СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка технологических карт по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта. Урок 82-83. Проблема жестокости, справедливости,в стихотворениях А.А. Ахматовой "Мужество", "Победа", "Родная земля", "Перед весной бывают дни такие ...".

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологических карт по литературе»

Урок 82-83. Проблема жестокости, справедливости в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», «Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Замотаева Айгуль Раисовна

Педагогическая цель

Погружение в мир поэтического слова; введение учащихся в сложный мир военной поэзии; повышение интереса к истории страны, к прошлому.

Задачи урока

Образовательная: совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения, умение находить смысловые параллели в художественных произведениях и библейских сюжетах; совершенствовать навык выразительного чтения поэтического текста.

Развивающая: развивать аналитические способности учащихся, логическое мышление, учить их мастерству слова, работе с текстом.

Воспитательная: воспитывать в учащихся любовь к Родине, к своему народу, к родному языку, к большой и малой Родине; воспитывать гордость за великое прошлое .

Тип, вид урока

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Планируемы результаты

(предметные)

Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Умение вести диалог.

Личностные результаты

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, об истинных и вневременных ценностях, могуществе национального духа

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Формы и методы обучения

Фронтальная, групповая.

Понятия и термины

Мужество, победа, жестокость, война

Образовательные ресурсы

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2015.

2.Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2014.

3. https://proshkolu.ru/user/i-suyazova/file/4784402/


Оборудование

тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, компьютер, презентация


Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1

2

3

4

5

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Наблюдение, устные ответы

II. Актуализация учебной деятельности и пробное учебное действие.


Фронтальная беседа.

Проверка домашнего задания.

Организовывает актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Проверяют и объясняют домашнее задание.

Ведут диалог с учителем.


Устные ответы

III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Фронтальная беседа.

Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Сегодня мы продолжим наш разговор о поэзии Великой Отечественной войны и познакомимся с замечательными стихотворениями Анны Андреевны Ахматовой «Победа» ,«Мужество», «Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…».

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Поставьте цель, которую мы должны постигнуть на уроке.

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение учебной задачи.

Выступает ученик с докладом о творчестве поэта.

Устные ответы


IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Работа с учебником

Стихотворение «Победа» написано в 1942 году… В нем предсказывается, предчувствуется победа под Сталинградом…

Вопрос классу: Что знаете вы об этом периоде Великой Отечественной войны из уроков истории? (СЛАЙД)

Правильно, но это мы сейчас знаем, что Сталинградская битва стала переломным моментом Великой Отечественной войны, а тогда, зимой 42 – 43-го, люди стояли насмерть, защищая каждый клочок земли, каждый дом…

В том далеком грозовом году, когда решалась судьба войны, множество советских солдат стали свидетелями явления в небе Казанской Богородицы, Которая, благословляя их, указывала рукой на запад. После этого началось стремительное освобождение наших земель. Икона Казанской Царицы Небесной стала сопровождать армию в автомобиле маршала Жукова. (СЛАЙД)

Вопрос классу: Скажите, какой смысл вы вкладываете в такое знакомое и на первый взгляд обыденное, я бы сказала, будничное, слово «МАТЬ»?


Да, действительно, такое простое слово имеет глубокие значения.


Вопрос классу:

Близки ли понятия РОДИНА и МАТЬ? (СЛАЙД)


Учитель: На войне эта связь становится еще крепче, потому что человек не жалеет своей жизни во имя своей матери – Родины.

Я не случайно начала наш урок с рассказа о Божьей Матери, потому что цикл стихотворений Анны Ахматовой «Победа» наполнен православными мотивами.

Давайте прочитаем его.


Слушают учителя.

Составляют опорную запись в тетради.


(Именно под Сталинградом фашистская армия потерпела сокрушительное поражение. Именно здесь произошел перелом войны)


















Женщина, которая Родина-мать родила

МАТЬ


Самый близкий человек Богоматерь



(Родина для человека – вечно живая мать. Он тут родился. Здесь его родные. Человек связан с ней жизнью. Образ Родины связан с темой земли. Этот образ в стихотворении характеризуется святостью и чистотой и ассоциируется с образом Богородицы).









Письменная работа

V. Физ.минутка


Проводит релаксационные упражнения:

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

(1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.)


Выполняют упражнения.

Наблюдение

VI. Первичное закрепление.

Аналитическая работа с текстом.










Выразительное чтение цикла стихотворений «Победа»


Фронтальная беседа.

1. История создания цикла стихотворений «Победа».

В 1942 году было написано первое из стихотворений цикла – «Славно начато славное дело», второе – «Победа стоит у наших ворот» – в 1945-м. Написанное в 40-е годы стихотворение «Вспыхнул над молом первый маяк...» увидело свет только в 1958-м. Современная критика называет цикл "Победа", который публикуется в таком составе с 1961 года. (СЛАЙД)



Вопросы классу:

Какие чувства вызывает стихотворение? Какое настроение становится для стихотворения определяющим? Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения?



Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Выражают свое отношение к сказанному.













(Интонация 1 стихотворения приподнятая, торжественная, мажорная. Лирическая героиня выражает свои чувства громогласно, радость победы звучит, как на горных вершинах, где звуки человеческой речи отдаются многократным эхом. Оно звучит как боевой призыв.

2 стихотворение наполнено другой интонацией: мы чувствуем боль от смертей многих и многих солдат, и в то же время свет от маяка-предтечи наполняет нас чувством радости, надеждой.

В 3 стихотворении цикла тоже звучит радость матерей спасенных детей.

Для всего стихотворения характерна колокольная интонация, перезвонная. Колокольный звон звучит то благостно, предрекая людям победу, то набатно, созывая на бой)



Устные ответы

VII. Словарная работа.


Работа со словарём

Вопросы классу:


1) Как вы понимаете слово «пречистое»?



2) С каким существительным соотносится это прилагательное? Какой образ встает перед глазами?







3) Как вы понимаете слово осквернённое?



4) Какой смысл вкладывает А.А.Ахматова в сочетание осквернённой земли?


5) В стихотворении есть еще одно слово, требующее нашего внимания – предтеча. Знаете ли вы его значение?


6) Что хотела сказать нам Ахматова, говоря:

Вспыхнул над молом первый маяк,

Других маяков предтеча…


Работают со словарем.Читают свои работы. Слушают других. Задают вопросы.

1.(Пречистой именуют Богородицу. Ахматова сопоставляет мать-землю с Матерью Богородицей).

2.(В стихотворении слово пречистое относится к словосочетанию телом осквернённой земли. Конечно же, слово пречистое в нашем понимании связано с образом Богоматери. В стихотворении «Победа», как нам кажется, земля – это пречистое тело Богоматери. Она в сердце поэта. Она в сердце людей. Она поругана и растоптана. Она взывает к мщению.)

(Осквернённое – образовано от глагола осквернить – опозорить, подвергнуть поруганию, унижению, запятнать чем-нибудь).





5. (Предтеча – лицо или событие, подготовившее условие для деятельности других, для появления чего-нибудь другого).


6. (В стихотворении звучит уверенность в конечной победе над врагом.)


Письменная работа

VIII. . Работа над лексическим строем цикла стихотворений.


Работа со сборником стихотворений

1 стихотворение цикла.

Вопросы классу:

1) Прочитайте первую строку. Как вы думаете, с какой целью автор использует однокоренные слова «славно», «славное»?




2) Кто требует отмщения?


3) Какие образы мы видим в этом стихотворении?




Слово учителя:

Ребята, в Библии рассказывается, что, когда было осквернено пречистое тело Богородицы, обе руки святотатца были отсечены невидимой силой. Когда же он раскаялся и уверовал, отсеченные руки столь же чудесным образом появились вновь.


4) Какова роль фольклорных образов в этом стихотворении?




5) Почему возникает этот образ дедов-морозов?














2 стихотворение цикла.

1) Какими образами наполнено это стихотворение? Какую смысловую нагрузку несут?












2) Почему же плачет моряк?




3 стихотворение цикла.

1) Назовите главные образы этого стихотворения (СЛАЙД)


2) Какую смысловую нагрузку несут эти образы?













3) К какому выводу подводит нас автор? (СЛАЙД)




1. (Речь идет о начале разгрома фашистов под Сталинградом. Конечно же, для русского народа это славное дело. И хотя полный разгром фашистских полчищ был еще очень далек, Ахматова пишет о победе).


2. (Мать-земля, ее оскверненное тело требует возмездия)

3. Образ Родины

образ растерзанной земли

= образ матери Образ дедов-

морозов

Образ берез

= образ Богородицы.









4. (И родные березы, и могучие деды-морозы вместе народом-воином образуют единый «сомкнутый строй», которым страна идёт к главной цели – Победе).


5. (В январе 1942 года сокрушительную силу мороза-воеводы врагу уже пришлось испытать на собственной шкуре, и Ахматова это прекрасно знала – она не пропускала ни одной сводки «Совинформбюро». Вот откуда у неё в стихах появились деды-морозы.

Есть такой мифологизированный термин или эпитет, который часто употребляется некоторыми историками по отношению к сильным морозам в России. Морозы сыграли одну из основных ролей в победе русских войск в войне с Наполеоном и в Великой Отечественной войне).




1. (Образ света – «первый маяк». Образ предтечи – вестника победы. Образ смерти. Образ победителя-моряка.

Свет – это один из атрибутов Бога. Луч – это энергия Бога, Его благословение. Созерцание этого света дарует человеку радость. И еще мы знаем, что образ света, как в Библии, имеет значение карающего, наказывающего меча. Свет противостоит разрушению и смерти. И несмотря на то, что «моряк…плавал в набитых смертью…вдоль смерти и смерти навстречу», свет побеждает смерть, потому что несет весть о победе и карает врагов.)


(Потому что путь к победе – через гибель друзей, близких, родных… В основе победы – смерть солдат).



  1. . (Образ Победы. Образ дома, возле дверей которого стоит победа. Образ матерей. Образ ребенка

2.(Конечно же, вновь возникает образ матери, только теперь он разрастается: это уже не только Родина-мать – это матери всего мира, которые защищают своих детей. Ребенок беспомощен, он нуждается в защите, и поэтому перед всеми матерями мира стоит задача – спасти от смерти своих детей. Так образ Родины, образ Богоматери приобретает земное звучание. Матери стоят около дверей, подняв спасенных детей высоко к небу, к Богу, благодаря Его и Богородицу за спасение и защиту детей. Образ Родины приобретает значение образа дома).


3. (Любовь к Родине помогает в трудную минуту. Будет Родина – будет жизнь, будут дети. Нет её – ничего нет. Любовь к Родине – это любовь к детям, любовь к матерям, любовь к дому, родной земле. Без этой огромной любви ничего не состоится на белом свете).

Устные ответы

IX. Самостоятельная работа по группам.(см. Приложения)

Фронтальная беседа

Группа 1.

Посмотрите плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». Почему плакат так назван? Как он соотносится с циклом стихотворений «Победа»?

Группа 2.

Посмотрите на изображение Божьей Матери Оранты «Нерушимая Стена». Прочитайте о ней в Приложении. Ответьте на вопрос: «Почему образ Богоматери символизирует победу жизни над смертью?»

Группа 3.

Прочитайте в Приложении о Богоматери Казанской. Какова ее роль в судьбе России?

Группа 4.

Прочитайте в Приложении о Богоматери Владимирской. Какова ее роль в судьбе России?


Учащиеся отвечают на вопросы.

Устные ответы

Рефлексия



Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какой этап урока больше всего запомнился?

Домашнее задание.

1. Прочитайте стихотворение А.Ахматовой «Мужество» на стр. 217 учебника литературы, подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2. Прочитайте в Приложении историю создания стихотворения.

3. Ответьте на вопросы:

1) Что значит быть патриотом? Можно ли, прочитав стихотворение Ахматовой, назвать её патриотом?

2) Почему Анна Ахматова назвала свое стихотворение «Мужество»?

3) Почему в страшные для Родины минуты особенно ценны свобода, родная речь?

Индивидуальное задание № 1:

Подготовить презентацию о могиле Неизвестного солдата в Москве.

Индивидуальное задание № 2:

Подготовить презентацию «Поэт Сергей Орлов»





Высказывания учащихся.

Отвечают на вопросы. Оценивают свое состояние.

Записывают дом.задание.

Устные ответы





ПРИЛОЖЕНИЕ





















Группа 1.

«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.

Задание: Посмотрите плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». Почему плакат так назван? Как он соотносится с циклом стихотворений «Победа»?

Группа 2.

Стена Нерушимая. Богоматерь Оранта

По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите — императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная. Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.

Задание: Посмотрите на изображение Божьей Матери Оранты «Нерушимая Стена». Прочитайте о ней в Приложении. Ответьте на вопрос: «Почему образ Богоматери символизирует победу жизни над смертью?»

Группа 3

Владимирская Богоматерь

В конце XIV века на Европу направил свою орду Тамерлан, прозванный русскими "железный хромец". В 1395 году он вторгся в Россию, полонил рязанские земли и пошел на Москву. Угроза заставила князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), спешно собрать рать и выйти неприятелю навстречу. Князь встал с войском на берегу Оки у Коломны, помолился Спасителю, Богородице и чудотворцам Петру, Алексию и Сергию. Он попросил народ земли Владимирской перенести в Москву святыню - икону Владимирскую и просить Владычицу о заступничестве всей Руси. Почетное посольство передает эту просьбу жителям города в день Успения Пресвятой Богородицы и встречает понимание. С плачем и причитаниями провожали владимирцы икону, пребывавшую у них два с половиной века. Десять дней несли святыню до Москвы, это было историческое грандиознейшее шествие, десять дней икону не покидала огромнейшая людская масса, не раз повторявшая на едином дыхании: "Матерь Божия, спаси землю русскую!" Величием и скорбью наполнены были шествие и встреча в Москве. Икону встретило все великокняжеское семейство на пути к Москве и сопроводило святыню до Успенского собора.

А Тамерлан стоял на дальних подступах к столице. В час встречи иконы в Москве он спал в шатре. И такой сон снизошел на свирепого грозного завоевателя-инородца: с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и в божественном величии стоит Лучезарная Дева, окруженная бесчисленными ангелами с огненными мечами, направленными на Тамерлана... Тот проснулся в холодном поту и немедленно созвал совет. Мудрецы так истолковали сон, что Лучезарная Дева – не кто иной, как сама Богоматерь - заступница русских, и сила Ее неодолима. Наш летописец пишет: "И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы".


Задание: Прочитайте в Приложении о Богоматери Казанской. Какова ее роль в судьбе России?














Группа 4

Казанская Богоматерь

Своим явлением Божия Матерь освещает стихии нашего мира – огонь, воду, воздух, растения и землю. В огне и на воздухе явились иконы Толгская и Тихвинская, на водах – Иверская, на деревьях – Феодоровская, Жировицкая. Казанская пришла из недр земных, как человек пришел на Землю из ее праха. Эту мистическую связь Богородицы с Землей глубоко почувствовали на Руси верующие люди. Не случайно зовут в народе Землю - Мать-Земля, а Богоматерь иногда в молитвах именуют "Землею благою".

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города совсем уже были на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а насколько хватило сил. И Богородица, несомненно, прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне все человечество считает величайшим феноменом.

Задание: Прочитайте в Приложении о Богоматери Владимирской. Какова ее роль в судьбе России?


































Материал к домашнему заданию

В сорок втором году, когда фашисты рвались к Сталинграду, А. Ахматова написала свое ставшее знаменитым стихотворение «Мужество». Набатное стихотворение. В нем поэтесса выразила патриотический дух народа, его готовность «под пулями мертвыми лечь», остаться без крова, но защитить свою культуру, свободу и « великое русское слово» от захватчиков:

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

«Ветер войны» назвала А.Ахматова цикл стихов, написанных в 1941-1943 годах. Он начат был в блокадном Ленинграде и завершён в эвакуации в Ташкенте. Стихотворение «Мужество» (1942) принадлежит этому циклу. Это произведение было написано 23 февраля 1942 года в Ташкенте. В те дни она, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники на площадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Зато с быстротой молнии по бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось её стихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучали в военные годы в концертных залах, с эстрады, на фронтовых выступлениях профессиональных чтецов и армейской самодеятельности.

Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённая дистрофией, она не хотела покидать «гранитный город славы и беды». Только повинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируется самолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращалась она к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. Чувство Родины, впервые увиденной ею с самолёта на долгом воздушном пути, явилось для неё как бы новым этапом творческого постижения жизни. Тон её стихов обретает особую торжественность и убедительность. Безмерно расширяется круг наблюдений и размышлений. Это была уже полная зрелость духа и то, что можно назвать мудростью жизненного опыта.

Ахматовой этого времени в высокой степени присуще чувство патриотизма.
Действия в её стихах происходит как бы на фоне больших исторических событий современности, хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души


Скажет народ о нем. Он защищал Сталинград. Смолкнет военный гром.















Открытка с Днем Победы, За Родину-мать! Ираклий Тоидзе , 1943 г.


Мать против войны

Диденко Алена. Детский дом, г.Черняховск




Пресвятая Матерь Божия Покровительница Святой Руси,

Даровавшая Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945г.




Скачать

© 2018 2382 228

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!