СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по второму южному материку - Австралии. Даётся материал по ФГП материка и истории его исследования.

Просмотр содержимого документа
«Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования.»

Урок Тема: Австралия и Океания Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики

Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка». (продолжение) 

Цель: познавательная - используя деятельность учащихся в парах, сформировать у них знания о физико – географическом положении Австралии,  истории открытия и исследования этого материка.

Развивающая - создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.

Воспитательная - формирование чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: карта полушарий, Австралии, атласы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Горы на северо-западе Африки.

2. Воображаемая линия, которая пересекает материк.

3. Самый большой остров у берегов Африки.

4. Какая природная зона характерна для тропического пояса.

5. Самые высокие животные саванн.

6. Литосферная плита, на которой расположен материк Африка.

7. Крайняя западная точка Африки – мыс…

8. Самая длинная река Африки…

9. Самое большое озеро на востоке Африки.

III. Изучение нового материала                                                                             

Предлагаю Вам строки Жюль Верна из  книги «Дети капитана

Гранта»                                                    

1). “А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины. ... Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!” (Ж. Верн).

-Как вы думаете, о каком географическом объекте идёт речь?

3). Ваше мнение, с каким материком мы сегодня познакомимся? (Австралия)

4). Перед Вами карта мира. Сравните, как расположена Австралия относительно других материков? Ваше мнение (Удалена практически от всех материков). Действительно, огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки. Австралийский материк близок лишь к юго – восточной части Азии, а группа Больших Зондских островов словно «мост» между этими материками. Столетие назад путешествие из Европы в Австралию занимало от 7 месяцев до 1 года. В настоящее время перелёт из Москвы длится около суток, с обязательной посадкой в Дели или Сингапуре.

5). Основываясь на этих данных, можно выдвинуть следующую гипотезу: 

Если материк находится изолированно (далеко) от других материков, то он самый необычный.

6). Решением этой гипотезы мы сегодня и займёмся. Ваши предложения, что мы для  этого должны сделать. С чего мы должны начать? Будем изучать материк по плану. Познакомимся с историей открытия материка и докажем, почему этот материк самый – самый…

8). Работаем в парах по плану:

  1. Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.

  2.  Найдите крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  3. Какие моря и океаны омывают материк.

  4. В каких климатических поясах расположен материк.

( выполнение работы, заполнение таблицы).

№ п/п

Вопросы плана

Ответы

1

Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и 180  меридиана.

Южнее, южный тропик проходит через центральную часть материка, 180 меридиан располагается восточнее

2

Найдите крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток:

мыс Йорк -  11° ю. ш., 143° в. д.;

мыс Юго – Восточный - 38° ю. ш., 147° в. д.;

мыс Стип- Пойнт -  26° ю. ш., 114° в. д.;

мыс Байрон - 28° ю. ш., 154° в. д.


1)протяжённость с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:

а) 154°–114°=40° (длина 1° на параллели 26°

приблизительно равна 100 км);
б) 100 км Х 40 °=4000 км;

2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:

а) 38°–11°=27°;

б) 111 км Х 27° = 2997 км. 

3

Какие моря и океаны омывают материк.

Индийский океан; моря: Тиморское,

Арафурское, Коралловое, Тасманово; заливы:

Большой Австралийский, Карпентария.

4

В каких климатических поясах расположен материк.

Субэкваториальный, тропический,

субтропический


  1. В 16 веке картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную «Неведомую Южную Землю» северные берега острова Новая Гвинея представлялись тогда мореплавателям одним из выступов этой «Неведомой Южной Земли», также за ее выступы принимали тропические острова.

  2. Уверенность в существовании Южного материка еще больше укрепилась после плавания испанского мореплавателя Менданьи, открывшего Соломоновы острова.

  3. В 1606 г. испанец Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытиии, было решено держать это в секрете, и свыше 150 лет никто об этом не знал.

  4. Англичане опубликовали сообщение Торреса только после того, как Джеймс Кук в 18 веке прошел проливом между Австралией и Новой Гвинеей. Почти в этоже время голландский мореплаватель Янц также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария.

  5. В первой половине 17 века голландцы открыли северный, западный и часть южного берега Австралии. Ее называли Новой Голландией. Во второй
    половине 17 века голландец Тасман, обойдя Новую Голландию по кольцевому маршруту, доказал, что она представляет собой особый континент. Тасман открыл участок побережья Новой Зеландии.

  6. В 18 веке между Англией и Францией началось соперничество за первенство открытия нового континента. И летом 1968 г. от берегов Англии на поиски нового континента на корабле «Индевор» («Попытка») отправилась экспедиция под командованием известного мореплавателя Джеймса Кука.

  7. В инструкциях которые получил Кук ему предписывалось для поисков Южного материка проследовать от берегов Таити до 40 ю. ш. Если континент
    не будет открыт, Куку предлагалось отправиться на его поиски к западу, следуя между 40 и 35 ю.ш. до тех пор пока экспедиция не откроет его или не
    достигнет восточного берега земли, открытой Тасманом.

  8. В октябре 1769 г. экспедиция достигла земли. Это был новозеландский берег. Здесь Кук определил, что Новая Зеландия представляет два острова.

  9. Обратный путь Джеймс Кук предложил пройти через мыс Доброй Надежды (где он находится?), следуя на запад. Экспедиция достигла восточного берега Австралии у самой южной оконечности. На 34 ю.ш. состоялась первая высадка на побережье. Местность вокруг была замечательная – на берегу рос густой лес из эвкалиптов, а залив был назван Ботническим.

  10. До конца мая корабль шел вдоль центрального участка восточного побережья. Он вошел в опасную зону коралловых рифов и мелей. Здесь корабль сел на мель и распорол днище. В устье реки которая была названа Индевор пришлось остановиться для ремонта.

  11. Затем корабль очень медленно шел среди рифов и мелей и следуя узким проливом экспедиция вышла к северной оконечности материка, которому Кук дал название Кейп-Йорк. На следующий день Кук вступил в пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи.

  12. Кук высадился на небольшом острове в Торессовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие еще одного континента Земли – Австралии.

  13. История открытия материка

А) Первое достоверное сообщение о наблюдении европейцами австралийской территории относится к 1606 году, когда экспедиция голландца Виллема Янсзона на корабле «Дёйфкен» исследовала залив Карпентария и высадилась на берег на полуострове Кейп-Йорк.

Б) Абель Тасман в середине XVII века описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика. Тасман доказал, что Австралия – самостоятельный материк. В то время его называли новой Голландией. Открыл остров, позже названный его именем.

В) 1770 г. английский мореплаватель Джеймс Кук повторно «открыл» Австралию, которая вскоре была объявлена колонией Англии. Кук первым проследил восточное побережье от мыса Йорк и открыл Большой Барьерный риф.

Г) В 1803 году Мэтью Флиндерс совершил плавание вокруг берегов материка и составил карту всего материка. Он предложил назвать его «Австралией».

Д) В 70-е годы XIX в. в Австралии жил и работал известный русский путешественник и этнограф  Миклухо-Маклай.

Найдите главную мысль в каждом абзаце, запишите её в колонке напротив

Текст

Главная мысль

  1. Площадь (в тыс. кв. км):

 Евразии – 54900

Африка – 30320

Северная Америка – 24250

Южная Америка – 17830

Антарктида – 14110

Австралия - 7687

Самый ________________ материк

2. Австралия лежит в жарком тепловом поясе

Самый ____________________ материк

3. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков

Самый ____________________ материк

4. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.

Самый ____________________ материк

5. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.

Самый ____________________ материк

6. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения

Самый ____________________ материк

7.  75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь

Самый ____________________ материк

3. Домашнее задание:

  • Параграф 35, стр. 148- 149

  • Нанести на контурную карту моря и океаны, омывающие Австралию

  • Составить кроссворд из 10 слов по теме урока (дополнительно)

4. Индивидуальная работа

Цель: Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

  • Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому________________

  • Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя______________

  • Я понял(а) материал частично_______

  • Я ничего не понял(а)________

  • Могу оценить свою работу на уроке оценкой «__»




Скачать

© 2022, 426 18

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!