Тема: Мой труд вливается в труд моей Республики
(сценарий первого урока, проводится совместно с 10-м и 11-м классами.)
Цель урока: напомнить учащимся об истории Луганского края, о трудовых буднях шахтеров, о Стахановском движении, о личном вкладе в развитие республики; развивать умения высказывать свою точку зрения, умение оценивать происходящие события; воспитывать любовь к родному краю, к людям рабочих профессий. Формирование у учащихся общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, нравственных норм (доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, ответственности за свои поступки), воспитание любви к Родине через взаимоотношения с близкими людьми
На доске эпиграф:
Человеку нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.
К.Г. Паустовский
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Автор текста (слов): Матусовский М.
Композитор (музыка): Баснер В.
— Это песня о любви к Родине. С чего же начинается эта любовь?
— С хороших и верных товарищей, с отца с матерью – родителей…
— Слова «Родина» и «родители» однокоренные и неразрывно связанные и в русском, украинском «батьки» и «Батьківщина» и в других языках.
— А что для вас значит Родина?
(Слушаем высказывания учеников.)
— Неотделимой частицей большой Родины (страны) является родной край, небольшой город, где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир, нашли друзей. Маленький ребенок мало знает о том уголке страны, где он живет. ДОМ – ДВОР – ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – границы мира постепенно расширяются.
— А какой вклад вы вносите сейчас в развитие и процветание своей Родины? Школы? Семьи?
Чем вы помогаете Родине? В чем ваш основной труд?
(Слушаем предположения)
(Подводим итог: «Долг – учиться, чтобы трудиться на благо Родины»)
2. Интерактивное упражнение
Группы должны написать за минуту по алфавиту названия городов республики, и выдающихся людей нашего края. (Группы зачитывают результат своей работы.)
3. Ученица читает стихотворение:
О Донбассе пишут в географиях,
Что Донбасс край угля и металла,
Но для полной биографии, -
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песни о Донбассе
Терриконы и копры воспеты,
Верно, есть такие, я согласен,
Но это только внешние приметы.
Донбасс всегда давал стране угля,
Тепло и свет несла его земля,
Но вместе с тем в любые времена
И кадры он давал сполна.
(Демонстрация ролика «Шахтерский труд». Клип на песню «И светит лампочка шахтера» на слова М.Матусовского.)
4. Учитель: Наша земля гордится нашими земляками:
(Ученики рассказывают об знаменитых земляках, демонстрируются портреты известных людей края)
Никита Изотов. Его потребовало время. Его воспитала эпоха. В 20 лет он становится шахтером. Майским утром 1932 года он совершил подвиг, заставивши заговорить о нем многие газеты: он вырубил за смену 20 тонн угля. Целый железнодорожный вагон.
Алексей Стаханов. Это он в 1935 году за 5 часов 45 минут на шахте «Центральная – Ирмино» вырубил 102 тонны. А потом появились свои стахановцы в металлургии и машиностроении, на транспорте и в сельском хозяйстве.
Прославил Донбасс Георгий Тимофеевич Береговой. 26 октября 1968 г. на космическом корабле «Союз – 3» он отправился в космический полет, в мир полный загадок и неожиданностей. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Гордость переполняла сердца енакиевцев, всех жителей Донбасса. Ведь звездный сын – наш земляк.
Владимир Иванович Даль. Это он сотворил большой и значительный памятник-словарь, который украшает полки всякого, кому дорог великий русский язык.
5. Учитель: Пройдет совсем немного времени, и вам, дорогие ребята, придется выбирать свои путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Чтобы найти любимую работу нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
Демонстрируется ролик «Кем мне стать?»
6. Учитель: В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.
Но и эта огромная цифра далека от определённости. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но ещё и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы.
Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
«человек-природа», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» и «человек - знаковая система».
Работа с людьми
Профессии: врач, учитель, продавец, руководитель, артист, журналист, экскурсовод, модельер, парикмахер, политик, библиотекарь, стюардесса, юрист и т.д.
Работа с живой природой:
Профессии: агроном, животновод, зоотехник, биолог, биохимик, врач, повар, географ, геолог, эколог, и т.п.
Работа со знаками:
Профессии: переводчик, чертёжник, инженер, составитель карт, секретарь, программист, учёный, математик, работник банка, бухгалтер, психолог, композитор и т.д.
Творческая работа:
Профессии: артист, художник, скульптор, музыкант, дизайнер, писатель, искусствовед, модельер, балерина и т.п.
Работа с техникой:
Профессии: инженер, архитектор, строитель, сборщик компьютеров, электронщик, водитель, ремонтный рабочий, изобретатель, конструктор, диск-жокей, звукорежиссёр и т.д.
Демонстрируется ролик «Рабочие прфессии».
7. Учитель: В наше время новые профессии появляются едва ли не каждый день.
Как выбрать из них ту, что по душе, если толком даже не знаешь, что входит в обязанности того или иного специалиста? Сегодня я познакомлю вас с профессиями, которые пользуются устойчивым спросом на рынке труда.
Рассказ сопровождается демонстрацией презентации.
1-й слайд Новые профессии
2-й слайд Риелтор
Агент по продаже недвижимости - РИЭЛТОР
Осуществляет работу по покупке, продаже или аренде недвижимости по поручению клиентов. Оформляет заявки покупателей, подбирает или предлагает варианты продаж или сдачи жилья внаём. Согласовывает договорные условия, оформляет операции с недвижимостью.
3-й слайд Интервьюер
Лицо, которое проводит интервью, опрос для социологических и других исследований.
4-й слайд
Новые профессии. Брокер, дилер, мерчендайзер.
5-й слайд Брокер
Оказывает посреднические услуги при заключении коммерческих, кредитных, валютных, страховых сделок на биржах, ускоряя оборот капитала. Изучает качественные характеристики продукции и услуг, являющихся предметом сделки, а также финансовое положение и деловую репутацию её участников.
6-й слайд Дилер
1. Член фондовой биржи и банка, занимающийся куплей- продажей ценных бумаг и драгоценных металлов. Действует от своего имени и за свой счёт.
2. Предприниматель, торгующий в розницу продукцией, закупленной оптом.
7-й слайд Мерчендайзер
Человек, занимающийся подготовкой товаров в розничной торговле. Оформляет товарные прилавки, витрины, размещает рекламные плакаты.
8-й слайд Логист
Отслеживает перевозки (авто, морские, авиа), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную документацию, ведёт переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты. анализирует спрос на производимую продукцию и потребности покупателей.
9-й слайд Секретарь-раферент.
Референт (помощник руководителя)
выполняет технические функции и поручения руководителя. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведёт телефонные переговоры, записывает и передаёт задания руководителя по назначению, следит за их выполнением.
10-й слайд Секретарь- РЕСЕПШИОНИСТ
Осуществляет работу по подготовке заседаний или совещаний, проводимых руководителем, ведёт и оформляет протоколы, делопроизводство. Организует приём посетителей.
11-й слайд Сюрвейер
Эксперт, осуществляющий по просьбе страхователя и страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию судов и грузов.
12-й Флорист. Фитодизайнер.
Выращивает декоративные растения, реализует проекты озеленения населённых пунктов. Занимается художественным оформлением парков, скверов, газонов, созданием интерьеров помещений с использованием декоративных растений. Составляет композиции и букеты из цветов. предупреждает заболевания растений, борется с вредителями.
8. Конференция. Ученики 11 класса презентуют те профессии, которые они для себя выбрали. (Презентации учеников.)
9. Игра: ПРОФСЛОВАРЬ (Сопровождается показом презентации).
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам буду сейчас зачитывать.
Рисунок, проект, план, город, гармония, конструкция, строительство, здания, памятники. (Архитектор).
Ткань, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).
Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели.
(Библиотекарь)
Новости, современность, оперативность, факты, редакция.
(Корреспондент, журналист)
Земля, природа, теплица, сад. сорта, растения, уход. плоды, удобрения.
(Агроном)
Изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, съёмка, экспедиции, глазомер. (Топограф)
Врач, лечащий глаза (Окулист)
Художник, оформитель сцены (Декоратор)
Юрист, оказывающий юридическую помощь гражданам и
организациям (Адвокат)
Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную
посуду (Бондарь)
Первоначальное значение слова «врач»
(Заговаривающий болезнь)
Буквальное значение слова «прапорщик» (Знаменосец)
Буквальное значение слова «художник» (С умелыми руками)
Аптечный работник с высшим образованием (Провизор)
Александр Розембаум по профессии… (Врач)
Он работает, не ударив палец о палец (Натурщик)
10. Учитель: Ребята 11-го класса показали нам, что с будущей профессией они определились. Предлагаю пройти тест ученикам 10-го класса. 11-тикласники можете также проверить правильность вашего выбора.
Тест
«Кем быть»
Знания лучше всего запоминаются…
а/ после чтения учебника;
б/ после объяснений учителя;
в/ на собственном опыте;
г/ когда они наглядные: есть картинки или фильмы.
У вас есть немного свободного времени, Чем его занять?
а/ почитать книгу или журнал;
б/ поболтать по телефону;
в/ начать что-нибудь мастерить;
г/ порисовать или просто помечтать.
Каких уроков в школе должно быть больше?
а/ русского и иностранных языков;
б/ необычных, каких нигде нет;
в/ математики, истории;
г/ природоведения, труда.
А каких уроков должно быть меньше?
а/ физкультуры;
б/ математики;
в/ русского языка;
г/ скучных, где не надо фантазировать.
Вы пригласили одноклассницу в гости, но она не знает дороги. Вы…
а/ подробно напишите ей, как пройти или проехать;
б/ не только напишите, но и покажете в лицах;
в/ нарисуете подробный план проезда;
г/ встретитесь с ней и проводите к себе домой.
Какой кружок вы посещаете или хотели бы посещать?
а/ в литературный, где можно сочинять и обсуждать книги;
б/ в музыкальную школу или хор;
в/ в такой, где можно что-нибудь мастерить;
г/ ф художественную школу.
Теперь посчитайте, каких букв получилось больше, и узнайте, какая профессия вам подойдёт.
А - Вы - человек слова. Вы любите читать и легко запоминаете прочитанное, но объяснения учителя вам обязательно нужно записывать, иначе вы их забудете. Вы сможете стать писателем, врачом, учёным, телеведущим, журналистом, переводчиком.
Б - Вы - человек звука. Большие фантазёры, вы наверняка любите слушать музыку, чтение вслух. У вас отличная память, но вам легче запомнить то, что сказали, чем то, что записано на бумаге.
Из вас выйдут хорошие актёры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.
В - Вы - человек знака. Вы любите изобретать, мастерить, а в раннем детстве переломали немало игрушек, что бы узнать, как они устроены.
Вы обожаете приключения, детективы, фэнтези. Из вас получится инженер, архитектор, исследователь, переводчик.
Г - Вы - человек цвета и образа. Прирождённые художники, вы научились держать карандаш раньше, чем ложку, и рисовали на всём, что попадалось под руку. У вас хорошая зрительная память, вы способны помнить многие вещи в деталях. Вы можете стать художником, модельером, парикмахером, следователем, писателем, искусствоведом.
11. Учитель: Подходит к концу наш урок. Но я надеюсь, что все вы, ребята, станете достойными гражданами нашей республики, оставите свой след в сердцах людей, и тогда уже о вас будут слагаться песни и стихи.
А ты?
(Ученик читает стихотворение).
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звуку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет? (Л. Мартынов)
Звучит финальная песня.