СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Долг и совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Долг и совесть"»




Урок обществознания

в 8 классе по теме:

«Долг и совесть»


Составила учитель истории

и обществознания

Сидоренко Ольга Анатольевна


























Цели и задачи урока.


В ходе урока учащиеся смогут:

  • Рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни

  • Задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач

  • Продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах

  • Развивать умение анализа документов

  • Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей

  • Отказаться от реализации своих планов за счет других людей

  • Понять важность компромисса в общественной жизни


План урока:

    1. Цели жизни

    2. Поиски смысла жизни

    3. Жизненная позиция человека

    4. Как стать личностью?

    5. Что такое ценность?

    6. Моральный выбор. Моральный контроль.



Основные вопросы:

  1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?

  2. Что такое долг?

  3. Различия долга общественного и долга морального

  4. Что такое совесть?

  5. Как стать личностью с большой буквы?


Словарь урока:

  • Человек

  • Личность

  • Ценности

  • Моральный выбор

  • Совесть

    • Долг

    • Мораль

    • Счастье

    • Общественный долг







Использованная литература:


  • Учебник «Обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова,- М., «Просвещение» 2018год

  • «Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год

  • Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.— С. 143.

  • Золотухина-Аболина Е. В. Страна Филосо­фия (книга для школьников и студентов).— Рос­тов-на-Дону, 1995.—С. 130.

  • Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.




Эпиграфы урока:


«Невозможно ступить ни шагу на этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить»

Т.Карлейль

«Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А.И.Солженицин

«В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»

Л.Н.Толстой

«Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими»

Ж.Ламерти



Порядок проведения урока.


Этапы

урока

Формы и методы

Ожидаемые результаты

Формы контроля и оценивания

1.Мотивация

Анализ высказываний.

«Мозговой штурм»

Учащиеся определяют понятие «долг»,

«совесть»

обсуждают их сложность и многозначность.

Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа

2. «Дерево

жизни»

Работа индивидуально и в малых группах.

Заполнение схемы.

Представление результатов.

Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы.

Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.

3.Работа с понятиями

Работа в группах.

Обращение к тексту с понятиями.

Учащиеся формулируют основные понятия темы.

Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4.Изучение основной проблемы

Работа в группах

Учащиеся получают представление о различных отношениях к жизни и формируют собственный подход к смыслу жизни.

Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.

5.Закрепление полученных знаний

Работа с документами.

Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора.

Определение на основании документа жизненной позиции автора.

6.Подведение итогов

Общая дискуссия.

Учащиеся размышляют о своей жизненной позиции.

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.







Ход урока.


1.Вступление.

Каждый из вас уже, вероятно, задумывался над тем, для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на этот вопрос можно назвать поисками смысла жизни. Смысл жизни – это представление каждого отдельного человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на Земле.

Долг связывает человека с другими людьми и с обществом.

Далеко не сразу люди начинают искать ответы на эти сложные вопросы. Маленький ребенок просто не в состоянии охватить их своим разумом. Первоначально он стремится лишь к тому, чтобы мама никуда не уходила от него. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопрос, чего же они хотят от жизни, для чего пришли в этот мир.


2.Обсуждение выполнения домашнего задания:

Прочитать п.50, выполнить письменно в рабочей тетради задания №1, 4,5 на стр. 332-333 учебника

Обсуждение ответов на вопросы:

-Каковы различные значения понятия «добро»?

-Что означает понятие «зло»?

-В чем критерий морального поведения?


3. Анализ высказываний о долге и совести, вынесенных как эпиграфы урока.

С какими высказваниями вы согласны?

Наиболее понравившееся вам выпишите себе в тетрадь.

Пусть каждый подумает о собственном понимании счастья и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.


4. «Дерево жизни».

Чтобы определить главные и второстепенные цели и задачи, мы нарисуем дерево.

Корень дерева – момент вашего рождения,

ствол – вся дальнейшая жизнь,

ветви – те задачи, которые предстоит решать в течение жизни (личные, образовательные, профессиональные, нравственные, творческие, государственные),

вершина дерева – то самое важное, что вы представляете в своей жизни. Может быть несколько вершин.


Каждый из вас должен задуматься, какие ветви будут толстыми, прочными, а какие, наоборот, будут более тонкими и хрупкими.

В зависимости от того, какие цели и задачи человек считает самими главными в жизни, определяется его личностная направленность.

После индивидуального выполнения задания группа создает общий проект дерева или выбирает наиболее распространенные варианты жизненных целей

5.Работа в группах с понятиями.


Текст 1. Что такое долг


Из философской энциклопедии

Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания при­нуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие1 в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте2, для которого весь мир является «ма­териалом исполнения долга», есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Краткая философская энциклопедия.— М., 1994.— С. 143.


Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение «долг — внутреннее пережи­вание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»? 2. Могут ли следовать долгу люди, чьи ценности еще не сформировались? 3. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте. 4. Приведите словосочета­ния, в которых употребляется понятие «долг». Что общего в этих словосочетаниях? Отли­чаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие? 5. Чем вы объясняете многознач­ность данного понятия? Какое значение ближе всего вам и почему?


Текст 2. Категорический императив И. Канта


Е. В. Золотухина-Аболина современный российский уче­ный

Идею о том, что долг — это сердце морали, развивал в восемнад­цатом веке Иммануил Кант1. Он сформулировал категорический им­ператив — моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая форму­лировка категорического императива практически совпадает с «золо­тым правилом морали». Вторая гласит: «Поступай так, чтобы макси­ма твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательст­ва». Максима — это правило, принцип. По Канту, таким образом, на­ше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ни­чьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья фор­мулировка приблизительно такова: «Относитесь к человечеству в сво­ем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели».

Золотухина-Аболина Е. В. Страна Филосо­фия (книга для школьников и студентов).— Рос­тов-на-Дону, 1995.—С. 130.


Вопросы и задания: 1. Что такое категорический императив? 2. Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива. 3. Целью чего являет­ся человечество в лице человека? Как вы понимаете слова о том, что к человечеству сле­дует относиться как к цели, а не как к средству? 4. Сравните приведенные в тексте фор­мулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделай­те выводы на основе сравнения. При необходимости обратитесь к заданию 2 параграфа учебника «Человек и человечность». 5. Докажите, что все три формулировки категори­ческого императива раскрывают одну мысль. 6. Как связаны между собой мораль и со­весть? Ответ аргументируйте. 7. Поясните выражение «Долг — сердце морали».


Текст 3. Что значит «поступать по совести»?


Э. Фромм (1900—1980) немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог

Нет более гордого заявления, чем сказать: «Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали прин­ципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давле­нию, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не со­весть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опаснос­тей пути.

Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совес­ти; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного про­тив других или против себя самого, который нельзя было бы подвес­ти под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.

Фромм Э. Психоанализ и этика.— М., 1993.— С. 115.


Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает} 4. Какова основная идея приведенного фрагмента? 5. Чем объясняется разнообразие точек зре­ния на сущность совести? 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наи­более убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.


Каждый человек , кто явно, кто скрыто, мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Каждый понимает его по-своему. Для одного – получение большого богатства. Для другого – успешная карьера, обретение больших постов и власти. Для третьего – это создание теплого и любящего семейного круга, в котором все помогают друг другу, живут во имя друг друга.




7.Домашнее задание

1)Обсудить дома с родителями, что такое «муки совести», были ли в вашей жизни моменты, когда вас мучала совесть?

2)Прочитать п.51 «Долг и совесть» и письменно в тетради ответить на вопрос№1,2 на стр. 340


8.Подведение итогов урока.

Совесть, сознание долга проявляются необязательно на уровне рассудка, рационального знания, но и на уровне глубоко личностного чувства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!