СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стаья-краеведение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Земля помнит, кто жил на ней и что делал.

Если дети забудут дела отцов своих и дедов, то земля напомнит.

 Поэтому человеку нельзя терять родину.

Даже мысленно…Потеря родины вызывает ощущения

сиротства и неприкаянности”. (В. Николаев)

 

Краеведение- это география малой Родины, называемой краем, своей местностью. Под термином «краеведение» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий. Понятие  « своя местность» охватывает территорию города, а также район с прилегающей зеленой зоной. Родной  город,  становится для ученика великолепной развивающей средой. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит чрезвычайно актуальным и полезным для ученика. Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это дает возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания программных тем придает преподаванию географии высшую наглядность и конкретность. Учащиеся видят своими глазами то , о чем им говорят на уроках. Недаром К.Д. Ушинский родиноведение назвал наглядным обучением. Местная география может быть использована по-разному. Она может служить только лишь иллюстративным материалом при проработке географических тем. Например, при прохождении темы « Реки» я организовываю экскурсию к местной реке для показа правого и левого берега. В данном случае река Ишим используется подобно наглядному пособию. Полезность такой экскурсии заключается в наглядности обучения. Для придания краеведческой направленности экскурсии на реку необходимо рассматривать реку как единственную водную артерию края. В таком случае река будет воспринята как элемент краеведческого комплекса, как одно из природных условий, при которых развивается хозяйство нашего края. Краеведческий подход к изучаемой теме усиливает интерес учеников, поднимает эмоциональное состояние. Знакомство учащихся с использованием местных природных  богатств  укрепляет их любовь к своей Родине.

При изучении темы « Погода и климат» в 6 классе я организую наблюдения  за температурой, направлением ветра, облачностью, характером выпадения осадков. Полезность таких наблюдений очевидна. Дети знакомятся с атмосферными процессами и их изменчивостью. Уже в процессе наблюдения они улавливают связь между отдельными элементами погоды. Особенно эта связь выявляется при обработке материала наблюдений.

Образовательно-воспитательное значение изучаемой темы увеличится, так как результате наблюдения за погодой и обработкой полученных результатов у учащиеся сложатся представления о погоде ( о климате) своей местности и её особенностях.

В ходе непосредственного ознакомления учеников с рекой, с климатом своей местности поможет ученикам понять и представить себе реки, климат далеких областей, когда они будут о них читать в книге или слушать объяснение учителя. Таким образом, ознакомление с географией местности своей помогает понять географию своей страны и всего земного шара.

 Ещё К.Д. Ушинский писал, что- всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение. Сравнение есть один из необходимых способов образовательных научных понятий. Сравнение достигает свою познавательную цель только тогда, когда изучаемый  географический объект сравнивается с другим, хорошо известным однородным географически объектом. Многовековой педагогический опыт показал, что в сравнении надо идти « от близкого к далёкому», т.е. от географии своей местности к географии отдалённой области.

 Свой край должен быть ориентиром при работе с картой при объяснении географического положения  любого района. Ученики по своей местности определяют положение других пунктов земной поверхности: расположение их на севере, юге, западе или на востоке от нашей местности. Введение элементов краеведения в программы  обеспечивает учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы. Я как человек и  учитель влюбленный в свою профессию рассматриваю краеведческий материал в следующих темах:

5 класс: « Название города, в котором мы живём», « Памятные места нашего города», « Родной край- частица Родины» и другие.

7 класс: « Разнообразие растений родного края», «Животные родного края», Особенности труда людей родного края» и другие.

 

Для данного краеведческого материала я использую  например такое тестовое задание:

 

1. Мой край расположен на материке….

А) Африка В) Евразия С) Австралия Д) Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

А) лесостепи В) степи С) полупустыни Д) пустыни

3. Мой край находится в….

А) восточном полушарии В) западном полушарии  С) северном полушарии Д) южном полушарии

4. В моем краю растут…

А) кактусы В) клюква С) береза Д) осина Е) саксаул

5. Мой край даёт стране…

А) продукты сельского хозяйства В) легковые автомобили С) морепродукты Д) меховые изделия

6. Территория моего края расположена в…

А) тропическом поясе В) умеренном  поясе С) полярном поясе

7. Что не относится к искусственным водоемам?

А) река В) пруд С) водохранилище

8. Какие почвы встречаются в нашем крае?

А) черноземы В) тундрово-глеевые С)  бурые Д) красноземы

 

В краеведческой  работе использую проектное обучение, которое связано с именем выдающегося русского ученого педагога П.Ф. Каптерева. Он считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развития мышления. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых- осязаемый результат творческой деятельности учащихся. Чаще всего я применяю различные виды презентаций краеведческих проектов, например: соревнования, реклама, телепередача, иллюстративное сопоставление фактов, событий, деловая игра и другие. В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса, например Мещанского леса города Петропавловска. При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных  этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания:

- составляют сему маршрута экскурсии;

- составляют описание рельефа;

- делаю рисунки растений, заготовки для гербария;

- составляют списки представителей животного мира;

- оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности. Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют.

Краеведческий проект « Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить  учащимся разных возрастных групп с 6-11 класс.

Проектное задание : « Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту». По выполнении. Такое задания, необходимо выбрать объекты, которые  учащиеся хотят показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем  определить порядок прохождения отобранных объектов, т.е. маршрут. Они должны продумать, как можно презентовать свой маршрут. Возможно, подготовить рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута, схематичное изображение.

 

Николай Дружков сказал:

 У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце.

На Родине заботы не томят,

На Родине и радостно поётся.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом, где он родился

 

Долг человека- накапливать  знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Нам учителям-краеведам необходимо учить детей внимательно присматриваться к тому, что их окружает, расспрашивать родителей о родословной,  знакомиться с историей названия улиц своего населенного пункта и т.п. Возможно тогда, куда бы на забросила их судьба, где бы они потом не жили, они всегда будут вспоминать свою малую Родину.

 

 

Просмотр содержимого документа
«стаья-краеведение»

Земля помнит, кто жил на ней и что делал.

Если дети забудут дела отцов своих и дедов, то земля напомнит.

Поэтому человеку нельзя терять родину.

Даже мысленно…Потеря родины вызывает ощущения

сиротства и неприкаянности”. (В. Николаев)


Краеведение- это география малой Родины, называемой краем, своей местностью. Под термином «краеведение» понимается территория, доступная непосредственному наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий. Понятие « своя местность» охватывает территорию города, а также район с прилегающей зеленой зоной. Родной город, становится для ученика великолепной развивающей средой. Обучение становится более наглядным, практически ориентированным, а значит чрезвычайно актуальным и полезным для ученика. Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это дает возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания программных тем придает преподаванию географии высшую наглядность и конкретность. Учащиеся видят своими глазами то , о чем им говорят на уроках. Недаром К.Д. Ушинский родиноведение назвал наглядным обучением. Местная география может быть использована по-разному. Она может служить только лишь иллюстративным материалом при проработке географических тем. Например, при прохождении темы « Реки» я организовываю экскурсию к местной реке для показа правого и левого берега. В данном случае река Ишим используется подобно наглядному пособию. Полезность такой экскурсии заключается в наглядности обучения. Для придания краеведческой направленности экскурсии на реку необходимо рассматривать реку как единственную водную артерию края. В таком случае река будет воспринята как элемент краеведческого комплекса, как одно из природных условий, при которых развивается хозяйство нашего края. Краеведческий подход к изучаемой теме усиливает интерес учеников, поднимает эмоциональное состояние. Знакомство учащихся с использованием местных природных богатств укрепляет их любовь к своей Родине.

При изучении темы « Погода и климат» в 6 классе я организую наблюдения за температурой, направлением ветра, облачностью, характером выпадения осадков. Полезность таких наблюдений очевидна. Дети знакомятся с атмосферными процессами и их изменчивостью. Уже в процессе наблюдения они улавливают связь между отдельными элементами погоды. Особенно эта связь выявляется при обработке материала наблюдений.

Образовательно-воспитательное значение изучаемой темы увеличится, так как результате наблюдения за погодой и обработкой полученных результатов у учащиеся сложатся представления о погоде ( о климате) своей местности и её особенностях.

В ходе непосредственного ознакомления учеников с рекой, с климатом своей местности поможет ученикам понять и представить себе реки, климат далеких областей, когда они будут о них читать в книге или слушать объяснение учителя. Таким образом, ознакомление с географией местности своей помогает понять географию своей страны и всего земного шара.

Ещё К.Д. Ушинский писал, что- всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение. Сравнение есть один из необходимых способов образовательных научных понятий. Сравнение достигает свою познавательную цель только тогда, когда изучаемый географический объект сравнивается с другим, хорошо известным однородным географически объектом. Многовековой педагогический опыт показал, что в сравнении надо идти « от близкого к далёкому», т.е. от географии своей местности к географии отдалённой области.

Свой край должен быть ориентиром при работе с картой при объяснении географического положения любого района. Ученики по своей местности определяют положение других пунктов земной поверхности: расположение их на севере, юге, западе или на востоке от нашей местности. Введение элементов краеведения в программы обеспечивает учащимся лучшую подготовку к практической деятельности по окончании школы. Я как человек и учитель влюбленный в свою профессию рассматриваю краеведческий материал в следующих темах:

5 класс: « Название города, в котором мы живём», « Памятные места нашего города», « Родной край- частица Родины» и другие.

7 класс: « Разнообразие растений родного края», «Животные родного края», Особенности труда людей родного края» и другие.


Для данного краеведческого материала я использую например такое тестовое задание:


1. Мой край расположен на материке….

А) Африка В) Евразия С) Австралия Д) Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

А) лесостепи В) степи С) полупустыни Д) пустыни

3. Мой край находится в….

А) восточном полушарии В) западном полушарии С) северном полушарии Д) южном полушарии

4. В моем краю растут…

А) кактусы В) клюква С) береза Д) осина Е) саксаул

5. Мой край даёт стране…

А) продукты сельского хозяйства В) легковые автомобили С) морепродукты Д) меховые изделия

6. Территория моего края расположена в…

А) тропическом поясе В) умеренном поясе С) полярном поясе

7. Что не относится к искусственным водоемам?

А) река В) пруд С) водохранилище

8. Какие почвы встречаются в нашем крае?

А) черноземы В) тундрово-глеевые С) бурые Д) красноземы


В краеведческой работе использую проектное обучение, которое связано с именем выдающегося русского ученого педагога П.Ф. Каптерева. Он считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развития мышления. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых- осязаемый результат творческой деятельности учащихся. Чаще всего я применяю различные виды презентаций краеведческих проектов, например: соревнования, реклама, телепередача, иллюстративное сопоставление фактов, событий, деловая игра и другие. В рамках проекта учащиеся имеют возможность провести исследование природного комплекса, например Мещанского леса города Петропавловска. При организации экскурсии, являющейся одним из обязательных этапов проекта, учащиеся выполняют следующие задания:

- составляют сему маршрута экскурсии;

- составляют описание рельефа;

- делаю рисунки растений, заготовки для гербария;

- составляют списки представителей животного мира;

- оценивают последствия изменения компонентов комплекса в результате человеческой деятельности. Собранные во время экскурсии материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют.

Краеведческий проект « Разработка маршрута экскурсии по своему населенному пункту» можно предложить учащимся разных возрастных групп с 6-11 класс.

Проектное задание : « Представьте, что Вы являетесь сотрудником туристической фирмы. Ваша задача разработать и презентовать маршрут пешеходной экскурсии по своему населенному пункту». По выполнении. Такое задания, необходимо выбрать объекты, которые учащиеся хотят показать в процессе экскурсии, определить начальный и конечный пункты маршрута, обосновать свой выбор. Затем определить порядок прохождения отобранных объектов, т.е. маршрут. Они должны продумать, как можно презентовать свой маршрут. Возможно, подготовить рекламный буклет, в котором будет содержаться необходимая информация об объектах экскурсии, описание маршрута, схематичное изображение.


Николай Дружков сказал:

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть маленькое солнце.

На Родине заботы не томят,

На Родине и радостно поётся.

У каждого есть Родина своя,

У каждого есть дом, где он родился


Долг человека- накапливать знания, быть любопытным ко всему, что его окружает. Нам учителям-краеведам необходимо учить детей внимательно присматриваться к тому, что их окружает, расспрашивать родителей о родословной, знакомиться с историей названия улиц своего населенного пункта и т.п. Возможно тогда, куда бы на забросила их судьба, где бы они потом не жили, они всегда будут вспоминать свою малую Родину.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!