СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Австралия. Географическое положение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из вариантов изучения географического положения Австралии. Австралия-маленький материк с большим сердцемю

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Австралия. Географическое положение"»

Тема. Австралия. Географическое положение. Австралия-маленький материк с большим сердцем

Цели:

1. Сформировать представление о физико-географическом положении Австралии.

2. Познакомить обучающихся с историей открытия и исследования материка, особенностями рельефа, климата и необычных фактах этого материка.

3. Формирование экологической культуры и бережного отношения к природе.

4. Обобщить и проверить знания по теме «Африка», познакомить с особенностями, с историей открытия, с рельефом и полезными ископаемыми Австралии.

5. Продолжать отработку навыков сравнения географических объектов по атласу.

Оборудование: физическая карта Австралии, контурные заготовки Австралии, наглядности из журнала GEO, компьютер с проектором для показа презентации.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Будем работать с атласом, слушать сообщения, попробуем найти ответы на наши вопросы и работать с контурными картами.

II. Повторение домашнего задания

1. Краткое обобщение по теме «Африка» в форме фронтальной беседы.

2. Тест с элементами географического диктанта по теме «Африка».


Тестовая работа для проверки знаний обучающихся по теме: «Африка». (Выберите правильные утверждения).


1. Вариант.

1. Экватор пересекает Африку почти посередине.

2. Ближе всего из материков расположена Антарктида.

3. Крайняя северная точка Африки - мыс. Игольный.

4. В Африке преобладают возвышенности и плоскогорье.

5. Высшая точка Африки - гора Кения.

6. Африка - самый жаркий материк.

7. Самое жаркое место - район города Триполи.

8. Водопад Виктория открыт Д. Ливингстоном.

9. В саваннах живет лев - самое быстроногое животное.

10. Арабы населяют север материка.


2. Вариант.

1. Африку пересекает северный и южный тропики.

2. Большая часть Африки лежит в Южном полушарии.

3. У берегов Африки лишь один крупный остров - Мадагаскар.

4. В восточной части материка протянулся Великий разлом.

5. Большая часть материка лежит в экваториальном климатическом поясе.

6. Больше всего осадков выпадает в Атласских горах.

7. Самая длинная река - Конго. 8. Баобаб - растение саванн.

9. В саваннах юга Африки живут пигмеи.

10. Крупнейшее государство Африки - Судан.


Географический диктант. (Угадать правильные ответы).

1. Степь тропического пояса с высокими травами и редкими деревьями.

2. Сильный горячий ветер пустыни, несущий тучи песка.

3. Пересыхающие русла реки.

4. Самый низкорослый народ на Земле.

5. Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.

6. Растения, живущие на стволах других деревьев и поглощающие влагу и питательные вещества из воздуха и растений – хозяев.

7. Места выхода грунтовых вод на поверхность в пустыне - с богатой растительностью.

8. Распространение пустыни в результате неправильной хозяйственной деятельности человека.

9. Стройные высокорослые народы саванн восточной части материка.

10. Народ промежуточной расы, населяющий нагорье на востоке Африки.


III. Новая тема: Сообщение темы, цели, задачи урока. Сегодня мы начинаем изучение самого маленького материка - АВСТРАЛИЯ. Узнаем много необычного из истории этого материка. Австралия-маленький материк с большим сердцем

1. Откроем атласы и определим ГП этого материка и назовем особенности, которые Вы увидели.

(Ответы обучающихся)

1. Австралия - самый маленький материк Земли.

2. Материк полностью расположен в южном полушарии.

3. Здесь нет действующих вулканов.

4. Австралия - самый засушливый материк. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, и в 8 раз меньше, чем Южная Америка.

5. Около половины её площади занимают пустыни и полупустыни.

6. В окраске континента преобладают красновато – бурые тона.

7. Весь материк занимает одно государство.

8. Австралия позже других была заселена и освоена европейцами.

9. Австралия расположена в 3-х климатических поясах (субэкваториальный, тропический, субтропический).

10. Австралия - материк, через который проходит южный тропик.

11. Самая высокая гора материка - гора Косцюшко -2230 м.

12. Австралия - материк реликтов - животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.


2. Работа с атласом.

Определите крайние точки материка:

Север - мыс Йорк- 10º41` ю.ш.

Юг - мыс Юго - Восточный- 39º 11` ю.ш.

Запад - мыс Стип - Поинт-113º05` в.д.

Восток - мыс Байрон - 153º39` в.д.


3. Давайте осмотрим береговую линию Австралии. Что мы увидим?

Моря - Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское.

Проливы - Торресов, Басов.

Заливы - Большой Австралийский, Карпентария.

Острова - Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова - Кейп-Йорк, Арнемленд, мыс Йорк, мыс Юго-Восточный, мыс Северо-Западный, мыс Байрон.


4. Одна из особенностей Австралии - удаленность от других континентов. Давайте узнаем, как же открыли Австралию, (доклад обучающихся).Запись в тетрадь, путешественники: Виллем Янсзон, Л.Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук.


5. Мы узнали, что Австралия - материк отдаленный от других континентов громадными океаническими пространствами. Значит, изучен он был позднее, но это не значит, что материк был необитаем. Так кто же жил на материке и почему этот материк называют переселенческим? (заслушать сообщение обучающихся о населении и колонизации материка и включить слайды о населении Австралии)


6. Когда на материке были найдены месторождения серебра и золота Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралия федеративное государство, столица - Канберра, государственный язык - английский. На материк стало прибывать население, искали новые земли и благоприятные зоны. Давайте посмотрим на рельеф, где - же оседало население?

Рельеф делится на 3 области:

1. Западно-Австралийское плоскогорье h- 400-500 м.

2. Центр - низменность - озеро Эйр.

3. Средневысотный Большой Водораздельный хребет на востоке с наибольшей высотой материка - гора Косцюшко.


Рельеф Австралии:

1. Преобладание равнин (почти половина площади материка)

2. Низменности - не только вдоль побережья, но и в центре материка.

3. Нет высоких гор и плоскогорий.

Какой вывод можно сделать? Австралия самый низкий из материков.

Национальный компонент: Какие формы рельефа имеются в нашей местности, их высоты. В чем схожесть и различие местности?

7. Есть в Австралии необычная форма рельефа - Красное сердце Австралии. (Сообщение обучающихся на 3 минуты с демонстрацией слайдов)

8. Есть такая шутка: Однажды австралийскому фермеру упали на лоб капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно. И, наконец, один из них догадался – «выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер тотчас пришел в себя. Какие особенности климата отмечены в этой австралийской шутке? А чтобы легче было сделать выводы, давайте откроем атлас и учебник и рассмотрим климатограммы.

- В каких климатических поясах расположена Австралия?

- Каковы температуры?

- Количество осадков?

- Какой климатический пояс преобладает?

- Какие воздушные массы преобладают над Австралией? Вдоль восточного побережья Австралии проходит теплое Восточно-Австралийское течение. Над ним формируются теплые и влажные ВМ, которые пассаты приносят на материк. На пути ВМ стоит Большой Водораздельный хребет, он препятствует их проникновению вглубь материка, поэтому ВМ преодолевая его, поднимаются, охлаждаются и отдают свою влагу в виде осадков на восточное побережье, не проникая вглубь материка. Этим и объясняется и сухость материка, бедность внутренними водами и высокие температуры. (Демонстрация хребта на слайде)


IV. Закрепление:

Проблемный вопрос: А теперь давайте еще раз обратим внимание на название темы нашего урока «Австралия-маленький материк с большим сердцем». Как Вы думаете, почему мы назвали наш урок так, что значит «большое сердце», и где в ходе изучения данного урока, Вы увидели признаки большого сердца у материка Австралия? (ответы обучающихся)

Ну, вот мы и познакомились с ГП и особенностями Австралии. Давайте подведем итог. У вас есть контурные карточки. Закроем атласы и отметим объекты, которые мы изучили на этом уроке.

1. Все крайние точки и напишем их название.

2. Озеро Эйр.

3. Столицу - город Канберра.

4. Коралловое море.

5. Большой Австралийский залив.

6. Остров Новая Зеландия.

7. Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко.

Открыли атласы и поверили правильность своих работ.

V. Домашнее задание: прочитать по учебнику текст, ответить на вопросы, знать номенклатуру


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!