ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Тема урока-игры:
«Основания.
Состав, классификация, номенклатура»
Химическая зарядка. Разгадайте слова-анаграммы, переставив буквы в правильном порядке.
Песок
«СКЕПО» - кислотный оксид, нерастворимый в воде.
Железняк
«ЗЯЖЕКЛЕН» - бывает красный, бурый и магнитный.
Углекислый
газ
«КУГЫЛИСЕЛЙ» - газ, поглощаемый из атмосферы
растениями для фотосинтеза.
«СИВЗЕТЬ» - вещество, которое «гасят» водой и
используют в строительстве.
Известь
Проверка знаний химических свойств оксидов. Правильные ответы:
Вариант 1.
СаО + Н 2 О= Са(ОН) 2
CuO + 2 HCl= CuCl 2 + H 2 O
Вариант 2.
SO2 + H 2 O= Н 2 SO 3
CO 2 + 2 KOH= K 2 CO 3 + H 2 O
Как правильно называть основания:
Название металла в родительном падеже
Валентность металла римскими цифрами
Название
основания
Гидроксид
Например:
Fe(OH) 2 – гидроксид железа (II)
Классификация оснований:
Основания
Растворимые ( щелочи )
Нерастворимые
NaOH, KOH Cu(OH) 2
Малорастворимые
Са(ОН) 2
Правила техники безопасности при работе с щелочами:
- Щелочи – едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Гидроксид натрия NaOH - называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН – «едкое кали».
- Если раствор щелочи попал на кожу, может образоваться язва. Чтобы этого не случилось, немедленно смойте ее большим количеством проточной воды и протрите поврежденный участок слабым раствором борной кислоты.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию
Как меняется окраска индикаторов в растворах оснований и кислот?
Индикатор
Кислоты
Лакмус
Основания
Красный
Метилоранж
Розовый
Синий
Фенол –фталеин
Желтый
Прозрачный
Малиновый
Ура!!!
Физкультминутка «Химия и спорт»
«Найди потерявшихся родственников»
Жила-была семья «Оснований».Однажды они пошли гулять в парк «Химические вещества» и потерялись среди других веществ: оксидов, солей и кислот. Помогите основаниям найти дорогу домой.
Задание: Выберите из данного списка формулы оснований.
CO 2 , HNO 3 , H 2 SiO3, KOH,
CaOHCI, Fe 2 O 3 , AIBr 3 , H 2 CO 3 ,
Cu(OH) 2 , CaCO 3 , MgO, NaOH
Основания так испугались, что позабыли свои имена!
Задание: Помогите основаниям вспомнить свои имена.
Cu(OH) 2
KOH
Гидроксид
калия
Гидроксид
меди
(II)
NaOH
Гидроксид
натрия
Жили основания в двух домах «Растворимом» и «Нерастворимом», но придя домой перепутали дома.
Задание: Помогите основаниям найти свои дома.
Растворимые
Нерастворимые
NaOH
Сu(OH) 2
KOH
Fе(ОН) 2
СаО
Сu(ОН) 2
SO 2
Zn(ОН) 2
Ва(ОН) 2
КOH
Na 2 O
Игра «Третий лишний»
Al(ОН) 3
Игра «Третий лишний» Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.
Парта
Формулы веществ
1
Почему лишнее?
Fе(ОН) 2 , Na 2 O, СаО, SO 2
2
Al(ОН) 3 , NaOH, Сu(ОН) 2 , Zn(ОН) 2,
3
КOH, NaOH, Ва(ОН) 2 , Fe(OH) 3
Fе(ОН) 2 – это основание, остальные вещества – оксиды.
NaOH – растворимое основание, остальные нерастворимые.
Fe(ОН) 3 –нерастворимое основание, остальные растворимые.
Продолжите предложения:
1) Сегодня на уроке мне удалось узнать, что ……..
2) По этой теме я хочу еще узнать……..
- Параграф №31;
- Задачи №1-3 стр. 99;
- Подготовить презентацию и сообщения на тему «Значение оснований в жизни человека»
О каком из индикаторов идёт речь? Подумай и ответь…
«От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда,
И я бросаюсь в воду без оглядки,
Чтоб не могла заесть меня среда».
Метилоранж
Разгадай ребус
П
«Гидроксогруппа»