СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология организации работы педагога по методической теме

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование [3, с. 131].

Цели самообразования педагога:

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным методикам.
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Цель работы над темой самообразования (методической темой) – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня [2, с. 16].

Индивидуальная работа по методической теме, которая включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время [1].

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью [1].

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации работы педагогов по методической теме может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап: диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

2 этап: прогностический, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап: практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап: обобщающий, на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

5 этап: внедренческий, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег [1].

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой методической темы может являться:

  • одна из задач образовательного учреждения;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту [5].

Алгоритм составления плана работы по методической теме:

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;
  • цель;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • формы самообразования;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.

Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация на различных носителях, семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации и др. [5].

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Какими могут быть результаты самообразования учителя на определенном этапе?

  • повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные методические пособия, статьи, программы;
  • исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;
  • внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) [5].

Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.

В данной публикации обобщён опыт работы автора по технологии организации работы педагога над методической темой: «Портфолио как технология оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся» [4, с. 128 – 134]:

I этап ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ:

Анализ затруднений: С 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях ведение портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Так и в нашей школе ведение портфолио является обязательным.

Выбор темы:

  • одна из задач образовательного учреждения;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Изучение литературы по теме

II этап ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ:

Определение целей и задач по теме:

В ОУ было разработано положение о ПОРТФЕЛЕ    ДОСТИЖЕНИЙ     ОБУЧАЮЩИХСЯ (индивидуальной накопительной оценке). В котором прописаны цель, задачи, функции и время введения портфеля достижений. Также в положении прописано содержание и структура ПОРТФОЛИО, даны рекомендации по оформлению ПОРТФОЛИО ученика.

III этап ПРАКТИЧЕСКИЙ:

Формирование методического комплекса и отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов:

  • Работа учителя с родителями по накоплению материалов для ПОРТФОЛИО учеников и его оформления.

Корректировка работы:

  • Индивидуальные консультации с родителями.
  • Решение вопросов, связанных с ведением портфолио ученика.

IV этап ОБОБЩАЮЩИЙ:

Подведение итогов работы:

  • Конечный результат – готовое ПОРТФОЛИО ученика начальной школы к концу 4 класса.
  • ПОЛОЖЕНИЕ о школьном конкурсе на лучший портфель достижений обучающихся среди 3 – 4 классов.

V этап ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ:

Распространение: Выход:

  • Подготовка материалов для участия в педагогических чтениях и публикация в межрегиональном сборнике [4, с. 128 – 134].  .
  • Участие в школьном конкурсе на лучший портфель достижений обучающихся среди 3 – 4 классов;
  • Участие в областном конкурсе на лучший портфель достижений обучающихся.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

 

Список информационных источников

  1. Волкова О.В. Самообразование педагога. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 г. http://www.menobr.ru/materials/370/5620/
  2. Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2-2003, с.16.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  4. Контроль и оценка компетенций обучающихся как условие повышения качества образования: сборник материалов XVII межрегиональных (с международным участием) педагогических чтений (Архангельск, 24-25 февраля 2015 года) / М-во образования и науки Арханг. Обл., Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Арханг. обл. «Арханг. пед. колледж»; [ред.кол.: Ю.А.Спехина, М.Н.Рашева]. – Архангельск: КИРА, 2015. – 259 с.: ил., с. 128 – 13
  5. Корнеева М.Н. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства. http://pedkopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html

Просмотр содержимого документа
«Технология организации работы педагога по методической теме»

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ


Шмидт Мария Александровна,

учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

муниципального образования

"Город Архангельск" "Средняя школа № 68"


Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

Самообразование – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование [3, с. 131].

Цели самообразования педагога:

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.

  • Углубление знаний по разным методикам.

  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Цель работы над темой самообразования (методической темой) – систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня [2, с. 16].

Индивидуальная работа по методической теме, которая включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, методических объединениях;

  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;

  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

  • методическая помощь является персональной и адресной;

  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время [1].

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью [1].

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации работы педагогов по методической теме может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап: диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

2 этап: прогностический, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап: практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап: обобщающий, на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

5 этап: внедренческий, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег [1].

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой методической темы может являться:

  • одна из задач образовательного учреждения;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту [5].

Алгоритм составления плана работы по методической теме:

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы;

  • цель;

  • задачи;

  • предполагаемый результат;

  • формы самообразования;

  • этапы работы;

  • сроки выполнения каждого этапа;

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

  • способ демонстрации результата проделанной работы;

  • форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.

Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация на различных носителях, семинары и конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации и др. [5].

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Какими могут быть результаты самообразования учителя на определенном этапе?

  • повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные методические пособия, статьи, программы;

  • исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;

  • внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

  • доклады, выступления;

  • выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) [5].

Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.

В данной публикации обобщён опыт работы автора по технологии организации работы педагога над методической темой: «Портфолио как технология оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся» [4, с. 128 – 134]:

I этап ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ:

Анализ затруднений: С 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях ведение портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Так и в нашей школе ведение портфолио является обязательным.

Выбор темы:

  • одна из задач образовательного учреждения;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

Изучение литературы по теме

II этап ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ:

Определение целей и задач по теме:

В ОУ было разработано положение о ПОРТФЕЛЕ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (индивидуальной накопительной оценке). В котором прописаны цель, задачи, функции и время введения портфеля достижений. Также в положении прописано содержание и структура ПОРТФОЛИО, даны рекомендации по оформлению ПОРТФОЛИО ученика.

III этап ПРАКТИЧЕСКИЙ:

Формирование методического комплекса и отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов:

  • Работа учителя с родителями по накоплению материалов для ПОРТФОЛИО учеников и его оформления.

Корректировка работы:

  • Индивидуальные консультации с родителями.

  • Решение вопросов, связанных с ведением портфолио ученика.

IV этап ОБОБЩАЮЩИЙ:

Подведение итогов работы:

  • Конечный результат – готовое ПОРТФОЛИО ученика начальной школы к концу 4 класса.

  • ПОЛОЖЕНИЕ о школьном конкурсе на лучший портфель достижений обучающихся среди 3 – 4 классов.

V этап ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ:

Распространение: Выход:

  • Подготовка материалов для участия в педагогических чтениях и публикация в межрегиональном сборнике [4, с. 128 – 134]. .

  • Участие в школьном конкурсе на лучший портфель достижений обучающихся среди 3 – 4 классов;

  • Участие в областном конкурсе на лучший портфель достижений обучающихся.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.


Список информационных источников

  1. Волкова О.В. Самообразование педагога. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 г. http://www.menobr.ru/materials/370/5620/

  2. Калугин Ю.Е. «Виды самообразования» журнал «Дополнительное образование» 2-2003, с.16.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

  4. Контроль и оценка компетенций обучающихся как условие повышения качества образования: сборник материалов XVII межрегиональных (с международным участием) педагогических чтений (Архангельск, 24-25 февраля 2015 года) / М-во образования и науки Арханг. Обл., Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Арханг. обл. «Арханг. пед. колледж»; [ред.кол.: Ю.А.Спехина, М.Н.Рашева]. – Архангельск: КИРА, 2015. – 259 с.: ил., с. 128 – 134.

  5. Корнеева М.Н. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства. http://pedkopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!