СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка технологических карт по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта. Урок 84. Литературно-музыкальная композиция: "Сороковые  роковые..."

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологических карт по литературе»

Урок 84. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Замотаева Айгуль Раисовна

Педагогическая цель

Знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, воссоздание картины эпохи;

Формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи урока

Обучающая:

-обучение творческому восприятию лирического произведения;

-проследить историю Великой Отечественной войны через лирические произведения военных лет;

-показать особенности тематики военной лирики;

-актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ. 

Развивающая:

-развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения;

-развить навыки

-развить творческие и актерские способности учащихся.

Воспитывающая:

-воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания;

-воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ;

Тип, вид урока

литературно – музыкальная композиция.

Планируемы результаты

(предметные)

Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XX века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы и их оценка. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Личностные результаты

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности. Мироощущение человека на войне. Всеобщий патриотический подъем, единение русских людей перед лицом врага, мужество, стойкость, героизм в дни испытаний.

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутое высказывание аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Коммуникативные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Формы и методы обучения

Фронтальная ( обсуждение), групповая (Практическое выполнение :журавлики)

Понятия и термины

Война, Родина, Мир

Образовательные ресурсы

https://www.infouroki.net/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-sorokovye-rokovye-po-stihotvoreniyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.html


Оборудование

Презентация, музыкальное сопровождение.




Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1

2

3

4

5

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Наблюдение, устные ответы

II. Подготовка к восприятию нового материала. Актуализация знаний.


Фронтальная беседа.

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:

Я только раз видала рукопашный,

Раз - наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.



Я хотела бы узнать, что вы знаете из истории о ВОв. Проведём небольшую викторину и ответим на вопросы:

1.Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
Ответ: 22 июня 1941- 9 мая 1945.
2.Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины? Ответ: Германия
3. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны?
Ответ: Иосиф Сталин
5. Какие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?
Ответ: Оборона Заполярья, Московская битва, Блокада Ленинграда, Ржевская битва, Сталинградская битва, Курская битва, Битва за Берлин.
6. Назовите известных Вам советских полководцев и военачальников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Ответ: Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Александр Василевский, Иван Конев, Семен Буденный, Климент Ворошилов, Константин Рокоссовский.


Слушают учителя.




















Отвечают на поставленные вопросы.


Устные ответы

III. Целеполагание

Выявление места и причины затруднения.


Фронтальная беседа.

- После того, как мы ответили на вопросы викторины, мы наверное сможем сформулировать тему нашего урока?

- Итак, как мы сможем сформулировать тему урока? Какие задачи мы ставим перед собой?


Формулируют тему урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение учебной задачи.


Устные ответы

IV. Овладение новой учебной единицей

1. Выразительное чтение стихотворения.




2. Коллективное обсужде-ние услышанного.


3.Прослушивание аудио-записи стихотворения Да-вида Самойлова (Дави́д Самуи́ловичКа́уфман)«Сороковые».


















4. Словарная работа (по стихотворению Давида Самойлова «Сороковые»).






Фронтальная беседа

Включает лирическую музыку







Задаёт вопросы



На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался а годам своей молодости, к теме войны.Это стихотворение – воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить!

Включает аудиозапись со стихотворе-нием.

Задаёт вопросы:

- Как поэт рисует картины войны?

-Найдите антитезу в стихотворении. что она выражает?








Просит найти и обратить внимание на незнакомые слова в стихотворении: эшелон, полустанок, кисет, мундштук. Выясняют лексическое значение этих слов.








Ученица выразительно читает наизусть стихотворение Зосимы Мирошник «Минута молчания». (Сопровождается презентацией).




Отвечают на вопросы



Учащие слушают












Учащиеся отвечают:

-Создаётся впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может страницы своей памяти.

- «Война гуляет по России,/ А мы такие молодые!» Молодость противопоставляется войне. Война противоречит жизни, убивает её, калечит судьбы людей.


Учащиеся отвечают и записывают ответы в тетрадях.

Эшелон - временное формирование при перевозке войск по железной дороге.

Полустанок - небольшая железнодорожная станция.

Кисе́т- небольшой мешочек для хранения вещей, затягиваемый шнурком.

Мундшту́к - узкая полая часть табачной трубки, которую берут в рот при курении.

Устные ответы
































Устные ответы и письменная работа








V. Физ.минутка


Проводит релаксационные упражнения:

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

(1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.)


Выполняют упражнения.

Наблюдение

VI. Первичное закрепление изученного материала.





































Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

Закрепляющая беседа, фрон-тальная работа.

Просит выразительно прочитать стихотворение Марины Терентьевой «Письмо сыну с фронта».



Вся страна переживала огромный патриотический подъём. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!

В 1965 г. Известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Расула Гамзатова, посвящённое двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно:

Мне кажется порою, что джигиты,

С кровавых не пришедшие полей,

В могилах братских не были зарыты,

А превратились в белых журавлей…

Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит её эмоциональное воздействие. Затем он показал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к нему музыку. Так родилась проникновенная песня. Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность. Каждый год в День Победы она звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны.



А сейчас я предлагаю сделать бумажного журавлика в память о тех, кто не вернулся и вероятно всего в семье каждого из Вас есть такие герои.

Включает аудиозапись «Журавли»


Выразительно читают стихотворение Марины Терентьевой «Письмо сыну с фронта».



Учащиеся слушают




























Делают бумажные журавлики





Учащиеся слушают исполнение


Устные ответы




























VII. Закрепление изученного.


Фронтальная беседа.

1. Почему поэзия оказалась необходима людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

2. Какими чувствами вы прониклись, слушая стихи поэтов-фронтовиков?

3. Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю?

4. Скажите пожалуйста, почему наш урок проходил под названием «Сороковые-роковые?»


Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения.

Устные ответы

VIII. Рефлексия


Фронтальная работа

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?


Высказывания учащихся.

Отвечают на вопросы. Оценивают свое состояние.


Устные ответы

IX. Подведение итогов

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Закрепляющая беседа




Домашнее задание


Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.


1. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть, посвящённое Великой Отечественной войне.

2. Подготовить рассказ о дедах и прадедах, участвовавших в ВОв.




Слушают учителя





Записывают дом.задание.

Устные ответы




Наблюдение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!