушатели понимали ее по-прежнему хоро­шо и оценивали говорящего как более осведомленного, интеллигентного и искреннего, а само сообщение сочли более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быстрая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприятные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.

Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседуешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т. п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).

Тон речи - это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон мо­жет даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, возмущенно, зло) и вы сами почувствуете разницу. говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить

Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь -паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различаются по способности оказывать влияние на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обыч­ные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем

Голос также является выразителем наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно - плохо слышно и трудно понять. Однако бывают си­туации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в те­атре; в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т. п.). В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает на­пряжение и пробуждает интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности

Должное внимание следует уделить и таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слуша­ние , или внимательное молчание, применяется в ситуации, когда цель обще­ния со стороны говорящего - «излияние души», эмоциональная разрядка.

Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание во­просов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволя­ющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.

Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром соба­ка уверенно идет по следу преступника, не путая этот след со множест­вом других. Отстирать белье, чтобы оно полностью утратило дух хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с опьфакторной системой запахов.

Запахи всегда использовали в различных сферах жизни - сначала под­сознательно, потом - осознавая их власть. Еще в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать мужчин, помогал им выстоять в трудную минуту. В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, застав­ляла его отказаться от себя. Имеются также ароматы, наоборот, привора­живающие любимого. Традиция отдушивать постельное белье лавандой существует издавна. Простыни и пододеяльники становятся от нее души­стее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматотерапевтов, лаванда способна снимать чувства по­дозрительности и тревоги.

Практика  Группа характеризует и анализирует виды, способы невербального общения, подчеркивая его сильные и слабые стороны. При необходимости можно «проиграть» жесты, позы и прочие атрибуты невербального общения.

Практика

Группа характеризует и анализирует виды, способы невербального общения, подчеркивая его сильные и слабые стороны. При необходимости можно «проиграть» жесты, позы и прочие атрибуты невербального общения.

Понятия и термины темы

Понятия и термины темы

  • Общение;
  • Коммуникация;
  • Невербальное общение;
  • Хронотоп;
  • Объект;
  • Субъект;
  • Двунаправленная информация;
  • Однонаправленная информация;
  • «Общий язык»;
  • Жесты;
  • Пантомимика;
  • Мимика;
  • Экстралингвистическая система.
На основе материала урока проведите мини-дебаты по резолюции «Человечеству необходимо «живое» общение».

На основе материала урока проведите мини-дебаты по резолюции «Человечеству необходимо «живое» общение».

Сочинение размышление на тему: «Современные средства общения «за» и «против».

Сочинение размышление на тему: «Современные средства общения «за» и «против».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!