Урок обществознания
в 8 классе по теме:
«Долг и совесть»
Составила учитель истории и обществознания Сидоренко Ольга Анатольевна |
Цели и задачи урока.
В ходе урока учащиеся смогут:
Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни
Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах
Развивать умение анализа документов
Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей
Отказаться от реализации своих планов за счет других людей
Понять важность компромисса в общественной жизни
План урока:
Основные вопросы:
Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
Что такое долг?
Различия долга общественного и долга морального
Что такое совесть?
Как стать личностью с большой буквы?
Словарь урока:
Человек
Личность
Ценности
Моральный выбор
Совесть
Долг
Мораль
Счастье
Общественный долг
Использованная литература:
Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова,- М., «Просвещение» 2018год
«Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год
Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.— С. 143.
Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия (книга для школьников и студентов).— Ростов-на-Дону, 1995.—С. 130.
Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.
Эпиграфы урока:
«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»
Т.Карлейль
«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»
А.И.Солженицин
«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»
Л.Н.Толстой
«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»
Ж.Ламерти
Порядок проведения урока.
Этапы урока | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы контроля и оценивания |
1.Мотивация | Анализ высказываний. «Мозговой штурм» | Учащиеся определяют понятие «долг», «совесть» обсуждают их сложность и многозначность. | Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа |
2. «Дерево жизни» | Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление результатов. | Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. | Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. |
3.Работа с понятиями | Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. | Учащиеся формулируют основные понятия темы. | Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. |
4.Изучение основной проблемы | Работа в группах | Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни и формируют собственный подход к смыслу жизни. | Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. |
5.Закрепление полученных знаний | Работа с документами. | Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. | Определение на основании документа жизненной позиции автора. |
6.Подведение итогов | Общая дискуссия. | Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции. | Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. |
Ход урока.
1.Вступление.
Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.
Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.
Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.
2.Обсуждение выполнения домашнего задания:
Прочитать п.50, выполнить письменно в рабочей тетради задания №1, 4,5 на стр. 332-333 учебника
Обсуждение ответов на вопросы:
-Каковы различные значения понятия «добро»?
-Что означает понятие «зло»?
-В чем критерий морального поведения?
3. Анализ высказываний о долге и совести, вынесенных как эпиграфы урока.
С какими высказваниями вы согласны?
Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.
Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.
4. «Дерево жизни».
Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.
Корень дерева – момент вашего рождения,
ствол – вся дальнейшая жизнь,
ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),
вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.
Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.
В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.
После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей
5.Работа в группах с понятиями.
Текст 1. Что такое долг
Из философской энциклопедии
Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие1 в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте2, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.
Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.— С. 143.
Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение «долг — внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»? 2. Могут ли следовать долгу люди, чьи ценности еще не сформировались? 3. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте. 4. Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Что общего в этих словосочетаниях? Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие? 5. Чем вы объясняете многозначность данного понятия? Какое значение ближе всего вам и почему?
Текст 2. Категорический императив И. Канта
Е. В. Золотухина-Аболина — современный российский ученый
Идею о том, что долг — это сердце морали, развивал в восемнадцатом веке Иммануил Кант1. Он сформулировал категорический императив — моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с «золотым правилом морали». Вторая гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима — это правило, принцип. По Канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: «Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели».
Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия (книга для школьников и студентов).— Ростов-на-Дону, 1995.—С. 130.
Вопросы и задания: 1. Что такое категорический императив? 2. Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива. 3. Целью чего является человечество в лице человека? Как вы понимаете слова о том, что к человечеству следует относиться как к цели, а не как к средству? 4. Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте выводы на основе сравнения. При необходимости обратитесь к заданию 2 параграфа учебника «Человек и человечность». 5. Докажите, что все три формулировки категорического императива раскрывают одну мысль. 6. Как связаны между собой мораль и совесть? Ответ аргументируйте. 7. Поясните выражение «Долг — сердце морали».
Текст 3. Что значит «поступать по совести»?
Э. Фромм (1900—1980) — немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог
Нет более гордого заявления, чем сказать: «Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.
Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.
Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.
Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает} 4. Какова основная идея приведенного фрагмента? 5. Чем объясняется разнообразие точек зрения на сущность совести? 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наиболее убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Каждый человек , кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.
7.Домашнее задание
1)Обсудить дома с родителями, что такое «муки совести», были ли в вашей жизни моменты, когда вас мучала совесть?
2)Прочитать п.51 «Долг и совесть» и письменно в тетради ответить на вопрос№1,2 на стр. 340
8.Подведение итогов урока.
Совесть, сознание долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и на уровне глубоко личностного чувства.